3 Царств 21 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Спустя некоторое время случилось вот что. У Навота из Изреэля был виноградник в Изреэле, рядом с дворцом Ахава, царя Самарии.
2 Ахав обратился к Навоту с просьбой: «Отдай мне свой виноградник, и будет у меня рядом с домом огород. Я дам тебе взамен виноградник лучше прежнего, а если пожелаешь, то заплачу за него серебром».
3 Но Навот ответил Ахаву: «Упаси меня ГОСПОДЬ отдать тебе наследие моих предков!»
4 Ахав отправился домой мрачный и раздраженный из-за того, что Навот из Изреэля отказался отдать ему наследие своих предков. Он лежал на постели, отвернувшись к стене, и ничего не ел.
5 Вошла к нему жена его Иезавель и заговорила с ним: «Отчего ты мрачен и ничего не ешь?»
6 «Я разговаривал с Навотом из Изреэля, — ответил он ей, — просил его продать мне свой виноградник за серебро или, если пожелает, поменять на другой — а он отказался отдать мне свой виноградник».
7 Отвечала жена его Иезавель: «Разве ты не царь израильский? Встань, поешь и ободрись! А я добуду тебе виноградник Навота из Изреэля».
8 Она написала письма от имени Ахава, запечатала их его печатью и разослала старейшинам и знати того города, где жил Навот.
9 Вот что она написала в письмах: «Объявите пост, посадите Навота в собрании перед всем народом
10 и посадите против него двух негодных людей, чтобы они произнесли свидетельство против него: „Ты хулил1 Бога и царя!“ А потом выведите его на казнь и забейте камнями».
11 Жители города: старейшины и знать — сделали, как требовала от них Иезавель, как предписывала она в посланных письмах.
12 Они объявили пост и посадили Навота в собрании перед всем народом.
13 Пришли два негодных человека, сели против него и стали свидетельствовать против Навота перед народом: «Навот хулил Бога и царя!» Тогда его вывели за город и казнили, забив камнями.
14 А потом передали Иезавели: «Навота казнили, забив камнями!»
15 Когда Иезавель услышала, что Навота казнили, забив камнями, она сказала Ахаву: «Иди и забери себе виноградник Навота из Изреэля! Он отказался продать его тебе за серебро, а теперь Навота нет в живых, он умер».
16 Как только Ахав услышал, что Навот из Изреэля умер, он отправился в его виноградник, чтобы завладеть им.
17 И было слово ГОСПОДНЕ Илии из Тишбы:
18 «Выйди навстречу Ахаву, царю израильскому, правителю Самарии. Он пошел в виноградник Навота из Изреэля, чтобы завладеть им!
19 Передай ему, что говорит ГОСПОДЬ: ты убил Навота — и сам же наследуешь его виноградник? Передай ему, что говорит ГОСПОДЬ: на том самом месте, где псы лизали кровь Навота, будут псы лизать и твою кровь!»
20 Ахав сказал Илии: «Нашел ты меня, враг мой!» Тот ответил: «Нашел, потому что ты предался делам, ненавистным ГОСПОДУ.2
21 Он говорит: „Наведу Я на тебя беду, низвергну тебя, истреблю у тебя, Ахав, в Израиле всех мужчин3 — от слуги до господина,4
22 поступлю с твоим родом так же, как с родом Иеровоама, сына Невата, и с родом Ваасы, сына Ахии, — за то, что ты вовлек Израиль во грех и тем вызвал гнев Мой“.
23 И об Иезавели тоже сказал ГОСПОДЬ: „Псы съедят труп Иезавели у стен Изреэля.
24 И кто из рода Ахава умрет в городе, того псы съедят, а кто умрет в поле, тем поживятся птицы небесные“.
25 Не бывало еще в Израиле такого царя, кто настолько бы предавался злодеяниям пред ГОСПОДОМ, как Ахав, подстрекаемый женой его Иезавелью.
26 Что за мерзости он творил, служа идолам, — в точности, как амореи, которых изгнал ГОСПОДЬ на виду у израильтян».
27 Когда Ахав услышал эти слова, то разодрал одежды, облачился в рубище и стал поститься. В рубище он даже спал и совсем присмирел.
28 И было Илии из Тишбы такое слово ГОСПОДНЕ:
29 «Видишь, как смирился Ахав предо Мной? За это его смирение предо Мной Я не наведу беды в его дни; нагрянет беда на род его при жизни его сына».

Толкование Далласской семинарии

5. ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АХАВА ПО ОТНОШЕНИЮ К НАВУФЕЮ (ГЛ. 21)

а. Предложение Ахава Навуфею (21:1−4)

3Цар 21:1−2. Какой-то период после битвы при Афеке (20:26−34) мир царил в Израиле. Мирное течение дел было, однако, нарушено частным, но имевшим роковые последствия, событием; о нем и рассказано здесь. В этом событии отразились деспотично-капризные характеры Ахава и Иезавели.

Земля Навуфея непосредственно примыкала к владениям Ахава… в Изрееле. И вот Ахав загорелся желанием расширить свои владения за счет виноградника соседа; он предложил ему купить у него виноградник (или дать ему другой в ином месте), чтобы самому насадить на этой земле сады и огороды.

3Цар 21:3−4. Навуфей был, однако, богобоязненным евреем: зная, что продавать наследственную землю запрещено законом Моисея (Лев 25:23−28; Чис 36:7), он на предложение царя ответил отказом.

В скверном настроении вернулся Ахав домой (здесь о его душевном состоянии говорится в тех же словах, что и в 20:43). Капризный царь вел себя как обиженный ребенок: лег на постель свою, повернулся лицом к стене и отказался принимать пищу.

б. Вмешательство Иезавели (21:5−10)

3Цар 21:5−7. Появившейся в его спальне жене царь рассказал о причине своего огорчения. Ей же, воспитанной в языческих представлениях, чуждо было уважение к человеческим правам, которые евреями, в соответствии с Моисеевым законом, блюлись и почитались. У нее в голове не вмещалось, как это Ахав, будучи царем, не может взять того, что ему приглянулось. Не колеблясь ни минуты, она решила научить супруга пользоваться царской властью.

3Цар 21:8−10. Коварная царица задумала расправиться с Навуфеем (вероятно, человеком знатного рода) руками старейшин Изрееля (т. е. по решению суда того города, где он жил). С этой целью она и написала им письма… от имени Ахава, которые запечатала… его печатью (перстнем с вырезанным на нем именем царя). Иезавель достаточно знала израильские законы, чтобы пользоваться ими в своих целях. Общий пост объявлялся в Израиле в случае народных бедствий, с целью покаяния, при необходимости испросить помощь у Бога (в частности, при совершении суда).

Требуя объявления поста, Иезавель тем самым придает «делу Навуфея» общегосударственное значение. Зная, что по еврейскому закону для вынесения обвинения требуются, по крайней мере, два свидетеля (Втор 17:6−7), царица оговаривает присутствие их в неправедном суде (стих 10). Судьба Навуфея ею предрешена: надо, чтобы эти негодные люди… свидетельствовали против него, будто он «хулил Бога и царя». Хула на Бога требовала побития камнями (Лев 24:16); Иезавель добавила и «царя» — для пущей уверенности в вынесении угодного ей приговора.

в. Убийство Навуфея (21:11−16)

3Цар 21:11−14. Мужи города Изрееля, старейшины и знатные его, больше, очевидно, боялись гнева царицы, чем гнева Господня, почему и выполнили ее указания в точности. Навуфей и его сыновья (4Цар 9:26) были побиты камнями, о чем и было доложено Иезавели.

3Цар 21:15−16. С «утешившим» его известием царица явилась к Ахаву: бывший хозяин вожделенного виноградника мертв, и царь может взять его в свое владение. Ахав так и поступил.

г. Пророчества Илии (21:17−26)

3Цар 21:17−19. Богом снова был избран Илия, чтобы возвестить царю Ахаву (находившемуся в винограднике Навуфея) об ожидавшей его участи. Да, непосредственной виновницей гибели Навуфея была царица Иезавель, но она действовала от имени царя, так что, в конечном счете, виновником совершенного ею преступления явился он: ты убил, и еще вступаешь в наследство? Эти слова Господа предстояло пророку передать царю. Как и те, что определят участь Ахава: «на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь».

3Цар 21:20−22. Нашел ты меня, враг мой! — этими словами встретил Ахав Илию, когда пророк приблизился к царю, стоявшему в украденном им винограднике. По-видимому, все свои возможные невзгоды царь связывал с Илией, охотившимся, как он полагал, за ним. Из «смущающего Израиль» (18:17) пророк превратился, по мнению Ахава, в его личного врага. Между тем как врагом Господу и служителям Его сделался сам Ахав, настолько, по суетности своей и слабоволию, предавшийся греху, что постоянно делал неугодное пред очами Господа (стих 20; сравните стих 25).

О предстоящем истреблении Ахава и дома его говорится в тех же буквально словах, что и об истреблении других нечестивых царей (стих 21; сравните с 14:10 и 16:3, и толкование на эти стихи). Да, династии Ахава предстояло прерваться так же, как прерваны были династии Иеровоама и Ваасы (4Цар 9:9).

3Цар 21:23−24. Бесславный конец ожидал и царицу Иезавель, главную виновницу грехопадения Израиля: ее псы съедят… за стеною Изрееля (4Цар 9:10, 36−37). (В те времена в городах и за их стенами жили дикие собаки, питавшиеся городскими отбросами.)

Подобно Иезавели, не удостоятся царского погребения и потомки Ахава: трупы их тоже съедят псы или расклюют птицы (сравните 14:11; 16:4).

3Цар 21:25−26. В этом месте автор делает вставку, давая собственную оценку Ахаву и Иезавели. Царь, который официально ввел в стране культ Ваала, объявляется им самым нечестивым. Автор повторяет, что Ахав постоянно делал неугодное пред очами Господа, добавляя, что к этому его подстрекала жена его Иезавель. Нечестие Ахава сравнивается с нечестием аморреев, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых, т. е. изгнал из Палестины, когда израильтяне вступили в ее пределы в дни Иисуса Навина (Нав 10:12−13).

д. Раскаяние Ахава (21:27−29)

3Цар 21:27−29. Пророчество Илии сокрушило Ахава. Раскаяние царя, слабохарактерного, находившегося под сильным воздействием жены-язычницы, было, видимо, искренним. Он смирился перед Господом и в знак этого разодрал одежды свои (сравните Есф 4:1; Иов 1:20), возложил на себя вретище (сравните Быт 37:34; 3Цар 20:31−32; Есф 4:1; Неем 9:1; Дан 9:3) и постился (сравните Неем 9:1; Дан 9:3); и все, кто видели царя, видели, как он печален и удручен.

Увидел это и Бог, и, несмотря на грех и вину Ахава, явил ему (до известной степени) милость. Династия Ахава все-таки прервется, сказал Бог Илии, но произойдет это не в его дни, а во дни сына его; имелся в виду Иорам (4Цар 9:24−26; 10:17). Что же до Иезавели, которая не покаялась, то над ней без всякой милости исполнилось то, что Бог возвестил о ней (4Цар 9:30−37).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
10  [1] — Букв.: благословлял — это слово употреблено здесь как ирония, в значении, противоположном буквальному; то же в ст. 13.
20  [2] — Букв.: делам, которые были злом в глазах Господа.
21  [3] — Букв.: всех мочащихся к стене.
21  [4] — Или: будь то малый, будь то слабый; или: от мала до велика.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.