4 Царств 16 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В семнадцатый год правления Факея, сына Ремальи, в Иудее взошел на престол Ахаз, сын Иофама.
2 Было Ахазу тогда двадцать лет, и шестнадцать лет он правил в Иерусалиме. Но дела его не были праведны в глазах ГОСПОДА, он не жил так, как праотец его Давид.
3 Он следовал по пути царей израильских и даже сына своего провел через огонь1 — такие же мерзости творили народы, которые ГОСПОДЬ изгнал ради израильтян.
4 Он приносил жертвы и совершал воскурения в капищах, и на холмах, и под всяким раскидистым деревом.
5 Арамейский царь Рецин и израильский царь Факей, сын Ремальи, пошли войной на Иерусалим и осадили его, но так и не смогли одолеть Ахаза.
6 Тогда же арамейский царь Рецин вернул арамеям Элат, очистив его от иудеев. Эдомитяне2 заселили Элат, они живут там и поныне.
7 Ахаз отправил послов к ассирийскому царю Тиглатпаласару со словами: «Я твой слуга и сын! Приди и спаси меня от арамейского царя и от израильского царя, ополчившихся на меня!»
8 При этом Ахаз взял серебро и золото, какое только нашлось в Храме ГОСПОДНЕМ и в сокровищницах дворца, и отправил в дар ассирийскому царю.
9 Ассирийский царь внял его призыву, выступил на Дамаск и захватил его, жителей угнал в Кир, а Рецина предал смерти.
10 Царь Ахаз отправился в Дамаск встретиться с ассирийским царем Тиглатпаласаром. Там царь Ахаз увидел дамасский жертвенник и отправил священнику Урии изображение этого жертвенника со всеми его размерами.3
11 Священник Урия воздвиг жертвенник в точности по изображению, присланному из Дамаска царем Ахазом. Сделал он это еще до возвращения царя Ахаза из Дамаска.
12 Вернувшись из Дамаска, царь осмотрел жертвенник. Он подошел к жертвеннику и, взойдя на него, принес на нем жертвы:
13 сжег всесожжение и хлебный дар, совершил возлияние, окропил жертвенник кровью принесенного им благодарственного дара.
14 А медный жертвенник, стоявший пред Самим ГОСПОДОМ, он сдвинул в сторону от входа в Храм и поставил к северу от нового, чтобы не стоял он между новым жертвенником и Храмом.
15 Царь Ахаз велел священнику Урии: «На большом новом жертвеннике сжигай утренние жертвы и вечерние приношения — всесожжения от царя и хлебные его дары и всесожжения от народа и хлебные их дары и возлияния. Кропи его кровью от всех жертв всесожжения и всех других жертв. А медный жертвенник будет у меня для особых нужд».4
16 Священник Урия сделал всё так, как велел ему царь Ахаз.
17 Царь Ахаз велел убрать с подставок закрывавшие их щитки, снять чаши с подставок, а «море» — с медных быков, на которых оно покоилось, и поставить его прямо на каменный пол,
18 а также снести построенный в Храме Субботний навес5 и Царскую галерею, что опоясывала Храм снаружи, — и всё это ради царя ассирийского!
19 Что до прочих деяний Ахаза и всех событий его жизни, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
20 Ахаз отошел к праотцам и был похоронен рядом с ними в Городе Давидовом. После него воцарился его сын Езекия.

Толкование Далласской семинарии

У. Нечестивое правление Ахаза в Иудее (глава 16)

I. ДЕЛА АХАЗА В ОЦЕНКЕ АВТОРА (16:1−4)

4Цар 16:1−2а. Семнадцатый год правления Факея в Израиле приходился на 735 г. до Р. Х. Но шестнадцатилетнее царствование Ахаза началось не в 735, а в 732 г. и продолжалось до 715 г. до Р. Х. Как видно из таблицы «Цари Иуды и Израиля и пророки в пору до вавилонского пленения» (помещенной рядом с толкование на 3Цар 12:25−33), отец Ахаза, Иоафам, тоже царствовал 16 лет (2Пар 27:1) — с 750 по 735 г. до Р. Х. А умер он, повторяем, в 732 году. Очевидно, в эти четыре года (735−732) ни Иоафам, ни Ахаз не были полновластными правителями, но правили Иудеей как «сорегенты». Предполагают, что вместе с отцом Ахаз начал править даже не с 735, а с 744 года (4Цар 17:1 и комментарий на этот стих).

4Цар 16:2б−4. Если многие из царей Иудеи были хотя бы сопоставимы с Давидом, то этого никак нельзя сказать об Ахазе. Пренебрегая волей Господа, он во всем подражал нечестивым царям израильским и зашел так далеко, что даже сына своего принес как всесожжение в жертву языческому идолу (очевидно, Молоху). Омерзительный этот грех (сравните 17:17) имел широкое распространение в среде аммонитам и других ханаанских народов, которых при Иисусе Навине евреи изгнали (к сожалению, не до конца) из земли обетованной.

Жертвы и курения Ахаз приносил и на высотах и под всяким тенистым деревом. Здесь гипербола, цель которой показать, как много и в Иудее было — в нарушение Моисеева закона — этих «священных мест». Существенно, что Ахаз (к тому же) приносил на них жертвы не Иегове, а чужим богам (сравните 17:10).

2. ВРАГИ АХАЗА (16:5−9)

4Цар 16:5−6. Как уже говорилось выше (14:37), Рецин и Факей заключили между собой союз с целью отпора ассирийской агрессии, и хотели, чтобы Ахаз присоединился к ним. Но Ахаз «доброй ссоре» с Ассирией предпочитал «худой мир» с ней, и попытки израильского и сирийского царей сделать его участником их союза не увенчались успехом.

Как бы в скобках автор замечает (стих 6), что Рецин вновь овладел Елафом, городом у северной оконечности Акабского залива, который царь Азария незадолго перед этим «возвратил Иуде» (14:22 и толкование на этот стих). Более иудеям не удалось овладеть этим важным портовым городом. Изначально принадлежавший идумеям, он опять, будучи завоеван сирийцами, стал местом их обитания.

4Цар 16:7−9. Вместо того, чтобы присоединиться к Рецину и Факею, Ахаз обратился за помощью к Феглаффелласару. Он просил его защитить Иудею от ее беспокойных соседей и ради этого готов был сделаться вассалом Ассирии (я раб твой, говорит он ассирийскому царю). Получив от Ахаза богатые дары (серебро и золото из дома Господня и сокровищниц царских), пошел царь Ассирийский в Дамаск и взял его.

Теперь уже сирийцам ничего не оставалось, как снять осаду с Иерусалима: им надо было защищать собственную территорию. Результатом этой военной кампании было умерщвление Рецина и переселение жителей Дамаска (по обычаю ассирийцев переселять побежденные народы — сравните 15:29; 17:23) в Кир (на территорию Ассирии).

Решение Ахаза обратиться за помощью к ассирийцам было явно неразумным (Ис 7). Мало того, что множество иудеев погибло при осаде Иерусалима израильтянами (Факеем; 2Пар 28:5−8). теперь, по инициативе иудейского царя, в Палестину вторглись ассирийцы. Автор 2-й Паралипоменон пишет и об успешных вторжениях в Иудею (в то же самое время) идумеев и филистимлян (2Пар 28:17−19). Огромными потерями, которые он понес, Ахаз в конечном счете был обязан своему отступничеству от Господа (2Пар 28:19).

3. ПОДРОБНО ОБ ОТСТУПНИЧЕСТВЕ АХАЗА (16:10−18)

4Цар 16:10−11. Ахаз отправился в Дамаск, где временно пребывал Тиглат-Палассар III, чтобы лично засвидетельствовать ему о своей покорности. Там он увидел большой (стих 15) жертвенник, сирийской или, скорее, ассирийской работы, который произвел на него впечатление своей конструкцией. Ахаз приказал сделать изображение жертвенника и чертеж его и отправить их в Иерусалим первосвященнику Урии, чтобы он построил такой же к возвращению царя из Дамаска.

4Цар 16:12−18. Повеление Ахаза Урия, может быть, неохотно, но исполнил. Вернувшись в Иерусалим, царь приказал передвинуть медный жертвенник для всесожжении Господу, занимавший центральное положение во дворе храма, чтобы освободить место для нового жертвенника. На нем он приказал совершать все регулярные жертвоприношения, а жертвенник, сделанный еще при царе Соломоне, «оставить на его усмотрение». (Видимо, Ахаз хотел понаблюдать за реакцией иудеев на его нововведение, прежде чем решиться на последующие в согласии с языческими культами, к которым этот царь питал особое пристрастие.).

Не объясняется, с какой целью обломал царь ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и сделал все остальное, о чем сказано в стихе 17. Ясно только, что он сознательно нарушил волю Господа, воплотившуюся в создании этих предметов, которые были изготовлены по образцу тех, что стояли в скинии. Поклоняясь чужим богам в расчете на их милостивое отношение к нему (о смешении в царствование Ахаза культа Иеговы, религии богооткровения, с многообразными элементами язычества читаем и в 2-й Паралипоменон и в книге Исаии) и способствуя тем самым все более глубокому духовному падению Иудеи, царь и в политическом плане добровольно «встал под руку» язычника Тиглат-Палассара. Так Иудея оказалась в унизительной вассальной зависимости от ассирийца, которому Ахаз всячески стремился угодить.

В стихе 18 читаем, что ради царя Ассирийского он отменил крытый субботний ход при храме, и внешний царский вход к дому Господню; речь, вероятно, идет об особо оборудованных для царя и его свиты путях и выходах к храму, в частности, о крытой (защищенной от солнца) колоннаде. Не заботившийся о торжественной красоте храма Господня, Ахаз разрушал его, может быть, желая принести какие-то особо ценные части в дар своему ассирийскому покровителю, а, может быть, боясь вызвать у него раздражение видом всего этого благолепия.

4. СМЕРТЬ АХАЗА (16:19−20)

4Цар 16:19−20. По смерти Ахаз был похоронен в Иерусалиме, но не в царских гробницах, не вблизи благочестивых царей Иудеи (2Пар 28:27). Это свидетельствует о том, что и в его царствование в стране оставались влиятельные люди, не одобрявшие политики Ахаза. Ф. Нечестивое правление Осии в Израиле (17:1−6)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. возм. пер.: предал огню в знач. «принес в жертву».
6  [2] — Друг. чтение, основанное на древн. пер.: арамеи.
10  [3] — Или: подробностями его устройства.
15  [4] — Или: для гадания.
18  [5] — Или: основание для престола.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.