3 Царств 8 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Тогда царь Соломон созвал в Иерусалим1 старейшин Израилевых, всех глав племен и вождей родов израильских, чтобы перенести ковчег Завета ГОСПОДНЯ из Города Давидова, то есть Сиона.
2 Все израильтяне собрались у Соломона на праздник в месяце этаним (седьмом месяце года).
3 Когда все старейшины Израилевы были в сборе, священники подняли ковчег
4 и понесли вместе с левитами ковчег ГОСПОДЕНЬ, Шатер Откровения и всю священную утварь, что была в Шатре.
5 А царь Соломон и вся община Израиля, собравшаяся к царю перед ковчегом, принесли в жертву столько овец и быков, что и не счесть и не перечислить.
6 Священники внесли ковчег Завета ГОСПОДНЕГО во внутреннее святилище Храма, в Святая святых, под сень крыльев херувимов.
7 Херувимы распростирали свои крылья над местом, где стоял ковчег, укрывая ковчег и шесты, на которых его носили.
8 Шесты выступали за ковчег настолько, что их концы были видны стоящим впереди во внутреннем святилище, но снаружи они не были видны. Так оно и поныне.
9 Внутри ковчега не было ничего, кроме двух каменных скрижалей, которые туда положил Моисей на горе Хорив: то был Завет, Союз, заключенный ГОСПОДОМ с израильтянами после исхода их из Египта.
10 Когда священники выходили из святилища, облако наполнило Храм,
11 и не могли больше священники стоять и совершать служение, потому что Слава ГОСПОДНЯ наполнила Храм ГОСПОДЕНЬ.
12 Тогда Соломон сказал:

«Говорил ГОСПОДЬ,
что присутствие Его
и в густом облаке2 будет явлено!

13

Я построил для Тебя, Господи, Храм величественный —
место, где Ты пребудешь вовеки!»3

14 Затем царь, повернувшись ко всей общине Израиля, что стояла перед ним, благословил ее
15 и сказал: «Благословен ГОСПОДЬ, Бог Израилев! Он свершил рукой Своей то, что Сам заповедал отцу моему Давиду, когда говорил ему:
16 „С того дня как Я вывел народ Мой, Израиль, из Египта, Я не избирал ни одного города из всех племен Израиля, чтобы построить в нем Храм для имени Моего; но избрал Я Давида, чтобы правил он народом Моим, Израилем“.
17 Отец мой Давид всем сердцем желал построить Храм для имени ГОСПОДА, Бога Израилева.
18 Но ГОСПОДЬ сказал отцу моему Давиду: „Желание твое благое — построить Храм для имени Моего.
19 Но не ты построишь этот Храм, а сын твой, рожденный от тебя, — он построит Храм для имени Моего“.
20 И ныне ГОСПОДЬ исполнил Свое обещание: я, наследник отца моего Давида, взошел на престол Израилев, как заповедал ГОСПОДЬ, и построил Храм для имени ГОСПОДА, Бога Израилева,
21 и устроил в нем место для ковчега, где хранится Завет, Союз, что ГОСПОДЬ заключил с нашими праотцами, когда вывел их из Египта».
22 Затем Соломон подошел к жертвеннику4 ГОСПОДА и на виду у всей общины Израиля воздел руки к небу
23 и сказал: «ГОСПОДИ, Боже Израилев! Нет бога, подобного Тебе, ни на небе, вверху, ни на земле, внизу! Ты хранишь верность Завету, Союзу, и неизменен в любви Своей к слугам Твоим, которые служат Тебе5 всем сердцем.
24 Ныне Ты исполнил обещание Свое, данное слуге Твоему Давиду, моему отцу; и ныне Ты Своей рукою исполнил то, что изрек устами Своими.
25 И ныне, ГОСПОДИ, Боже Израилев, сдержи и другое Свое обещание, данное слуге Твоему Давиду, моему отцу, ведь Ты сказал: „Никогда не лишишься ты наследника, сидящего пред Моими очами на престоле израильском, если только сыновья твои будут идти праведными путями6 и следовать Закону Моему, как следовал ему ты предо Мною“.
26 А теперь, Боже Израилев, прошу, да сбудутся Твои обещания, которые Ты дал слуге Своему и отцу моему Давиду.
27 Богу ли обитать на земле?! Если небу и небесам небес вместить Тебя не дано, как вместит Тебя этот Храм, который построил я?
28 Внемли, о ГОСПОДИ, Боже мой, мольбе моей, молитве слуги Своего! Услышь вопль и молитву, которую слуга Твой ныне возносит перед Тобою.
29 Взирай открытыми очами Своими на Храм этот днем и ночью, на место это, где, по слову Твоему, будет имя Твое, и да будет услышана Тобой та молитва, которую слуга Твой будет возносить на этом месте.7
30 Внемли мольбам, которые слуга Твой и народ Твой Израиль будут возносить на этом месте, услышь в небесной обители Своей, услышь и помилуй!
31 Если согрешит человек против ближнего, и потребуют от него клятвы, и он придет и даст клятву перед жертвенником Твоим в этом Храме —
32 тогда услышь с небес и рассуди слуг Твоих. Воздай злодею, пусть на голову его обрушится его же зло, а невинного оправдай и воздай ему за его праведность.
33 И если народ Твой, Израиль, будет разбит врагами из-за того, что против Тебя согрешил, а затем раскается и признает имя Твое, обратившись к Тебе с молитвой в этом Храме, —
34 тогда услышь их на небесах и прости грех народа Твоего, Израиля, и верни их на ту землю, которую Ты дал их праотцам.
35 И если затворятся небеса и не будет дождя из-за того, что народ Твой против Тебя согрешил, но затем он вознесет молитву на этом месте, и признает8 имя Твое, и раскается в грехах своих, когда Ты подвергнешь его бедствиям,9
36 тогда услышь их на небесах и прости грех слугам Твоим, народу Твоему Израилю, научи их ходить по пути добра и даруй дождь земле, которую Ты дал народу Своему во владение.
37 И если будет в стране голод, моровое поветрие, суховей или спорынья, нашествие саранчи или гусениц, если враг приступит к городским воротам, какая бы беда и несчастье ни случились, —
38 тогда все мольбы и молитвы каждого человека из народа Твоего, Израиля, в скорби сердца простирающего руки на месте этом,10
39 услышь с небес, из обители Своей, и помилуй, и ответь!11 Каждому воздай по делам его, ведь Ты знаешь, что у человека в сердце, — Ты один знаешь все мысли12 человека, —
40 чтобы благоговели они пред Тобой, пока живут на этой земле, которую дал Ты праотцам нашим.
41 И когда человек пришлый, не из народа Твоего Израиля, придет из страны далекой ради Твоего имени, —
42 ибо и там прослышат о Твоем великом имени и о могучей Твоей руке, простертой длани, — и станет молиться в этом Храме,
43 услышь его с небес, из обители Своей, и исполни всё, о чем попросит Тебя этот пришлый человек: пусть все народы земли познают имя Твое и будут благоговеть пред Тобой, как и народ Твой, Израиль. Пусть они узнают, что Твое имя носит этот Храм, который я построил.
44 И когда отправится народ Твой на войну с врагами — туда, куда Ты пошлешь его, — и помолится Тебе, ГОСПОДИ, обратившись лицом к этому городу, который Ты избрал, и к Храму, который я построил для имени Твоего, —
45 тогда услышь на небесах их мольбу, их молитву и рассуди их по правде.
46 И если они опять согрешат пред Тобою, ибо нет никого, кто бы не грешил, и Ты разгневаешься на них и отдашь их врагу, и тот угонит их пленниками в страну чужую, далекую или близкую,
47 и если они раскаются всем сердцем в той стране, куда будут изгнаны, и станут молить Тебя, говоря: „Мы грешили, мы поступали беззаконно и нечестиво“,
48 если обратятся к Тебе всем сердцем, всей душою в той земле, где оказались в плену, куда были угнаны, если будут молиться, повернувшись лицом к своей земле, которую Ты дал праотцам их, к городу, который Ты избрал, и к Храму, который я построил для имени Твоего, —
49 тогда услышь их мольбу, их молитву, с небес, из обители Своей, и рассуди их по правде.
50 Прости народу Твоему, согрешившему пред Тобой, все преступления их и пробуди сострадание к ним в угнетателях,
51 ибо они — народ Твой и наследие Твое, ведь Ты вывел их из Египта, из плавильной печи извлек.
52 Взирай открытыми очами Своими и услышь просьбу слуги Твоего и просьбу народа Твоего, Израиля, выслушай их молитву,
53 ибо Ты избрал их из всех народов земли Себе в наследие, как обещал через слугу Своего Моисея, когда вывел наших праотцев из Египта, Владыка ГОСПОДИ!»
54 Когда Соломон закончил молиться ГОСПОДУ, обращая к Нему свои прошения, то встал с колен перед жертвенником ГОСПОДНИМ, продолжая простирать руки к небу.
55 Стоя, он громким голосом благословил общину израильскую:
56 «Благословен ГОСПОДЬ, давший, по Своему обещанию, отдохновение народу Своему, Израилю, и до единого слова исполнивший те благие обещания, что дал слуге Своему Моисею.
57 Пусть будет с нами ГОСПОДЬ, Бог наш, как был с праотцами нашими, пусть не оставит Он и не покинет нас,
58 но обратит к Себе наши сердца, чтобы мы всегда следовали Его путями и хранили заповеди, уставы и наставления Его, что заповедал Он праотцам нашим.
59 Пусть слова этой просьбы моей к ГОСПОДУ днем и ночью будут близки ГОСПОДУ, Богу нашему, чтобы день за днем судил Он по справедливости слугу Своего и народ Свой, Израиль.
60 Пусть узнают все народы земли, что ГОСПОДЬ — Бог, и нет иного бога,
61 и пусть будет сердце ваше всецело с ГОСПОДОМ, Богом нашим, чтобы поступать нам по уставам Его и хранить заповеди Его, как сегодня».
62 Царь и вместе с ним весь Израиль совершили жертвоприношение перед ГОСПОДОМ.
63 В благодарственный дар Соломон принес Господу двадцать две тысячи быков и сто двадцать тысяч овец.Так царь и израильтяне освятили Храм ГОСПОДЕНЬ.
64 В тот же день Соломон освятил середину двора перед входом в Храм ГОСПОДЕНЬ: там он принес всесожжения, хлебный дар и сжигаемый жир благодарственных жертв, потому что медный жертвенник, что стоял пред лицом ГОСПОДА, был слишком мал, чтобы вместить всесожжения, хлебный дар и сжигаемый жир благодарственных жертв.
65 В тот же день Соломон устроил празднование вместе со всем Израилем, собрав великий сход народа от Лево-Хамата до русла реки Египетской, перед ГОСПОДОМ на семь дней и затем еще на семь, всего четырнадцать дней.
66 На пятнадцатый13 день Соломон распустил народ по домам, люди благословили царя и разошлись по домам, ликуя и радуясь всем сердцем тому благу, что совершил ГОСПОДЬ для слуги Своего Давида и народа Своего, Израиля.

Толкование Далласской семинарии

5. ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ГЛ. 8)

а. Помещение в храм ковчега (8:1−11)

3Цар 8:1−2. В полностью завершенный храм следовало перенести ковчег завета Господня из скинии, установленной для него Давидом (2Цар 6:17) на горе Сион, т. е. в юго-восточной части Иерусалима, носившей название города Давидова (сравните 2Цар 5:7). (карту «Иерусалим во времена царей» — там, где толкование на 3Цар 9:15.) Для этого созвал Соломон старейшин Израилевых и всех глав племен (начальников колен) и глав всех семей (глав поколений), составлявших Израиль. И собрались они все к царю Соломону на праздничное торжество, приуроченное к празднику кущей в месяце Афаним; это сентябрь-октябрь (Лев 23:33−36). (таблицу «Календарь в Израиле» — там, где толкование на Исх 12:1.)

3Цар 8:3−5. Согласно предписанию Бога, ковчег несли священники; они несли его на шестах, продетых в прикрепленные к ковчегу кольца. Можно представить себе, сколь торжественным и радостным был этот день, когда ковчег и скинию собрания, взятую в Гаваоне (2Пар 1:3−4), и все священные принадлежности ее несли по запруженным ликующими толпами улицам Иерусалима — в новый их дом. В этот день принесено было такое великое множество жертв, что исчислить их было невозможно.

3Цар 8:6−9. И поставлен был ковчег… на место его… во Святое Святых, под простертые крылья херувимов (напомним, что на крышке ковчега тоже находились херувимы, но меньшие размером; Исх 25:18). В кольцах по бокам ковчега, теперь уже навсегда, были оставлены шесты, на которых его носили, ибо так повелел Бог (Исх 25:15).

Когда двери в святилище были открыты, головки шестов были… видны… но… наружу они не выходили. Фраза они там и до сего дня, как и следующий стих, были, очевидно, написаны не автором книги, бывшим свидетелем опустошения храма (3Цар 14:26; 4Цар 16:17), а кем-то до разрушения его в 586 г. до Р. Х., и позднее попали в книгу.

Две каменные скрижали с выбитыми на них словами закона, положенные в ковчег Моисеем, все еще находились там. Они должны были напоминать израильскому народу, что он все еще — объект Божиих благословений и несет ответственность за исполнение Моисеева завета. Однако сосуда с манною и расцветшего посоха Аарона, которые долгие годы хранились в ковчеге (Евр 9:4), в нем — на время установления ковчега в храме — уже не было. Возможно, они похищены были филистимлянами или другими врагами Израиля. Но, может быть, до Соломона и в его дни эти предметы хранились не в ковчеге, а лежали перед ним (Исх 16:33−34; Чис 17:10), а в ковчег были положены позднее и, в конце концов, были утеряны.

3Цар 8:10−11. Облако, наполнившее храм, было зримым свидетельством присутствия в нем славы Господней. Такое же явление имело место по освящении скинии (Исх 40:34−35).

б. Соломон обращается к народу (8:12−21)

3Цар 8:12−14. Ссылаясь на слова Господа, что Он благоволит обитать во мгле, Соломон мог иметь в виду сказанное в Исх 19:9; Втор 4:11; также Исх 34:5; Лев 16:2; Втор 31:15. Из перечисленных мест видно, как часто облако символизировало присутствие Господне. Соломон говорит, что исполнил свое намерение построить храм в жилище Богу, где бы Он пребывал (как прежде пребывал в скинии) во веки (т. е. как можно дольше). В великолепии созданного им храма царь Соломон постарался отразить несравненное величие Иеговы.

Обратившись лицем к стоявшим перед ним израильтянам, царь благословил все их собрание.

3Цар 8:15−21. И ныне исполнил рукою Своею; это означает, что сделанное Соломоном на самом деле исполнено было Самим Богом (сравните стих 24). В стихе 16 Соломон подразумевает обещание Бога, что имя Его (т. е. Он Сам) будет обитать в Иерусалиме (толкование на 2Пар 6:6), где присутствие Его и явления природы Его и силы будут очевидны. В молитвах Соломона слово «имя» встречается 14 раз (3Цар 8:16−20, 29, 33, 35, 41−44; в стихе 43 — дважды и в стихе 48).

Как бы устами Господа воздает Соломон должное отцу своему Давиду за желание построить храм (стихи 17−18), но затем объясняет народу, что желанием Бога было, чтобы храм этот построил сын Давида (сравните 2Цар 7:12−13). И Соломон поступил по желанию Бога и прославил Его. Зримо для людей храм являлся (в первую очередь) местом для ковчега; он был земным троном Бога и вместилищем Божиих обетовании по завету, которые Он дал искупленному Им народу.

в. Молитва Соломона при освящении храма (8:22−53)

3Цар 8:22−24. Соломон… стал, а затем опустился на колени (стих 54), на сооруженный во дворе храма медный амвон (2Пар 6:13). Свою молитву он начал с вознесения хвалы Богу Израилеву, подобного Которому нет ни на небесах ни на земле. Продолжая молитву, Соломон просил Бога не оставлять милостью Своей народ Его — Израиль. Девять просьб можно выделить в этой молитве:

1) Да услышит Бог молитвы царя Соломона и Своего народа.

3Цар 8:25−30. Соломон просит, чтобы верность свою Давиду Господь продолжал являть народу израильскому (да останется «престол Израилев» за наследниками царя Давида; стихи 25−26 сравните с 2:4).

2) Просьба о праведных судах Божиих здесь, на земле.

3Цар 8:31−32. Да разрешает Сам Господь конфликты, возникающие между израильтянами, да воздает им по вине их и по правде.

3) Просьба о прощении грехов, наказание за которые придет на Израиль от неприятелей их.

3Цар 8:33−34. Царь просит Господа прощать кающийся Израиль, всякий раз возвращая его в землю его отцов.

4) Просьба об избавлении от наказания, которое выразится в удержании дождя.

3Цар 8:35−36. сравните Лев 26:18−19; Втор 11:16−17; 28:23−24.

5) Просьба о прощении грехов и избавлении от бедствий, посылаемых за них.

3Цар 8:37−40. Соломон перечисляет голод, болезни, стихийные бедствия, вражеские нашествия. Все это — орудия наказаний Господних. Об избавлении от них по молитвам искреннего покаяния просит царь Того, Кто один знает сердце каждого человека.

6) Ходатайство Соломона о чужеземцах.

3Цар 8:41−43. Царь просит у Бога милости для всякого иноплеменника, узнавшего имя Его и пришедшего помолиться к храму. Да станут народы земли так бояться имени Иеговы, как боится его (в значении «чтит») Израиль.

7) Моление о даровании побед в битвах.

3Цар 8:44−45. Народу, молящемуся к храму Иеговы, да будут дарованы Им победы в битвах.

8) Моление о возвращении народа из плена.

3Цар 8:46−51. Как бы в пророческом видении судьбы Божиего народа обращается Соломон к Иегове. Да, за их грехи против Него они будут уведены в чужие земли; и воззовут к Нему о прощении, и Он вернет их в землю отцов. сравните «молиться, обратившись к земле своей», с молитвой Даниила (столетия спустя) у окон, смотревших на Иерусалим (Дан 6:10).

9) Да внимает Господь всякой молитве.

3Цар 8:52−53. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (стих 52).

Мысль о том, что народ Израильский — наследие Божие (да хранит Он верность ему и милость в будущем, как хранил в прошлом!) пронизывает всю эту молитву Соломона (стихи 23−53).

г. Соломон благословляет народ (8:54−61)

3Цар 8:54−55. Все сие моление… Соломон произнес, стоя на коленях, с руками, простертыми к небу. И, встав с колен, он благословил народ.

3Цар 8:56−61. Царь прославил Господа за то, что Он дал покой народу Своему Израилю и сдержал все слова обещаний Своих, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея. Славя Бога, Соломон одновременно напоминал об этом народу. И еще три желания выразил он, обращаясь к Иегове. Да пребудет Он с ним, Соломоном, и с народом израильским во все время царствования его, как пребывал с отцами их; да даст народу желание и силы соблюдать все заповеди Его и уставы Его и законы Его — да звучат слова Соломонова моления в сердце Господа день и ночь, чтобы Он делал все потребное для них изо дня в день. Последним же пожеланием Соломона было, чтобы все народы земли познали, что единственный истинный Бог — Иегова, Господь (сравните 18:39).

Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему, вновь повторяет Соломон народу. Он сознавал, что это — непременное условие осуществления Господних обетований, но, к несчастью, сам он, по прошествии времени, нарушил это условие.

«Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом», — читаем мы о завершении освящения храма в 2Пар 7:1.

д. Жертвоприношения Соломона (8:62−66)

3Цар 8:62−63. Неправдоподобно большим представляется число животных, принесенных Соломоном в мирную жертву по случаю освящения храма: двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Однако до нас дошли и записи о других жертвоприношениях, включавших тысячи и тысячи голов скота. В данном же случае следует учесть, что тысячи священников приносили жертвы на «вспомогательных» жертвенниках, и празднество, на протяжении которого мясо жертвенных животных поедалось участниками общинных трапез, продолжалось две недели.

3Цар 8:64−66. В день освящения храма Соломон… освятил — посредством жертвоприношений — и двор пред храмом. Это произошло в начале праздника кущей, который обычно продолжался одну неделю, но по случаю этого особенного торжества продлен был еще на неделю. (Восьмый день в стихе 66 надо понимать как «на следующий день по истечении вторых семи дней».)

Праздник кущей праздновался в воспоминание о годах странствований Израиля в пустыне (Лев 23:33, 41−43). Поэтому и храм следовало освятить именно в этот праздник — ведь сооружение постоянного святилища символизировало окончание этих странствований.

От входа в Емаф до реки Египетской — так обозначены границы Израиля от Севера до юга; народ на празднество сошелся от границы до границы, т. е. весь он участвовал в нем. Возвращаясь по домам, люди радовались всему тому, что сделал Господь… народу Своему Израилю.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: (явиться) к царю Соломону в Иерусалим.
12  [2] — Или: в глубоком мраке / во мгле; ср. Син. и слав. пер. и Исх 19:9; Исх 20:21; Втор 4:11; Втор 5:22; Пс 18:9; Иов 22:13.
13  [3] — Или: будешь восседать вовек.
22  [4] — Или: встал возле жертвенника.
23  [5] — Букв.: ходят пред Тобой.
25  [6] — Букв.: блюсти свои пути.
29  [7] — Букв.: будет слать к этому месту.
35  [8] — Или: прославит.
35  [9] — Или: когда Ты смиришь его.
38  [10] — Букв.: к этому месту.
39  [11] — Букв.: действуй.
39  [12] — Букв.: сердца.
66  [13] — Букв.: восьмой (считая от второй семерки).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.