4 Царств 12 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Иоас стал царем над Иудеей в седьмой год правления в Израиле Иегу и правил в Иерусалиме сорок лет. Имя его матери — Цивья, она была из Беэр-Шевы.
2 Иоас совершал праведные в глазах ГОСПОДА дела во все дни своей жизни, ведь наставлял его священник Ехояда.
3 Только капища на холмах не были уничтожены, народ по-прежнему приносил там жертвы и совершал воскурения.
4 Иоас велел священникам: «Всё серебро, что посвящают Богу и приносят в Храм ГОСПОДЕНЬ, и серебро от подушной подати, и серебро, уплаченное как выкуп, и то серебро, что по доброй воле жертвуют на Храм ГОСПОДЕНЬ, —
5 пусть священники берут всё это у своих знакомых1 и тратят на ремонт Храма ГОСПОДНЕГО там, где это нужно».
6 Но до двадцать третьего года царствования Иоаса священники так и не восстановили Храм ГОСПОДЕНЬ.
7 Тогда царь Иоас позвал священника Ехояду и других священников и спросил: «Отчего вы не чините Храм? Отныне не берите себе серебра у знакомых вам благодетелей, отдайте его на ремонт Храма! »
8 Священники согласились, что больше не станут брать серебра у народа на ремонт Храма и не будут руководить ремонтом.
9 Священник Ехояда взял ларец, сделал в крышке отверстие и поставил его у входа в Храм ГОСПОДЕНЬ, справа от жертвенника. Священники, стоявшие при входе, опускали туда серебро, принесенное приходившими в Храм ГОСПОДЕНЬ.
10 Когда видели, что серебра в ларце набралось много, приходили царский писец и первосвященник: они пересчитывали2 серебро, что было пожертвовано в Храм ГОСПОДЕНЬ, и уносили в суме.
11 Серебро по счету3 передавали подрядчикам, назначенным для Храма ГОСПОДНЕГО, а те нанимали плотников и строителей для Храма ГОСПОДНЕГО,
12 каменщиков и каменотесов, покупали лес, и тесаный камень, и всё, что понадобится для ремонта Храма ГОСПОДНЕГО.
13 Серебро, принесенное в Храм ГОСПОДЕНЬ, не тратили на серебряные чаши, щипцы, чаши-кропильницы, трубы и прочую золотую и серебряную утварь для Храма ГОСПОДНЕГО —
14 его отдавали только подрядчикам на ремонт Храма ГОСПОДНЕГО.
15 У людей, получавших серебро для уплаты работникам, не требовали отчета, и они оправдывали доверие.4
16 А серебро, полученное за жертвы признавших свою вину и жертвы за грех, не отдавалось в Храм ГОСПОДЕНЬ — оно шло священникам.
17 В то время арамейский царь Хазаэль пошел войной на Гат и захватил его. Потом Хазаэль вознамерился напасть на Иерусалим.
18 Но Иоас, царь иудейский, взял всё, что посвятили ГОСПОДУ его предки Иосафат, Иорам и Охозия, цари иудейские, и что посвятил он сам, и всё золото, какое только нашлось в сокровищницах Храма Господнего и царского дворца, и послал арамейскому царю Хазаэлю — и тогда тот оставил Иерусалим в покое.
19 Что до прочих деяний Иоаса, то не описаны ли все они в летописи царей иудейских?
20 Слуги Иоаса составили заговор против него и убили его в Бет-Милло, по дороге к Силле.
21 Его убили собственные слуги: Йозавад, сын Шимата, и Ехозавад, сын Шомера.5 Похоронили Иоаса с праотцами в Городе Давидовом, а вместо него воцарился его сын Амасия.

Толкование Далласской семинарии

2. РЕСТАВРАЦИЯ ИОАСОМ ХРАМА (12:4−16)

4Цар 12:4−8. Иоас задумал реставрационные работы в храме Соломона ввиду того, что в царствование нечестивой Гофолии он не только не ремонтировался, несмотря на нужду в этом, но, напротив, всячески был разоряем (2Пар 24:7). Для осуществления задуманного Иоас решил воспользоваться деньгами (серебром), которые стекались в храм от народа; имелся в виду «подушный выкуп» от каждого еврея, достигшего 20 лет и подлежавшего «исчислению» (серебро, вносимое за каждую душу по оценке; Исх 30:11−16), а также деньги от выкупа обетов (все серебро посвящаемое; Лев 27; Чис 30) и добровольные приношения.

Но выполнить то, что замыслил, царю не удалось. Вероятно, потому, что все перечисленное составляло регулярные источники храмового дохода, и его не хватало и на повседневные нужды, связанные со служением, и на поддержание жизни священников и левитов, и на ремонтные работы в храме. (Под «знакомыми» в стихе 5 и 7 понимались прихожане, обращавшиеся к священникам, хорошо им известным.) Царь Иоас вместе с тем объявил всенародный сбор средств на починку храма, и ответственность за это возложил на священников и левитов, но и это его начинание успеха не имело (сравните стих 7 с 2Пар 24:5).

Дело было, видимо, в том, что священники и левиты не были настроены «отрывать от себя», т. е. все поступавшие в храм деньги они предпочитали расходовать на нужды служения и свои личные нужды, а не на ремонтные работы в доме Господнем. Тогда Иоас повелел им вовсе не брать серебра из регулярных приношений (у знакомых своих, стих 7), ибо отныне он учреждал новый порядок. Подробно об этом рассказано ниже, а также в 2Пар 24:8−14.

4Цар 12:9−16. У входа в дом Господень был установлен ящик — специально для сбора пожертвований. И полагали туда священники все серебро, приносимое в дом Господень. На первосвященника и царского писца была возложена ответственность за пересчет собранных денег и раздачу их производителям работ, а те, в свою очередь, оплачивали плотников и строителей.

Поначалу на изготовление священных предметов (прежние были разворованы Гофолией и другими почитателями Ваала) этих денег не тратили (стих 13), но впоследствии, поскольку собранного оказалось в избытке, «серебро» стали расходовать и на это (2Пар 24:14). Отмечено, что с тех, кто изымал серебро из ящика и пересчитывал его, а затем отдавал производителям работ (т. е. с первосвященника и писца) отчета не требовали, так как они действовали честно. Обращают на себя внимание эти ревностность и честность иудеев, вновь утверждавшихся в Господе. Особо сказано о том, что денежные пожертвования в уплату за вину (преступление) и грех по прежнему оставлялись священникам и левитам (на поддержание их жизни); из них на ремонт храма не брали (стих 16).

В царствование Иоаса произошло несколько событий, не записанных в 4-й Царств; о них рассказано в 2-й Паралипоменон.

Первосвященник Иодай прожил необычайно долгую жизнь — 130 лет, как сказано в 2Пар 24:15−16. Но после его смерти Иоас стал прислушиваться к советам некоторых официальных в Иудее лиц, в результате чего все более отдалялся от Господа. И тогда Бог стал посылать пророков, чтобы предостеречь народ (2Пар 24:17−19). С пророческим предостережением царю и народу выступил и Захария, сын Иодая, ставший первосвященником после своего отца. Против него составлен был заговор, поддержанный царем, и Захарию побили камнями (2Пар 24:20−22).

3. ИОАС ОТКУПАЕТСЯ ОТ АЗАИЛА (12:17−18)

4Цар 12:17−18. Азаил, царь Сирийский, неоднократно наносил поражения израильским царям — Ииую и Иоахазу (13:3, 22). Продвигаясь на юг, вдоль побережья, его войска подошли к границе Иудеи и вторглись в страну. Сирийцы захватили Геф, филистимский город, который прежде был взят иудеями (2Пар 11:8). И вознамерился Азаил идти на Иерусалим. И, судя по 2Пар 24:23, сирийские отряды ворвались в столицу Иудеи и «истребили всех князей народа», т. е. множество сановников, приближенных царя.

Тогда Иоас решил откупиться от сирийца и отдал ему из сокровищниц храма все, что жертвовали туда его предшественники и он сам, и все, какое там нашлось золото. Взяв эту «цену», Азаил отступил от Иерусалима. В 2Пар 24:24 прямо сказано, что сирийцев было немного, по сравнению с военной силой иудеев, но «Господь предал (их) в руку» (врагов) за отступление от Него Иоаса.

4. СМЕРТЬ ИОАСА (12:19−21)

4Цар 12:19−21. Иоас был тяжело ранен сирийцами (2Пар 24:25). Может быть, из дома Милло (крепость на территории Иерусалима; толкование на 3Цар 9:15) он отправился в Силлу (местонахождение не известно) залечивать раны. Но по дороге туда, во время одной из остановок, он был убит, пав жертвой заговора, который составили против него несколько приближенных. В 2Пар 24:25 сказано, что причиной заговора было убийство, с одобрения царя, Захарии, сына первосвященника Иодая (2Пар 24:20−22). Убит Иоас был в своей постели.

Его убийцы названы по именам. В 2Пар 24:26 читаем, что матерью Иозакара была аммонитянка, а матерью Иегозавада — моавитянка (толкование на этот стих) Иоас был похоронен в городе Давидовом (Иерусалиме), однако, не в царских гробницах (2Пар 24:25), не удостоившись этой высокой чести. Ему наследовал Амасия, сын его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Или: торговцев.
10  [2] — Или: взвешивали.
11  [3] — Или: по весу.
15  [4] — Или: они пользовались доверием.
21  [5] — Ср. 2Пар 24:26: Завад, сын аммонитянки Шимат, и Ехозавад, сын моавитянки Шимрит.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.