3 Царств 3 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Соломон породнился с фараоном, царем египетским, взяв в жены его дочь. Он привел ее в Город Давидов, там она и жила, пока он не закончил строительство своего дворца, Храма1 ГОСПОДНЯ и стен вокруг Иерусалима.
2 Поскольку Храм для ГОСПОДА еще не был построен, народ продолжал приносить жертвы в капищах, на холмах.
3 Соломон возлюбил ГОСПОДА, следуя заветам отца своего Давида, но и он приносил жертвы и воскурения в этих капищах.
4 Царь отправился в Гивон совершить жертвоприношение: там был большой холм и жертвенник. Там, на том жертвеннике, Соломон принес тысячу всесожжений.
5 В Гивоне ночью во сне явился Соломону ГОСПОДЬ и сказал: «Проси, чего хочешь».
6 Соломон ответил: «Ты оказывал отцу моему Давиду великую милость. Он ходил пред лицом Твоим, поступая верно и праведно, от чистого сердца, — и Ты сохранил для него эту великую милость, даровал ему сына, ныне сидящего на его престоле.
7 ГОСПОДИ, Боже мой! Ныне Ты сделал слугу Своего царем вместо отца моего Давида, а я еще молод и не знаю, как мне поступать!
8 Слуга Твой живет среди избранного Тобой народа — народа столь великого, что его не пересчитать и не исчислить.
9 Дай же слуге Твоему разума, чтобы править народом Твоим и отличать доброе от худого, — а иначе кто сможет править столь многочисленным народом Твоим?»
10 Просьба Соломона угодна была ГОСПОДУ.2
11 И Он ответил ему: «За то, что твоя просьба именно такова: не просил ты себе долголетия, не просил богатства, не просил смерти своих врагов, а попросил разума, чтобы править, —
12 за это Я выполню желание твое. Я дарую тебе сердце мудрое и разумное. Подобного тебе не было прежде и после тебя уже не будет.
13 Но дам Я тебе и то, чего ты не просил: и богатство, и такую славу, что меж царями не будет равного тебе во все дни твои,
14 и если будешь следовать Моими путями, соблюдая заветы Мои, как отец твой Давид, то Я продлю твой век».
15 Соломон проснулся — это было сновидение. Он отправился в Иерусалим и предстал перед ковчегом Завета ГОСПОДНЯ, принес всесожжения и благодарственные жертвы и устроил пир для своих слуг.
16 Тогда же пришли к царю две блудницы. Предстали они перед ним,
17 и одна сказала: «Выслушай меня, мой владыка! Мы с этой женщиной живем в одном доме, и в этом доме, при ней, я родила.
18 А через три дня после моих родов родила и эта женщина. Мы были в доме одни, никого постороннего не было — только мы вдвоем.
19 Ночью сын этой женщины умер — она его заспала.
20 Среди ночи она встала, взяла, пока я спала, у меня, служанки твоей, моего сына и положила его к своей груди, а своего мертвого ребенка подложила к моей груди.
21 Встала я утром покормить сына — а он мертв! Но я вгляделась в него при утреннем свете — и вижу: это не мой родимый сын!»
22 А другая женщина говорила: «Нет, это мой сын жив, а твой — мертв!» Та же отвечала: «Твой сын мертв, а мой — жив!» Так спорили они перед царем.
23 Царь рассудил: «Одна утверждает: мой сын жив, а твой мертв. А другая возражает: нет, твой сын мертв, а мой жив».
24 И велел Соломон принести меч — меч принесли.
25 «Разрубите живого ребенка пополам, — приказал царь, — и отдайте одну половину этой женщине, а другую — той».
26 И тогда у той, что была настоящей матерью, сжалось сердце от волненья за ребенка, и она стала просить царя: «Прошу тебя, владыка мой, отдай дитя ей, не убивай его, только бы он жил…» А другая говорила: «Ни тебе, ни мне пусть не достанется — рубите!»
27 И сказал царь в ответ: «Отдайте дитя первой, не убивайте его, она — его мать!»
28 И услышал весь Израиль, как рассудил царь это дело, и устрашились царя, потому что увидели: была в нем мудрость от Бога, чтобы вершить суд.

Толкование Далласской семинарии

2. МУДРОСТЬ СОЛОМОНА (ГЛ. 3)

Мудрость Соломона, явленную им в обращении с его политическими противниками, автор подчеркивает и на протяжении главы 3.

а. Соломон женится на дочери фараона; почитание им, наряду с Господом, других богов (3:1−3)

Отношение царя к возложенным на него обязанностям и его отношение к Богу — причина получаемых им свыше благословений.

3Цар 3:1. О женитьбе Соломона на дочери египетского фараона, видимо, сообщается вне хронологической связи с другими событиями его жизни, но — как о факте, имевшем важное историческое значение. Соломон заключил мирный договор с фараоном (по всей видимости, с одним из последних фараонов 21-ой династии), который и скрепил браком с его дочерью.

В его гареме было немало неизраильтянок; постановления закона, касавшиеся брака (Исх 34:16; Втор 7:3), Соломон не соблюдал с надлежащей строгостью, хотя по поводу его брака с египтянкой следует сказать, что упомянутые постановления прежде и более всего относились к хананеям, и есть основания полагать, что, по крайней мере, культ служения египетским богам этой царевной принесен в Иерусалим не был.

Заключив этот «политический брак», Соломон установил мир с большой соседней страной (лежавшей на юго-запад от Израиля), которая в дни Соломона значительно ослабела.

Свою жену-египтянку царь поселил в городе Давидовом, который в то время занимал лишь восточный холм Иерусалима. Стены, построенные вокруг него еще Давидом, Соломон значительно расширил (что и подразумевается под фразой «построил… стены вокруг Иерусалима»; это так называемая «первая стена»). Какое-то время спустя (после женитьбы на египтянке) Соломон воздвиг в Иерусалиме царский дворец и храм, и другие здания, в частности, дворец для египетской царевны (7:8).

3Цар 3:2−3. В дни Судей израильтяне переняли у хананеев обычай приносить жертвы на высотах, т. е. на вершинах холмов и на других возвышенных местах. (Хананеи полагали, что таким образом они «приближаются» к небу, и молитвы и жертвы их скорее достигают богов. (Хотя и запрещенные законом (Лев 17:3−4; Втор 12:5−6), жертвоприношения на высотах продолжали — до построения храма — совершаться (1Цар 9:12), совершал их и Соломон, несмотря на то, что «возлюбил… Господа и ходил по уставу Давида» (стих 3). Видя в этом известную «несовместимость», автор 3-й Царств употребляет частицу но (стих 3).

б. Соломон просит у Бога мудрости (3:4−15)

3Цар 3:4−5. Именно о «возвышенном месте» в Гаваоне идет речь и в стихе 4 (в русском тексте — жертвенник). Гаваон был одним из наиболее почитавшихся в то время мест богослужения (находился километрах в семи на север от Иерусалима, на территории Вениамина). Там-то и совершил Соломон грандиозное жертвоприношение Господу. И там явился Господь Соломону во сне ночью. Подобные явления не были чем-то необычным в древнем Израиле (сравните Быт 28:10−15; 37:5−7 и т. п.). Обращаясь к Соломону, Бог предлагает ему: проси, что дать тебе.

3Цар 3:6−9. Отвечая, царь, прежде всего, признает, что великая милость, которой Бог удостоил отца его, вызвана была неизменным стремлением Давида угодить Богу и тем, что в сердце своем он был искренен перед Ним. Далее Соломон выражает тревогу по поводу собственной неопытности как в общих житейских вопросах (я отрок малый, т. е. «дитя малое»; Соломону не было и 20 лет, когда он вступил на трон), так и в делах управления многочисленным народом, доверенным ему (не знаю ни моего выхода, ни входа — образное выражение). Сможет ли он быть достойным «соправителем» Иеговы? Исходя из этого, Соломон просит у Бога дать рабу Его сердце разумное, чтобы судить народ Его (т. е. управлять им так, как это угодно Богу) и различать, что добро и что зло.

3Цар 3:10−14. Благо Божиего народа Соломон ставил выше естественного для человека желания жить долго и мирно, быть богатым и сильным, наслаждаться славой. И это было угодно в глазах Божиих. А потому Он не только обещал Соломону исполнить его просьбу (Я даю тебе сердце мудрое и разумное, как никому прежде… и после тебя не восстанет подобный тебе), но и дать ему то, чего он не просил — богатство и славу, и долгую жизнь, если будет действовать по воле Его, исполняя Моисеев закон.

3Цар 3:15. Как это часто бывает, благословение Божие еще более приблизило к Богу благословенного Им. Характерно, что, осознав свой сон и все значение его как откровение свыше, Соломон не пошел на одну из высот, а отправился к скинии, в место, назначенное Богом для служения Ему, чтобы там принести Ему жертву благодарения. Он не вошел в Святое Святых, куда входить мог лишь первосвященник, однажды в году (Лев 16).

Но царь стал пред ковчегом завета Господня (т. е. находясь вне скинии, он стоял лицом к ковчегу). Принесенные им всесожжения означали, что он полностью отдает себя Богу; жертвы мирные символизировали радость общения с Богом и людьми, источник которой — Он Сам. И сделал (Соломон) большой пир для всех слуг своих.

в. Соломон являет свою мудрость (3:16−28)

Инцидент, изложенный ниже, несомненно, предлагается здесь с целью показать, что Господь действительно дал Соломону мудрость, как обещал (стих 12). Царь обрел способность проникать в глубинные причины и мотивы человеческих поступков (в данном случае он проник в тайну материнского инстинкта), и это дало ему возможность верно судить, почему в той или иной ситуации люди ведут себя так, а не иначе. Выносить поверхностные суждения — на основании случайных слов и видимых действий — напротив, не совместимо с мудростью.

3Цар 3:16−23. Две… блудницы жили в одном и том же доме, и обе родили (мальчиков); Одна после другой через три дня. Одна из них, нечаянно придушив своего ребенка во сне (она заспала его), подложила мертвого младенца соседке, а ее, живого, сына… взяла себе. И когда на утро та уличила ее, то не призналась в «подлоге» Не в состоянии разрешить своего спора, обе предстали перед царем.

3Цар 3:24−27. Выслушав женщин, Соломон приказал рассечь живое дитя надвое, чтобы «поделить» его, таким образом, между спорящими. Как и предвидел он, женщина, родившая это дитя, предпочла отдать его другой, чем увидеть мертвым. Другая же, не имевшая жалости к не ею рожденному, зло воскликнула, что пусть, мол, никому не достанется: рубите его! И повелел Соломон отдать ребенка той женщине, которая действительно родила его.

3Цар 3:28. Об этом суде Соломона услышал весь Израиль, и люди прониклись к нему благоговейным страхом как к правителю, мудрость которого от Бога.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: Дома; то же в ст. 2.
10  [2] — Букв.: была благом в очах Господних.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.