4 Царств 1 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 После смерти Ахава моавитяне восстали против израильтян.
2 Израильский царь Охозия выпал из решетчатого окна своей горницы1 в Самарии, расшибся и слег. Он послал гонцов с таким приказом: «Идите и вопросите Баал-Зевува, божество Экрона, встану ли я после этого падения? »
3 Тогда ангел ГОСПОДЕНЬ велел Илии из Тишбы: «Немедля отправляйся навстречу гонцам самарийского царя и скажи им: „Разве нет Бога в Израиле? Почему вы идете вопрошать Баал-Зевува, божество Экрона?
4 За это, — говорит ГОСПОДЬ, — не встанешь ты с постели, на которой лежишь, на ней ты и умрешь“». Илия отправился в путь.
5 Гонцы вернулись к Охозии, и тот спросил их: «Почему вы вернулись?»
6 «Навстречу нам вышел человек, — ответили они, — и велел нам вернуться к отправившему нас царю и передать ему, что говорит ГОСПОДЬ: „Разве нет Бога в Израиле? Почему ты посылаешь за ответом к Баал-Зевуву, божеству Экрона? За это не встанешь ты с постели, на которой лежишь, на ней ты и умрешь“».
7 Он спросил их: «Каков был тот человек, что вышел навстречу вам и сказал всё это?»
8 Они ответили: «Весь он был волосат,2 но опоясан кожаным поясом». И царь сказал: «Это Илия из Тишбы».
9 Царь отправил за Илией полусотню воинов с начальником во главе. Когда он пришел к Илии, тот сидел на вершине холма. «Человек Божий! — сказал начальник. — Царь велит тебе сойти».
10 «Если я человек Божий, — отвечал Илия начальнику полусотни, — пусть огонь сойдет с небес и сожжет тебя вместе с твоим отрядом». И сошел с неба огонь и сжег его вместе с этой полусотней.
11 Царь отправил за ним еще одну полусотню воинов с начальником во главе, тот поднялся и обратился к Илии: «Человек Божий, царь велит тебе скорей сойти».
12 «Если я человек Божий, — отвечал им Илия, — пусть огонь сойдет с небес и сожжет тебя вместе с твоим отрядом». И сошел с неба огонь Божий и сжег его вместе с этой полусотней.
13 Царь отправил за ним третью полусотню воинов с начальником во главе. Придя к Илии, третий начальник пал перед ним на колени и взмолился: «Человек Божий! Пощади мою жизнь3 и жизнь этих пятидесяти слуг твоих!
14 Ты видел, как сошел с неба огонь и сжег первые два отряда с их начальниками, — пощади же мою жизнь!»
15 Ангел ГОСПОДЕНЬ сказал Илии: «Иди с ним, не бойся его!» И Илия пошел с ним к царю.
16 «Вот что говорит ГОСПОДЬ, — сказал Илия царю: — „Ты послал гонцов вопросить Баал-Зевува, божество Экрона. Разве нет Бога в Израиле — вопросить Его, что Он скажет? За это не встанешь ты с постели, на которой лежишь, на ней ты и умрешь“».
17 И Охозия умер по слову ГОСПОДНЮ, которое изрек Илия. Сына у него не было, и вместо него воцарился Иорам, это было во второй год царствования в Иудее другого Иорама, сына Иосафата.
18 Прочее об Охозии и о делах, которые он совершил, записано в летописи4 царей израильских.

Толкование Далласской семинарии

I. Поздняя история разделившегося царства (главы 1-17)

В этом разделе 4-ой книги Царств продолжается изложение истории Израиля и Иудеи, начатое в двенадцатой главе 3-ей книги Царств. Заканчивается оно описанием того, как в 722 г. до Р. Х. ассирийцы увели в плен Израиля (Северное царство).

а. О нечестивом правлении Охозии в Израиле (глава 1)

Тут продолжается рассказ о правлении Охозии, старшего сына Ахава, прерванный в 3Цар. 22:53.

1. ЗАПРОС ОХОЗИИ (1:1-2)

4Цар. 1:1. После смерти Ахава моавитяне, которыми правил в то время царь Меса, восстали против Израиля. И отложился Моав от Израиля. Меса не захотел более быть данником Израиля; это бремя возложил на моавитян дед Охозии, Амврий, когда поставил их в вассальную зависимость от себя (толкование на 3Цар. 16:21-24). Поначалу протесты моавитян не увенчались успехом, но при Охозии они вновь подняли мятеж: видимо, в глазах Месы Охозия не был столь же силен, как Ахав.

4Цар. 1:2. Эпизод из жизни Охозии, с которого начинается этот стих, определяет содержание главы 1 до конца. Царь получил серьезную травму в результате падения чрез решетку (образовывавшую перила или ограждение) горницы, т. е. верхней комнаты на плоской крыше. Через какое-то время, полученное им повреждение свело его в могилу.

Царь Охозия поклонялся Ваалу, что видно из того, что со своим «запросом» он отправил послов в Аккарон, филистимский город, который находился более чем в 60 км от Самарин; именно от языческого бога, а не от Иеговы, Бога Израиля, хотел он получить ответ на вопрос, выздоровеет ли. И это свидетельствовало о глубине его вероотступничества.

Веельзевул, или Веельзевув, был одним из многих местных мужских божеств плодородия, носивших ту или иную форму имени Ваал (означающего «господин»). Так, Веельзевув буквально значит «господин (бог) мух», или «бог-муха» (идол его имел вид мухи). Этому божеству, помимо всего прочего, приписывали и силу исцеления. И вот Охозия надеялся услышать благоприятное для себя пророческое слово от оракула при капище Веельзевула.

2. ПРОРОЧЕСТВО ИЛИИ (1:3-8)

4Цар. 1:3-4. Явление Ангела Господня (Христа до Его воплощения; толкование на Быт. 16:9) Илии- один из многочисленных примеров явления Его выдающимся людям ветхозаветного времени (например, Аврааму, Моисею, Гедеону). Такие явления всегда влекли за собой какое-то важное откровение. В данном случае Ангел поручил Илии передать царю через людей, посланных им к Веельзевулу, пророчество весьма для Охозии печальное. Возможно, Охозия, как и отец его Ахав, не захотел обратиться к одному из истинных пророков, служивших Иегове, потому что те не очень-то жаловали обоих нечестивых царей. Так или иначе, но за его обращение к божеству Аккаронскому Охозии предстояло заплатить здоровьем и жизнью (4Цар. 1:6,16).

4Цар. 1:5-8. И возвратились к Охозии посланные. И сообщили ему о встрече с Илией и о его пророчестве. Охозия хорошо знал Илию, который постоянно обличал его родителей — Ахава и Иезавель, за их поклонение Ваалу.

Человек тот весь в волосах… Илия носил власяницу, грубую одежду, вероятно, из темной козьей шерсти, и к ней — кожаный пояс. Это была типичная одежда пророков того времени, близкая по своей символике к вретищу (сравните 6:30; Быт. 37:34; 2Цар. 3:31); для Илии она была видимым выражением печали и покаяния, ибо к печали и покаянию звали пророки народ (об этом в Неем. 9:1; Иер. 6:26). Когда посланцы царя описали ему встреченного ими человека, тот немедленно признал в нем Илию.

3. ЦАРЬ ПОСЫЛАЕТ ЗА ИЛИЕЙ ВОИНОВ (1:9-16)

4Цар. 1:9-12. Описанное здесь кому-то может показаться жестоким проявлением Божией силы, необходимости в котором не было. Однако, если присмотреться к происшедшему внимательней, то жестокость эта окажется оправданной. Дело в том, что, посылая за Илией воинский отряд во главе с его командиром, — с тем, что если не пойдет добровольно, то чтоб привели его силой, — Охозия продемонстрировал полное неуважение, как к пророку, так и к Богу, Которого тот представлял. Заметим, что «термин» человек Божий в 3-ей и 4-ой книгах Царств является синонимом пророка (он, в частности, употреблен по отношению к Самею в 3Цар. 12:22; семь раз им назван Илия и более двух десятков раз — Елисей).

Символическим могло быть то обстоятельство, что Илия сидел на верху горы. Если бы командиры первого и второго «пятидесяткой» были более благочестивыми людьми, то, возможно, вспомнили бы о победе Илии над пророками Ваала на этой же самой горе Кармил (3Цар. 18:20-40), а отсюда недолго было сделать вывод о том, что пророку Илии Бог дает особую силу. Однако первые два командира не уловили этой связи или не захотели уловить ее. Обращаясь к человеку Божию, первый приказывает ему сойти вниз (стих 9), а второй — сойти, да поскорее (стих 11).

Илия же, подчеркивая свой «статус» человека Божия (стихи 10,12), показывает, что речь в возникшей ситуации идет о репутации Самого Иеговы. Кто дал Охозии право командовать Божьими слугами? Не Божие ли это право повелевать слугам Охозии, и не их ли это обязанность — смиряться перед Ним? Посылая огонь с неба (стихи 10,12) на воинов царя, Бог напоминал Охозии, что действительным правителем Израиля является Он, а не царь, и царю остается лишь подчиниться Ему.

Однако внять голосу Бога Охозия не пожелал: трижды пытался он заставить Илию подчиниться ему. Два раза из этих трех дерзость царя стоила жизни его воинам.

4Цар. 1:13-14. Ясно, что командир третьего «пятидесятка» с большим благоговением относился к Иегове и Его служителю, чем царь Охозия. Он не действовал с позиции мнимого превосходства перед пророком, требуя от него подчиниться, но сам склонился перед властью Илии, пророка Иеговы; пав перед ним на колена и признав, что огонь, поразивший два предыдущие отряда, был послан с неба, т. е. Богом, он молил пророка пощадить его жизнь и жизнь его воинов (стихи 13-14).

4Цар. 1:15-16. И тогда Ангел Господень повелел Илии идти с этими воинами к царю, ничего не боясь. Появившись перед Охозией, пророк бесстрашно повторил ему слова Господа: за то, что царь обратился в своей нужде к чужому божеству как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, за дерзкое стремление его «обойтись без Иеговы», смерть настигнет его на этой постели, на которой он лежит теперь.

4Цар. 1:17-18. По слову Господню, изреченному через Илию, Охозия так и не поднялся с одра болезни и, видимо, вскоре умер. Сына у Охозии не было, и после него над Израилем воцарялся его брат Иорам; произошло это на второй год правления Иорама Иудейского (точнее, на второй год его соправления с отцом его Иосафатом, а именно в 852 г. до Р. Х.). Цари Израиля и Иудеи носили в то время одинаковые имена.

б. Нечестивое правление Иорама в Израиле (2:1 — 8:15)

Правлению Иорама уделяется много места, потому что именно в его дни осуществлял свое служение пророк Елисей. Как всегда, автора 3-ей и 4-ой книг Царств более чем политические интересуют духовные аспекты жизни.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: упал за ограждение комнаты наверху — вероятно, имеется в виду ограждение на террасе дома.
8  [2] — Или: был он одет в шкуру.
13  [3] — Букв.: да будет ценной в глазах твоих жизнь моя; то же ниже в этом стихе.
18  [4] — Букв.: в книге / свитке дел (минувших) дней; т. е. летописи, возможно, имеются в виду книги Паралипоменон; то же в подобных случаях в этой книге.
 
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.