3 Царств 22 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Три года арамеи и израильтяне не воевали друг с другом.
2 На третий год Иосафат, царь иудейский, отправился к царю израильскому.
3 Царь израильский сказал тогда своим слугам: «Знаете ли вы, что Рамот в Гиладе — наш? А мы ничего не делаем, чтобы отобрать его у царя арамейского».
4 И спросил он Иосафата: «Пойдешь ли ты со мной на Рамот Гиладский?» Иосафат ответил царю израильскому: «Куда ты — туда и я, куда твой народ — туда и мой, куда твои кони — туда и мои».
5 Но Иосафат сказал царю израильскому: «Прежде всего вопроси ГОСПОДА».
6 Собрал царь израильский четырехсот пророков и спросил их: «Выступать ли мне в поход на Рамот Гиладский или не делать этого?» Они отвечали: «Выступай, Владыка предаст его в руки царя».
7 Но Иосафат спросил: «Нет ли здесь еще пророка ГОСПОДНЕГО? Мы вопросим Господа через него».
8 Отвечал царь израильский Иосафату: «Есть еще один, он также может вопросить ГОСПОДА, — только мне он не по нраву: не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное. Это Михей, сын Имлы». На это Иосафат возразил: «Не подобает царю говорить такое!»
9 Тогда царь израильский подозвал одного царедворца1 и велел ему скорее привести Михея, сына Имлы.
10 Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, сидели каждый на своем престоле возле гумна у ворот Самарии, одетые в свои царские облачения, а все пророки пророчествовали перед ними.
11 Цидкия, сын Кенааны, надел себе на голову железные рога и говорил: «Так говорит ГОСПОДЬ: „Этими рогами ты будешь сражаться с арамеями,2 пока не уничтожишь их!“»
12 И все пророки повторяли то же самое: «Выступай на Рамот Гиладский, и будет у тебя победа! Предаст его ГОСПОДЬ в руки царя!»
13 Гонец, которому велели привести Михея, сказал ему: «Пророки единодушны в добрых предзнаменованиях царю. Хоть бы и ты выступил с ними заодно, чтобы и твое слово оказалось добрым!»
14 Михей ответил: «Жив ГОСПОДЬ — что откроет мне ГОСПОДЬ мой, то я и стану говорить».
15 Пришел Михей к царю, и тот спросил его: «Михей, идти ли мне войной на Рамот Гиладский или не идти?» Михей ответил: «Идите, будет у вас победа! Враги будут отданы в руки царя!»
16 Царь сказал ему: «Сколько раз заставлять тебя клясться, чтобы ты говорил мне только правду во имя ГОСПОДА?»
17 Тогда Михей сказал: «Видел я всех израильтян рассеянными по горам, словно овцы, что остались без пастыря. И сказал ГОСПОДЬ: лишились они своего предводителя,3 отпусти их по домам с миром».
18 Царь израильский сказал Иосафату: «Говорил я тебе, что не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное».
19 А Михей продолжал: «Выслушай слово ГОСПОДНЕ! Я видел ГОСПОДА, сидящего на престоле, и стояло пред Ним всё Воинство небесное по правую и по левую руку.
20 Спросил их ГОСПОДЬ: „Кто введет в заблуждение Ахава, чтобы он выступил на Рамот Гиладский и погиб там?“ И один из стоявших пред Ним отвечал Ему так, а другой иначе,
21 и тогда вышел вперед один из духов, встал пред ГОСПОДОМ и сказал: „Я введу его в заблуждение“. Спросил его ГОСПОДЬ: „Как?“
22 Тот ответил: „Я отправлюсь к нему и стану ложным духом в устах всех его пророков“. И тогда ГОСПОДЬ сказал: „Да, ты сможешь ввести его в заблуждение. Иди, так и сделай!“
23 Теперь посмотри вокруг, Сам ГОСПОДЬ вложил ложный дух в уста всех твоих пророков. Беду предрекает тебе ГОСПОДЬ!»
24 Тогда подошел Седекия, сын Кенааны, и ударил Михея по щеке со словами: «Разве Дух ГОСПОДЕНЬ меня уже оставил, чтобы с тобой говорить?»4
25 Михей ответил: «Поймешь тогда,5 когда будешь искать укромное место, чтобы спрятаться».
26 Сказал тогда царь израильский: «Возьмите Михея и отведите к градоначальнику Амону и к царскому сыну Иоасу.
27 Передайте им, что царь велит держать его под стражей и посадить на хлеб и воду,6 пока я не вернусь с миром».
28 Михей ответил: «Если ты и вправду вернешься с миром, то не ГОСПОДЬ говорил через меня». И добавил: «Попомните мои слова, народы!»7
29 Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, выступили в поход на Рамот Гиладский.
30 Царь израильский сказал Иосафату: «Я выйду на бой под видом простого воина, а ты будь в своих царских облачениях». И царь израильский переоделся перед сражением.
31 А царь арамейский велел своим тридцати двум начальникам колесничного войска: «Не ищите боя ни с малым, ни с великим, а только с одним царем израильским».
32 И когда начальники колесничного войска увидели Иосафата, то решили, что он и есть царь израильский, и устремились к нему, чтобы схватить его. Иосафат закричал,
33 и начальники колесниц увидели, что это не израильский царь, и повернули прочь.
34 Но один из воинов8 выстрелил из лука и, сам того не ведая, ранил царя израильского стрелой, попавшей между доспехами. Царь сказал своему вознице: «Поверни колесницу, вывези меня из боя — я ранен».
35 Но жаркая была в тот день битва, и держали царя израильского весь день в колеснице, подпирая его, напротив арамейского войска, — и к вечеру он умер. А кровь из его раны залила днище колесницы.
36 Когда зашло солнце, пронесся клич по всему войску: «Идите все по своим городам, по своим землям!»
37 Мертвого царя отвезли в Самарию и похоронили там.
38 А колесницу вымыли в пруду около Самарии, и псы слизывали его кровь, и блудницы там мылись, по слову ГОСПОДА, которое Он изрек.
39 Прочее об Ахаве и обо всех событиях его жизни: и о строительстве дворца из слоновой кости, и обо всех городах, что он строил, — записано в летописи царей израильских.
40 Ахав отошел к праотцам, а после него воцарился его сын Охозия.
41 Иосафат, сын Асы, воцарился в Иудее в четвертый год царствования Ахава в Израиле.
42 Иосафат взошел на престол в возрасте тридцати пяти лет и двадцать пять лет правил в Иерусалиме. Его мать звали Азува, она была дочерью Шилхи.
43 Он следовал по пути отца своего Асы и не отступал от него, творя то, что праведно в глазах ГОСПОДА. Только капища на холмах разрушены не были, и народ еще приносил жертвы и воскурял в этих капищах.
44 Иосафат заключил мир с царем израильским.
45 Что до прочих деяний Иосафата, его доблестных подвигов и военных походов, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
46 Тех немногих из продающих тело свое в капищах, кто уцелел при жизни отца его Асы, он уничтожил.
47 В Эдоме тогда не было царя, там правил царский наместник.
48 Иосафат построил прочные корабли,9 чтобы ходить в Офир за золотом, но они не дошли туда, а разбились в Эцьон-Гевере.
49 Тогда Охозия, сын Ахава, предложил Иосафату: «Пусть мои слуги отправятся на кораблях вместе с твоими», — но Иосафат не захотел.
50 Иосафат отошел к праотцам и был похоронен в родовой гробнице в Городе Давидовом. После него взошел на престол его сын Иорам.
51 Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в семнадцатый год царствования Иосафата в Иудее. Он правил в Израиле два года,
52 творил он то, что было злом в глазах ГОСПОДА, и следовал по пути отца своего и матери и по пути Иеровоама, сына Невата, вовлекая Израиль во грех.
53 Он служил Ваалу и поклонялся ему, вызывая гнев ГОСПОДА, Бога Израилева, поступая так же, как и его отец Ахав.

Толкование Далласской семинарии

6. СМЕРТЬ АХАВА (22:1−40)

а. Ахав вступает в союз с Иосафатом (22:1−4)

3Цар 22:1−4. Прошло три года после битвы при Афеке, в которой сирийцы потерпели поражение от израильтян (20:26−34), и все это врмя не было войны между Сирией и Израилем. Но в третий год (853 г. до Р. Х.) недолгое время спустя после того, как Ахав и Венадад II совместно нанесли поражение ассирийскому царю Салманассару в битве при Каркаре, Ахав решил, что настала ему пора возвратить себе удерживаемый сирийцами Рамоф Галаадский.

Вероятно, Рамоф был среди городов, которые Венадад по условиям договора с Ахавом обещал возвратить ему (20:34). Это был один из главных городов на территории Гада; он располагался километрах в 45 на восток от р. Иордан и километрах в 24 на юг от Геннисаретского озера и почти сразу же на восток от Изрееля. Чтобы собрать внушительную силу против сирийцев, Ахав обратился к иудейскому царю Иосафату с предложением вместе пойти на войну, чтобы отобрать у сирийцев Рамоф Галаадский.

По-видимому, Иосафат пришел в Самарию по приглашению Ахава, судя по тому, что израильский царь устроил пир по случаю его прихода (2Пар 18:2). Так или иначе, Иосафат принял предложение Ахава, исходя из политических соображений. Если бы этот, в целом благочестивый царь, верный Господу, исходил из соображений духовного порядка, то, возможно, отверг бы мысль о союзе с нечестивым Ахавом.

б. Совещание пророков царя Ахава (22:5−12)

3Цар 22:5−7. Прежде чем выходить на войну с сирийцами, Иосафат захотел, однако, вопросить на этот счет Иегову. И по его просьбе Ахав созвал около четырехсот… пророков. Официально они, возможно, считались Господними пророками (Вааловых не стал бы слушать Иосафат, а эти, как полагают, были служителями «культа тельцов», учрежденного царем Иеровоамом (3Цар 12:28−29 и комментарии на эти стихи; культ этот и при Ахаве продолжал существовать наряду с культом Ваала), но в сущности были пророками-отступниками.

Пророчество стало для них выгодной профессией, и они заботились не о том, чтобы донести до людей истинное слово Божие, а о том, чтобы угодить царю, и сказать ему именно то, что он хотел бы услышать. Их ответ Ахаву вызвал у Иосафата сомнение, и он попросил позвать, если таковой найдется, истинно Господнего пророка, чтобы… вопросить… Господа… чрез него (сравните 4Цар 3:11).

3Цар 22:8−12. И ответил Ахав Иосафату, что есть здесь еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но он, Ахав, его не любит, ибо тот пророчествует ему только худое. Отношение израильского царя к пророкам, как видно из этой фразы, было чисто языческим, т. е. он исходил из того, что пророк властен «диктовать» божеству (прибегая к соответствующим ритуалам и словесным формулам), а, значит, ответственен за благоприятный или неблагоприятный характер пророчества (именно такое представление о пророках имел моавитский царь Валак, уговаривавший Валаама проклясть ему Израиля; Чис 22−24).

Михей, как и Илия, был одним из относительно немногих пророков в Израиле тех дней, которые оставались верными Господу. За ним-то и послал Ахав. Михей, вероятно, жил в Самарии или неподалеку от нее. Между тем, оба царя восседали на престолах своих, в полном царском и, вероятно, военном облачении, у ворот Самарии, а пророки пророчествовали пред ними, т. е. сулили им победу и наперед воспевали ее. Площадь перед воротами города была на древнем Востоке местом стечения народа и решения судебных дел, торговых сделок и т. п.

Вполне хватило здесь места и для 400 пророков. Один из них, по имени Седекия, даже сделал себе железные рога (символ силы и победы в представлении древних израильтян; сравните Иер 48:25) — в знак того, что Бог будто бы сказал ему, что цари-союзники «избодают» сирийцев и полностью истребят их. И прочие пророки обещали им то же.

в. Пророчество Михея (22:13−28)

3Цар 22:13−14. Из просьбы посланца Ахава, обращенной к Михею, возвестить царю доброе в согласии со всеми остальными лишний раз следует, что Ахав и его окружение рассматривали пророчества как своего рода магическое средство воздействия на божество. Но Михей ответил, что изречет лишь то, что скажет ему Господь.

3Цар 22:15−16. На обращенный к нему вопрос Ахава — тот же самый, что задал царь пророкам-отступникам, Михей дает благоприятный ответ, однако, Ахав уловил в его словах скрытые сарказм и иронию, и это побудило царя «заклинать» Михея во имя Господа, чтобы… не говорил… ничего, кроме истины.

3Цар 22:17−18. И тогда Михей заговорил серьезно, возвещая действительно открытое ему Господом, возможно, в видении: я вижу… Израильтян, рассеянных по горам (Галаадским), подобно овцам, потерявшим пастыря. Господь… сказал Михею, что нет у них начальника, подразумевая, по всей вероятности, Ахава. После его гибели они смогут вернуться домой с миром, не преследуемые врагом (сирийцами). Но Ахав не принял прорицания Михея всерьез и поспешил заверить своего союзника Иосафата в том, что это худое пророчество объясняется личным нерасположением к нему Михея.

3Цар 22:19−23. Михей, однако, продолжал говорить: я видел Господа, возвестил он обоим царям, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное вокруг престола. Совещание в небесах, данное пророку в видении, было образной картиной Божиего попущения совершиться тому, что происходило перед двумя земными престолами — у ворот Самарии: там в устах… пророков-отступников действовал дух лживый, под влияние которого попал Ахав; этот-то демон лжи и влек израильского царя к погибели (стих 20). Михей говорил правду.

3Цар 22:24−25. Может быть, Седекия действительно полагал, что в нем действует Дух Господень; так или иначе, его глубоко оскорбительное действие по отношению к Михею свидетельствовало о том, как сильно он был задет его предсказанием. Михей в ответ лишь дал понять Седекии, что лживость или истинность произнесенных сегодня пророчеств он поймет в тот день, когда будет бегать из одной комнаты в другую, ища спасения (образ того, что после гибели Ахава и лжепророки его разбегутся, гонимые ужасом).

3Цар 22:26−28. Реакция Ахава на все сказанное Михеем свидетельствует о слепоте и безумии, настигающих тех, кто пренебрегают словом Божиим. Вместо того чтобы покаяться, как покаялся однажды (21:27), он на этот раз проявил в своем неповиновении Господу поразительное упорство. Он даже приказал бросить Михея… в темницу, на хлеб и воду, и держать там, пока он, царь, не вернется с войны победителем. «Сын царя» — здесь, видимо, следует понимать не буквально, а как титул царского приближенного (сравните 2Пар 28:7; Иер 36:26; 38:6). Последнее слово Михея прозвучало как еще одно грозное прорицание в адрес царя, которому не суждено было возвратиться с этой войны. Слушай, весь народ! — уверенно провозгласил пророк, обращаясь к собравшимся на площади израильтянам; слушай, чтобы после осознать, через кого говорил Господь.

г. Битва за Рамоф Галаадский (22:29−40)

3Цар 22:29−33. Вопреки своему благочестию, Иосафат, царь Иудейский, сопутствовал в этом походе Ахаву, хотя, казалось бы, пророчество Михея должно было удержать его от этого шага. Оба царя пошли к Рамофу Галаадскому, чтобы сразиться за него с сирийским царем Венададом II. Вероятно, из страха за свою жизнь (в свете пророчества Михея, которое все-таки не могло не произвести на него впечатления) Ахав решил вступить в битву, переодевшись, возможно, в одежду офицера. Союзнику же своему Иосафату он предложил идти в сражение в полном царском облачении, и этим едва не погубил его.

Не осознал и Иосафат, какой опасности подвергает себя. Он ведь не знал, что Венадад, будучи в сильном гневе на Ахава, именно его «души ищет», как говорили тогда (стих 31). Гнев этот мог объясняться тем, что Ахав выступил против него, несмотря на заключенный между ними договор (20:34). Кроме того, он, видимо, полагал, что, потеряв своего царя, израильские воины, скорее всего, утратят и свою боеспособность.

Итак, единственный облаченный в царское одеяние, Иосафат стал и единственной целью, к которой устремились сирийцы. И закричал Иосафат. Возможно, он выкрикнул что-то, что дало сирийцам понять: он не тот, кого они ищут. А, может быть, его вопль был обращен к Господу, в Которого он верил. Так или иначе, спасся Иосафат чудом.

3Цар 22:34−36. Обстоятельство смертельного ранения Ахава представляет собой один из многочисленных в Библии примеров того, как Бог пользуется, казалось бы, случайностью для достижения Своей цели. Ахав был ранен стрелой, не в него пущенной, случайно. Человек, который натянул лук, тем более не метил в швы между латами, бывшими на нем. Но Бог направил его стрелу в цель.

Ахав хотел было, чтобы возница вывез его, раненого, из битвы, но так как сражение все более набирало силу, остался в своей колеснице, вероятно, чтобы не подать повод к бегству израильских воинов. Кровь из раны царя лилась в колесницу (и позднее — стих 38 — это даст повод сказать об исполнении пророчества относительно его смерти; 21:19), и к вечеру он умер. Тогда же прекратилась и битва. Вышло по желанию Венадада: взять Рамоф Галаадский израильтяне не сумели (по войску их при заходе солнца был дан приказ всем возвращаться по домам).

3Цар 22:37−38. Тело царя Ахава привезли в Самарию и там похоронили. Можно предположить, что если бы прежде он не покаялся (21:27), то и вовсе не был бы предан погребению (21:28−29). И все-таки в глазах Господа он был человеком достойным презрения. Символически это могло выразиться в посмертном осквернении его крови, предсказанном царю Илией (21:19). Полагают, что в пруде Самарийском, в котором по дороге в город обмыли колесницу Ахава, имели обыкновение омываться самарийские блудницы, И когда смывали с колесницы кровь… бродячие псы лизали ее.

3Цар 22:39−40. При раскопках Самарии археологи обнаружили в одном из складских, по-видимому, помещений более 200 фигурок, пластин и различных изделий из слоновой кости. Несомненно, орнаменты и статуэтки из этого красивейшего материала во множестве украшали и дворец Ахава. Сказано, что он строил в Израиле новые города.

Несмотря на явный духовный упадок Израиля в царствование Ахава, в целом он правил страной довольно умело. Причину этого можно видеть как в природных способностях Ахава, так и в милосердии Божием по отношению к Израилю, несмотря на его отпадение от Иеговы.

Установление Ахавом союзнических отношений с Иудеей при царе Иосафате впервые (со времени отделения Израиля от Иуды) положило начало мирному сосуществованию Северного и Южного царств, которое продолжалось около 30 лет (до воцарения в 841 г. Ииуя). И все-таки, несмотря на все дела Ахава, сооружение им жертвенника и капища Ваалу и то, что он не только не противился, но, напротив, способствовал утверждению культа этого языческого бога (16:32−33), ослабило Израиль как никогда прежде.

М Праведное правление Иосафата в Иудее (22:41−50)

3Цар 22:41−43а. Иосафат, сын Асы, воцарился над Иудеею в 873 г. до Р. Х., но поначалу правил вместе со своим отцом по причине слабого здоровья последнего; регентство Иосафата продолжалось 3 года, до смерти Асы в 870 г., после чего Иосафат стал полноправным царем Иудеи. Напомним, что короткое время Соломон правил вместе с отцом своим Давидом, но с их дней до дней совместного правления Асы и Иосафата подобных примеров в истории еврейского народа не было.

Всего Иосафат правил Иудеей двадцать пять лет (873−848 гг. до Р. Х.). Он был одним из восьми благочестивых царей Иудеи и одним (как и отец его Аса) из четырех реформаторов ее.

3Цар 22:43б−44. Согласно 2Пар 17:6 Иосафат «отменил» высоты, однако, здесь 3Цар (22:43), а также в 2Пар 20:33 читаем о том, что они не были отменены. Возможно, какая-то часть их все еще оставалась местом поклонения при Иосафате, а, может быть, царь, однажды приказав снести высоты, не распорядился о повторном уничтожении тех, которые вновь были восстановлены людьми.

Вот другие цари Иудеи, которые допускали существование высот в свои дни: Иоас (4Цар 12:3), Амасия (4Цар 14:4), Азария (4Цар 15:4) и Иофам (4Цар 15:35). Ахаз сам приносил жертвы на высотах (4Цар 16:4), возможно, на тех, что сам же и восстановил. Они впоследствии были уничтожены царем Езекией (4Цар 18:4), опять восстановлены Манассией (4Цар 21:3) и снова уничтожены Иосией (4Цар 23:8, 13, 15, 19).

Как уже упоминалось прежде (толкование на 3Цар 22:39−40), Иосафат и Ахав заключили (из политических соображений) союз между собой, результатом чего был длительный мир между Израилем и Иудой. К несчастью, заключение этого союза сопровождалось женитьбой Иорама, сына Иосафата, на дочери Ахава — Гофолии, «достойной» преемнице Иезавели: по вине Гофолии Иудею постигли немалые бедствия (4Цар 11).

3Цар 22:45−47. Дела и достижения Иосафата более полно изложены в 2Пар 17−20. Там, в частности, говорится о его распоряжении обучать народ закону Моисееву по всей Иудее. Здесь мы читаем, что он очистил землю иудейскую от еще остававшихся на ней блудников, т. е. мужчин, занимавшихся ритуальной проституцией при языческих храмах (они наводнили страну при царе Ровоаме; 14:24).

Замечание о том, что в Идумее не было тогда царя, а был наместник царский (стих 47), связано, видимо, вот с чем: вместе с Охозией, сыном Ахава, Иосафат построил флот в Ецион-Гавере, располагавшемся на территории Идумеи; Идумеей управлял в это время иудейский наместник, и это способствовало строительству флота двумя царями.

Из 2-ой книги Паралипоменон мы узнаем, что в ответ на молитвы царя Иосафата и в награду за его послушание Господь чудесным образом спас Иудею от объединенных сил Моава, Аммона и Идумеи. Расположения Иосафата, сильного правителя, добивались филистимляне и жители Аравии.

3Цар 22:48−50. Упомянутый флот, выстроенный в Ецион-Гавере (у северной оконечности Акабского залива), предназначался для торговых операций, а именно для доставки золота из Офира (юго-западная часть Аравии), откуда доставлял его и Соломон (сравните 3Цар 9:28; 10:11). Однако отправлять туда своих купцов вместе с купцами Охозии Иосафат отказался. Но флот, так или иначе, в море не вышел, он был разбит (бурею) в самой гавани. Нельзя не заметить, что все совместные предприятия Иосафата с нечестивыми царями Израиля кончались неудачей.

В 858 г. до Р. Х. соправителем Иосафата стал его сын Иорам. Когда в 848 г. Иосафат умер, Иорам сделался царем и правил до 841 года.

Н. Начало нечестивого правления Охозии в Израиле (22:51−53)

3Цар 22:51−53. Кратким, в общих чертах, обзором царствования Охозии завершается 3-я книга Царств, но подробно о нем рассказывается в 4-ой книге Царств.

Охозия, в сущности, царствовал в Израиле не два, а один год (с 853 по 852 год до Р. Х.) — в то время, когда Иудеей правил Иосафат. Охозия был старшим сыном Ахава. Поскольку сыновей у Охозии не было, то после него воцарился его брат Иорам. Матерью Охозии была Иезавель. Сказано, что Охозия ходил путями своих родителей и нечестивца Иеровоама. Он всячески потворствовал процветанию культа Ваала в Израиле.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Или: евнуха.
11  [2] — Или: бодать арамеев.
17  [3] — Букв.: господина / владыки.
24  [4] — Или: как же это так, что Дух Господень
25  [5] — Букв.: увидишь в тот день.
27  [6] — Или: давать ему немного хлеба и немного воды; букв.: хлеб притеснения и воду притеснения, т. е. столько хлеба и воды, сколько доступно в осажденном городе.
28  [7] — Букв.: слушайте, все народы.
34  [8] — Букв.: один человек.
48  [9] — Букв.: Таршишские корабли.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.