4 Царств 21 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Манассия взошел на престол в возрасте двенадцати лет и правил в Иерусалиме пятьдесят пять лет. Имя его матери было Хефцива.
2 Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, подражая омерзительным обычаям народов, изгнанных ГОСПОДОМ ради израильтян.
3 Он заново отстроил капища, разрушенные его отцом Езекией, соорудил жертвенники Ваалу и, следуя примеру царя израильского Ахава, поставил столб, посвященный Ашере. Он также поклонялся и служил всему воинству небесному.
4 Даже в Храме ГОСПОДНЕМ, о котором ГОСПОДЬ сказал: «В Иерусалиме будет почитаемо имя Мое», — и там он поставил жертвенники.
5 В обоих дворах Храма ГОСПОДНЕГО он поставил жертвенники, посвященные всему воинству небесному.
6 Собственного сына он провел через огонь, занимался гаданием и колдовством, обращался к вызывателям мертвых и заклинателям духов. Он сотворил много того, что было злом в глазах ГОСПОДА, и навлек на себя Его гнев.
7 Сделав изваяние Ашеры, Манассия поставил его в том самом Храме, о котором ГОСПОДЬ говорил Давиду и сыну его Соломону: «В этом Храме, в Иерусалиме, избранном Мной среди всех колен Израилевых, имя Мое будет почитаемо вечно.
8 Не заставлю Я впредь израильтян покидать ту страну, которую даровал их праотцам, если они будут твердо держаться всего, что Я заповедал им, всего, что записано в Законе слуги Моего Моисея».
9 Но не послушались они, совратил их Манассия, и стали они поступать хуже тех народов, которые истребил ГОСПОДЬ ради израильтян.
10 ГОСПОДЬ говорил через Своих слуг пророков:
11 «За всё, что творил царь иудейский Манассия, за мерзости, которые он совершил — хуже всех тех, что прежде творили амореи, и за идолов его, которыми он вовлек в грех Иудею, —
12 за всё это, говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля, Я наведу на Иерусалим и Иудею такое бедствие, что у всякого, кто услышит о нем, зазвенит в ушах.1
13 Иерусалиму Я воздам наравне с Самарией2 — той же мерой, что и дому Ахава! Сотру Иерусалим с лица земли, как стирают грязь с блюда — сотрут и перевернут вверх дном.
14 Я отвергну то, что осталось от наследия Моего, предам их в руки врагов на разграбление и насилие:
15 творили они то, что было злом в глазах Моих, гневили Меня с того времени, как вышли праотцы их из Египта, и поныне».
16 А Манассии мало было тех грехов, в которые он вовлек Иудею, творя то, что было злом в глазах ГОСПОДА, — он еще пролил столько невинной крови, что от края до края залил ею Иерусалим.
17 Прочее о делах Манассии, которые он совершил, и о грехах, которые творил, записано в летописи царей иудейских.
18 Манассия отошел к праотцам и был похоронен в дворцовом саду, в саду Уззы. После него взошел на престол его сын Амон.
19 Амон воцарился в возрасте двадцати двух лет и правил в Иерусалиме два года. Имя его матери было Мешуллемет, дочь Харуца из Йотвы.
20 Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, как и отец его Манассия.
21 Он следовал по тому же пути, что и его отец, служил тем же идолам и поклонялся им.
22 Он оставил ГОСПОДА, Бога своих праотцов, и отверг путь ГОСПОДНИЙ.
23 Слуги Амона составили против него заговор и убили царя в его собственном дворце.
24 Однако жители страны, восстав, убили всех, кто был в заговоре против Амона, и поставили после него царем его сына Иосию.
25 Прочее о делах Амона, которые он совершил, записано в летописи царей иудейских.
26 Его похоронили в собственной гробнице в саду Уззы, а после него воцарился его сын Иосия.

Толкование Далласской семинарии

Б. Нечестивое правление Манассии (21:1−18)

Описание царствования Манассии дано вкратце, хотя он и правил дольше чем кто-либо иной из царей Иудеи.

1. О ГРЕХАХ МАНАССИИ (21:1−9)

4Цар 21:1−9. Двенадцати лет Манассия начал править со своим отцом, и в общей сложности правил не пятьдесят (в русский текст по-видимому, вкралась опечатка), а пятьдесят пять лет. Это было время абсолютного политического господства Ассирии над всем ближневосточным регионом (и над Египтом), в которое Иудея оставалась безропотным вассалом ассирийских царей. Политическое порабощение привело (в значительной мере по злой воле Манассии) к глубочайшему духовному падению иудейского народа.

Сын благочестивого отца, Манассия стал самым нечестивым из иудейских царей. «Обратившись на пути» деда своего Ахаза, он подражал мерзостям ханаанских народов. Высоты, уничтоженные Езекией, он опять восстановил и снова поставил жертвенники Ваалу, и по примеру Ахава, царствовавшего в Самарии сделал дубраву Астарты (21:7; сравните 3Цар 16:33). Он насаждал в стране откровенно языческие культы и всячески поощрял их, к примеру, принятое у ассирийцев и вавилонян поклонение всему воинству небесному, т. е. солнцу, луне и звездам (сравните 4Цар 17:16; 23:4−5).

Жертвенники языческим богам были установлены Манассией в храме Иеговы и во дворах храма, и даже истукан Астарты поставил он в доме, о котором Господь сказал, что это место имени Его в Иерусалиме навек (сравните стих 4 и 7). И человеческие жертвоприношения практиковались при Манассии, он и сам провел сына своего чрез огонь, т. е. принес его в жертву аммонитскому богу Молоху, по-видимому, в долине Гинном (3Цар 11:7, 33; 4Цар 23:10, 13).

И гадал Манассия и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников, хотя все это было запрещено законом Моисея (толкование на (17:17), и у Господа вызывало гнев. Царь словно демонстрировал свое неуважение к обетованиям, которые Бог клялся его предкам исполнить — при условии повиновения народа Ему и заповедям Моисеевым (стих 8). В царствование Манассии иудеи поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых (21:15−16).

2. СУДЬБА ИЕРУСАЛИМА (21:10−16)

4Цар 21:10−16. Все это время Господь не молчал, но говорил к царю и народу чрез Своих пророков (включая, возможно, Исаию), обличая и предупреждая. Но Манассия жестоко преследовал пророков Иеговы, и многие их них погибли мученической смертью за своего Господа (в ветхозаветной истории такое было впервые; согласно еврейскому преданию, одним из мучеников стал при Манассии пророк Исаия, которого перепилили надвое деревянной пилой, — в Евр 11:37, возможно, содержится косвенное упоминание об этом). (в стихе 16) о пролитии Манассией невинной крови, которою он наполнил Иерусалим от края до края.

Аморреи (стих 11) в дни Иисуса Навина были самым нечестивым в Палестине народом.

За крайне злые дела Манассии, в которые царь вовлек и весь народ Иудеи, Господь обещал навести на Иерусалим страшные бедствия (стих 12). В стихе 13 в иносказательной форме выражена та мысль, что Иуду постигнет такая же судьба, какая постигла Израиль (Самарию и династию Ахава). Иерусалим, который будет очищен Им от присущих этому городу мерзостей, Бог уподобляет вытертой досуха и опрокинутой чаше.

Остаток Своего удела Господь отвергнет — в том смысле, что, отдав его на поругание и разграбление всем неприятелям его, лишит его Своей зашиты.

3. СМЕРТЬ МАНАССИИ (21:17−18)

4Цар 21:17. Из второй книги Паралипоменон (33:11) мы узнаем, что Манассия был за грехи свои уведен ассирийским царем, вероятно, Ассурбанипалом (669−626 г. до Р. Х.) в плен в Вавилон; в этом городе, покоренном ассирийцами, царь их находился в то время. В Вавилоне Манассия покаялся, и Господь, после некоторого времени пребывания его в плену, позволил ему возвратиться в Иерусалим (сравните 2Пар 33:12−13 и 2Пар 33:18−19). Там Манассия много сделал по искоренению идолопоклонства (2Пар 33:15−17). Однако духовное зло, причиненное им прежде, принесло в Иудее такие ядовитые плоды, что, несмотря и на реформы, проведенные еще позднее царем Иосией, Божий суд не мог быть отвращен от Иудеи (4Цар 23:26).

4Цар 21:18. Примечательно, что по смерти своей Манассия был погребен не в царских гробницах, где в основном покоились благочестивые цари Иудеи, но в дворцовом саду. После него воцарился Аммон, сын его.

В. Нечестивое правление Аммона (21:19−26)

4Цар 21:19−22. Недолгим (всего два года — с 642 по 640 г. до Р. Х.) было правление Аммона, который во всем следовал путями отца своего Манассии (до покаяния того); он возвратился к служению идолам и оставил Господа.

4Цар 21:23−26. Погиб Аммон в результате заговора своих придворных, но духовно развращенный народ, вероятно, симпатизировал Аммону, вернувшему ему «высоты» и идолов; убийцы царя были перебиты, и на трон возведен Иосия, сын Аммона. Похоронен Аммон был вместе со своим отцом во дворцовом саду.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
12  [1] — Зазвенит в ушах — устойчивое выражение, передающее необыкновенный ужас от надвигающегося бедствия.
13  [2] — Букв.: над Иерусалимом будет протянут тот же шнур, что и над Самарией — символический образ, указывающий на меру заслуженного возмездия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.