3 Царств 20 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Арамейский царь Бен-Хадад собрал всё свое войско, а с ним были еще тридцать два царя с конями и колесницами; все они выступили в поход и осадили Самарию.
2 Он отправил послов в город к израильскому царю Ахаву
3 с такими словами: «Так говорит Бен-Хадад: твое серебро и золото теперь мое, и лучшие из твоих жен и детей — тоже мои».
4 Израильский царь ответил: «Всё, как сказал владыка мой: сам я — твой, и всё мое — твое».
5 Снова пришли послы и передали, что говорит Бен-Хадад: «Я уже посылал к тебе с требованием отдать мне твое серебро и золото, жен и детей.
6 Завтра в это же время я пошлю к тебе послов — пусть они осмотрят твой дворец и дома твоих слуг, и всё, что есть у тебя ценного, заберут и унесут».
7 Царь израильский собрал всех старейшин страны и сказал: «Прошу, рассудите сами, какую беду он готовит. Он потребовал у меня жен моих и детей, серебро и золото — и я не отказал ему».
8 «Не слушай и не соглашайся!» — ответили ему старейшины и народ.
9 Тогда он сказал послам Бен-Хадада: «Передайте владыке моему царю: всё, чего требовал ты от слуги твоего прежде, исполню, а этого сделать не могу». И послы передали его ответ.
10 «Пусть так-то и эдак поступят со мной боги и еще добавят, — передал ему в ответ Бен-Хадад, — если останется от Самарии достаточно праха, чтобы каждый из моих слуг мог взять хоть по горсточке!»
11 «Пусть хвалится не тот, кто опоясывается мечом, — ответил царь израильский, — а тот, кто снимает его после битвы! »
12 Бен-Хадад услышал эти слова, пируя с другими царями в шатрах. Он велел своим воинам строиться, и они выстроились перед городом.
13 Тогда один из пророков подошел к Ахаву, царю израильскому, и сказал: «Вот что говорит ГОСПОДЬ: „Видишь ли это великое множество? Я предам его сегодня в твои руки, и узнаешь, что Я — ГОСПОДЬ!“»
14 «Через кого?» — спросил Ахав, и тот ответил: «Так говорит ГОСПОДЬ: через дружины областных правителей».1 «А кому начинать битву?» — спросил он, и тот ответил: «Тебе».
15 Ахав выстроил дружинников областных правителей — их оказалось двести тридцать два. За ними он поставил весь остальной народ — израильтян было семь тысяч.
16 Они выступили в полдень. А Бен-Хадад всё пировал в шатрах, пьянствуя с тридцатью двумя подчиненными царями.
17 Первыми выступили дружины областных правителей. Бен-Хадад послал дозорных, и ему доложили, что некие люди вышли из Самарии.
18 Он сказал: «Если они вышли с миром — хватайте их живыми, а если вышли сражаться — всё равно хватайте живыми».
19 А из города всё выходили дружины областных правителей и за ними остальное войско,
20 и каждый из них разил врага. Арамеи побежали, и израильтяне погнались за ними. Арамейский царь Бен-Хадад бежал на коне вместе со всадниками.
21 Наконец вышел и сам царь израильский, разя всадников и колесницы. Великое поражение нанес он арамеям.
22 Тогда тот пророк подошел к царю израильскому и сказал ему: «Набирайся сил! Посмотри и рассуди сам, что делать, потому что через год арамейский царь снова пойдет на тебя».
23 А слуги арамейского царя сказали ему: «Их Бог — это бог гор, потому они и одолели нас. Но если мы сразимся с ними на равнине, непременно их одолеем.
24 Сделай вот что: свергни всех царей с престолов и поставь вместо них собственных правителей.
25 Так ты сможешь набрать себе войско вместо того, которое погибло, — столько же всадников и колесниц. И пусть они сразятся с врагами на равнине — тогда мы наверняка одолеем их». Он послушался совета, так и сделал.
26 Через год Бен-Хадад собрал арамеев и вышел на битву с израильтянами к Афеке.2
27 Собрались и израильтяне, снарядились и выступили им навстречу. Израильтяне расположились перед арамеями станом, словно два стада коз, — а те заполонили всю землю.
28 Человек Божий подошел к царю израильскому и обратился к нему: «Вот что сказал ГОСПОДЬ: арамеи говорили, будто ГОСПОДЬ — это бог гор, а не бог равнин. За это Я предам всё их великое полчище в твои руки, и будете знать, что Я — ГОСПОДЬ».
29 Они стояли друг против друга семь дней. На седьмой день сошлись они для битвы, и поразили израильтяне в один день сто тысяч пеших арамеев.
30 Остальные бежали в город Афеку, но городская стена рухнула на них, погубив двадцать семь тысяч человек.
Бен-Хадад бежал в город и метался там по внутренним покоям дворца, пытаясь укрыться.
31 Слуги сказали ему: «Мы слышали, что цари израильские — милостивые цари.3 Давай мы в одних набедренных повязках, облачившись в рубище, с веревками на шее4 отправимся к царю израильскому. Может быть, он пощадит твою жизнь?»
32 Они опоясались повязками, облачившись в рубище, повесили на шею веревки и пришли к царю израильскому со словами: «Слуга твой Бен-Хадад молит пощадить его жизнь». «Так он еще жив? — спросил тот. — Он мне брат!»
33 Они сочли это добрым знаком, подхватили его слова и повторили: «Бен-Хадад тебе брат!» Царь сказал: «Идите и приведите его». Когда Бен-Хадад вышел к нему, он посадил его к себе на колесницу.
34 Тот сказал ему: «Города, которые мой отец взял у твоего отца, я возвращаю тебе. И можешь завести себе торговлю в Дамаске, какую мой отец завел в Самарии». Ахав ответил: «Заключим союз, и я отпущу тебя». Он заключил с ним союз и отпустил его.
35 Один из учеников пророков попросил другого по слову ГОСПОДНЮ: «Бей меня!» Но тот не стал его бить.
36 Тогда он сказал: «За то, что ты не послушался гласа ГОСПОДА, тебя разорвет лев, когда ты выйдешь от меня». Он пошел прочь, ему встретился лев и разорвал его.
37 А тот, первый, нашел другого человека и попросил его: «Бей меня!» Этот человек избил его и изранил.
38 Пророк отправился туда, где должен был проехать царь, и встал там, скрыв лицо под повязкой.
39 Когда царь проезжал мимо, он громким голосом обратился к нему: «Я, твой слуга, участвовал в битве. И вот ко мне подошел один человек и привел пленника, сказав: „Стереги его, а если упустишь, то собственной жизнью заплатишь за его жизнь — или отдашь талант5 серебра“.
40 Слуга твой отвлекся — а пленника уже нет». На это царь израильский сказал: «Ты сам огласил свой приговор».
41 Тут он сорвал повязку с головы, и узнал его царь израильский — это был один из пророков.
42 И он сказал царю: «Вот что говорит ГОСПОДЬ: „Ты выпустил из рук того, кого Я обрек на смерть, — теперь собственной жизнью заплатишь за его жизнь, собственным народом за его народ“».
43 Царь израильский отправился домой, в Самарию, мрачный и раздраженный.

Толкование Далласской семинарии

4. ЦАРЬ СИРИЙСКИЙ ПРОТИВ АХАВА (ГЛ. 20)

В этой главе на Ахаве вновь сосредоточено больше внимания, чем на Илии.

а. Битва за Самарию (20:1−25)

Это была первая из трех битв, о которых записано в 3 книге Царств (20:26−43; 22:1−38), между Ахавом и Венададом II, царем Сирии, северным соседом Израиля.

1) Нападение Венадада (20:1−12).

3Цар 20:1−4. Речь здесь идет именно о Венададе II, очевидно, сыне Венадада I, которого в свое время подкупил иудейский царь Аса, чтобы он напал на израильского царя Ваасу (15:18, 20; 20:34). В союзе с Венададом II выступили на этот раз еще тридцать два царя (по всей вероятности, правители соседних городов-государств, может быть, находившиеся в вассальной зависимости от Сирии). Они поднялись по холму, на котором была построена Самария, и осадили ее. Затем посланцы Венадада явились к Ахаву с требованием отдать ему серебро свое и золото, жен своих и лучших сыновей. Ахаву ничего не оставалось, как подчиниться, ибо враги намного превосходили его числом и силою.

3Цар 20:5−9. После того, как Ахав согласился на его требования, Венадад, видимо, пожалел, что «запросил мало», и опять послал в Самарию послов, с новым требованием впустить его людей во дворец и в дома царских сановников, чтобы они могли разграбить их. И тогда царь — созвал… всех старейшин Израиля и по их совету воспротивился новым домогательствам Венадада.

3Цар 20:10−12. Вскоре к Ахаву в третий раз явились послы Венадада, чтобы передать хвастливую угрозу своего господина — сравнять Самарию с землею, да так, что и по горсти мусора (праха) после этого не хватит на всех его воинов. Как и Иезавель, угрожавшая Илии, Венадад призвал на себя гнев богов, если не осуществит своей угрозы (стих 10 сравните с 19:2; также 2:23). Амбиции и хвастовство Венадада подогревались вином, которое он пил (стих 12). Но Ахав послал к нему с ответом, чтобы не хвалился преждевременно; в стихе 11 имеется в виду подпоясывающийся оружием, т. е. идущий на битву, и снимающий с себя оружие по возвращении с битвы (распоясывающийся).

Поскольку «обмен посланиями» не достиг результата, Венадад приказал рабам своим начать атаку на город: именно так надо, очевидно, понимать две последние фразы стих 12, потому что осадили город они еще прежде (стих 1).

2) Поражение Венадада (20:13−25).

3Цар 20:13. Для ободрения Ахава к нему был послан некий пророк, не названный по имени, со словом от Господа. Господь, сказал он, намерен предать Ахаву все полчища сирийские, да познает израильский царь, кто есть истинный Бог. Так Господь предпринял еще один шаг, чтобы вернуть Себе признание Своего народа.

3Цар 20:14−16. Как именно, чрез кого, осуществит это Господь? — спросил Ахав, и пророк ответил ему, что руками молодых офицеров (называемых иногда «оруженосцами»; 2Цар 18:15), находящихся в распоряжении областных начальников. Таковых (офицеров) оказалось двести тридцать два; Ахав возглавил их и семь тысяч своего войска и выступил, как, вероятно, было сказано ему, в полдень. Венадад и его 32 союзника лежали в это время пьяными в своих шатрах, и предпринятое израильтянами явилось полной для них неожиданностью. Заметим, что и сегодня на Ближнем Востоке редко что предпринимается в полдень — из-за невыносимой жары.

3Цар 20:17−21. Получив сообщение о том, что люди вышли из Самарии, Венадад не мог понять, идут ли они просить мира или сразиться с ним, однако, приказал своим воинам в любом случае хватать их живыми. Между тем, слуги израильских областных начальников и войско, шедшее за ними, уже перехватили инициативу и стали успешно — один на один — поражать сирийцев, вышедших им навстречу, каждый — противника своего. Венадад же… спасся на коне. Ахав, царь Израильский, одержав в этой битве победу, взял множество трофеев.

3Цар 20:22−25. После битвы тот же пророк… подошел к Ахаву и предупредил его (несомненно, получив об этом откровение от Господа), что через год (судя по еврейскому тексту, речь шла о следующей весне; весна была временем, «когда выходят цари в походы» — 2Цар 11:1) Венадад снова предпримет поход против него, а потому ему следует «укрепиться» в военном отношении (стих 22).

Совет, но со стороны своих приближенных, получил и сирийский царь. Они пришли к выводу, что проиграли битву потому, что Бог израильтян есть Бог гор (представление, свойственное язычникам, о «локальном характере» каждого из богов, которое они распространяли и на Создателя всего сущего). А потому сирийцам следует, мол, сразиться с израильтянами на равнинных местах (где, к слову сказать, евреи, не имевшие достаточно колесниц и конницы, сражений избегали). И еще один совет дали Венададу его приближенные: заменить войска 32 союзных царей собственным вновь набранным регулярным войском. Венадад принял оба совета и стал ждать следующей весны, чтобы подойти под стены Самарии.

б. Битва при Афеке (20:26−43)

1) Победа Ахава (20:26−34).

3Цар 20:26−27. Согласно тому, как открыл это Ахаву пророк (стих 22), следующей весной (856 г до Р. Х.) Венадад собрал новое войско и пришел с ним к Афеку (это название, означающее «крепость», носили в Израиле несколько городов). В данном случае речь может идти о городе, располагавшемся на плато восточнее Геннисаретского озера, где-то между Самарией и Дамаском. Итак, на этот раз битве предстояло разыграться на равнине. Ахав вывел израильтян навстречу им. Но, по сравнению с полчищами сирийцев, израильское войско было подобно «двум небольшим стадам коз». Вероятно, Ахав преследовал какую-то стратегическую цель, разбив свою армию на две группы.

3Цар 20:28−30а. Человек Божий — это, по всей вероятности, все тот же пророк, который уже дважды говорил с Ахавом (стихи 13, 22). Снова он повторил, что целью Бога является показать Ахаву (возможно, и сирийцам, считавшим Его «богом гор», а наравне с ними и израильтянам), что Он есть Господь (сравните стих 13).

Прошло семь дней, прежде чем началась битва. Но в первый же день ее израильтяне поразили сто тысяч сирийских пехотинцев. Двадцать семь тысяч оставшихся в живых скрылись за стенами Афека, но волей Божией гибель настигла и их — под обрушившейся на них городской стеной.

3Цар 20:30б−34. Венадад же скрылся в один из городских домов и бегал там от страха из комнаты… в комнату (стих 30). Слуги его пришли к нему в этот дом с предложением — сдаться на милость победителя, поскольку, мол, цари израильские слывут милостивыми. По сравнению с другими ближневосточными правителями, они действительно были таковыми. Вретища… и веревки, которые посланцы Венадада к Ахаву возложили себе на чресла… и на головы, служили у побежденных знаком смирения.

Явившись к израильскому царю, они молили его сохранить жизнь Венададу, давая понять, что, будучи пощажен Ахавом, тот готов стать его рабом (впрочем, и здесь это скорее знак или «формула смирения» побежденного перед победителем). В ответ Ахав выразил удивление, что Венадад остался в живых, и назвал его не рабом, а братом своим, и тем признал его царем равным себе. Может быть, он имел в виду заключить с ним в дальнейшем оборонительный союз против Ассирии.

Обрадованные слуги Венадада поспешили заверить Ахава, что брат его жив, и когда затем, выполняя приказ израильского царя, они привели сирийца к нему, то он оказал ему действительно царские почести, усадив рядом с собою на колесницу. Стремясь поскорее еще более расположить к себе Ахава, Венадад II обещал ему возвратить города, которые Венадад I взял у отца Ахава (если речь идет о городах, взятых сирийцами у израильтян при Амврии, то среди них мог быть и Рамоф Галаадский (22:3)); однако под «отцом» здесь мог подразумеваться и один из предшественников Ахава на израильском троне, а именно Вааса — 15:20. В дополнение Венадад предложил Ахаву те же привилегии, которые отец Венадада имел в Самарии, а именно выделить еврейским купцам особые площади… в Дамаске для ведения торговых операций. Два царя договорились о заключении договора, после чего Ахав отпустил Венадада с миром.

Три года спустя (853 г. до Р. Х.) Ахав и Венадад отразили в Каркаре на р. Оронт (в Сирии) нападение общего своего врага — ассирийского царя Салманассара III (859−824 гг. до Р. X.). Со стороны Ахава участвовали в этом сражении 10 тысяч воинов и 2 тысячи колесниц. И хотя в Библии об этом сражении ничего не говорится, сохранилась запись о нем, сделанная самим Салманассаром, которую можно увидеть в Британском музее.

2) Непослушание Ахава (20:35−43).

3Цар 20:35−36. Сынами пророческими называли тех, кто жил и обучался в особых школах или сообществах для пророков, предположительно основанных в Израиле еще пророком Самуилом (1Цар 19:20−24); назначением «сынов пророческих», «отцом» которых назывался руководивший ими старший пророк, было изучать и хранить преемственность Моисеева закона и слова Божиего.

То, что делает, по повелению Господа ученик одной из таких школ, носит чисто символический характер: он обращается к своему собрату с настоятельной просьбой ударить, избить его. Символическим же оборачивается и понятный, казалось бы, отказ того удовлетворить эту странную просьбу, ибо тем самым он совершает акт неповиновения гласу Господню. Завершение этого эпизода опять-таки символично: отказавшегося, пусть из добрых побуждений, подчиниться воле Божией, настигает смерть. Орудием наказания, по слову того, кого избрал для этой миссии Господь, опять (сравните 13:24) служит лев.

3Цар 20:37−40а. Другой человек согласился избить пророка (и сделал это со всем «усердием»), после чего тот отправился на дорогу, по которой должен был возвращаться в Самарию царь Ахав, чтобы, встретив его, разыграть перед ним роль изувеченного воина. Лицо он, однако, прикрыл покрывалом, чтобы царь не узнал в нем пророка (сравните стих 41). Остановив колесницу царя криком, пророк рассказал ему, что, вот, он потому-де теперь в таком плачевном состоянии, что не усмотрел за пленным, которого ему поручено было стеречь в ходе битвы — под угрозой заплатить собственной жизнью или талантом серебра (примерно 35 кг), если пленник сбежит.

3Цар 20:40б−43. «Небрежность» мнимого воина была сходу осуждена царем; ты сам вынес себе приговор! — воскликнул он. Здесь, как и в случае встречи Нафана с царем Давидом (2Цар 12:1−7), на «историю», рассказанную пророком, царь отвечает в словах, осуждающих его самого. Пророк же немедленно «сбрасывает маску» (в данном случае буквально: он тотчас снял покрывало с глаз своих). Не он, заявил пророк, а царь, повинен в небрежности, причем по отношению к указанию Божию, ибо не покончил, как велел Господь, с Венададом.

Хотя о таком указании в библейском тексте не говорится, Ахав, по всей видимости, получил его. Но вместо того, чтобы послушаться Господа и избавиться от вечно досаждавших Израилю сирийцев, он предпочел последовать собственному плану. Он, вероятно, полагал, что союз с Венададом против Ассирии будет для Израиля полезнее, чем смерть сирийского царя. Но вот пророк дал ему ясно понять, что теперь ему самому придется умереть, вместо Венадада (3Цар 22:37), и народу израильскому — пострадать вместо… народа Венадада (сирийцев). В тяжелом состоянии возвратился царь в Самарию (стих 43); вероятно, в душе он клял и самого себя и пророка.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
14  [1] — Видимо, единственные готовые к бою воины, которых мог найти царь.
26  [2] — Т. е. в долину Изреэльскую.
31  [3] — Или: цари, верные данному слову.
31  [4] — Букв.: на головах; то же в ст. 32.
39  [5] — Т. е. ок. 34 кг.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.