4 Царств 23 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Царь послал за всеми старейшинами Иудеи и Иерусалима, чтобы те собрались к нему.
2 Затем царь пошел в Храм ГОСПОДА, и вместе с ним все жители Иудеи и Иерусалима, священники и пророки — весь народ от мала до велика. Прочитал он вслух перед ними все слова книги Завета, найденной в Храме ГОСПОДНЕМ.
3 Стоя на предназначенном для него месте, царь заключил с ГОСПОДОМ Завет — договор следовать за Ним и соблюдать заповеди, повеления и установления Его всем сердцем и всею душой, исполняя слова Договора, Завета, записанного в этой книге. И весь народ заключил этот Завет, Союз с Богом.
4 Царь повелел первосвященнику Хилкии, священникам второй череды и привратникам вынести из Храма ГОСПОДНЯ всё, что было там устроено для служения Ваалу, Ашере и всему воинству небесному, и сжечь это за пределами Иерусалима, в полях подле потока Кедрон, а пепел выбросить в Бет-Эле.
5 Он сместил тех жрецов, которых цари иудейские поставили совершать воскурения в капищах по городам Иудеи и в окрестностях Иерусалима, и тех, кто воскурял Ваалу, солнцу и луне, созвездиям и всему воинству небесному.
6 Он вынес столб Ашеры из Храма ГОСПОДНЯ за пределы Иерусалима, к потоку Кедрон, и сжег его у потока, и, растерев в пыль, высыпал пыль на общем кладбище.
7 Снес он и блудилища при Храме ГОСПОДНЕМ, где женщины ткали покровы для капищ Ашеры.
8 Он изгнал всех жрецов из иудейских городов от Гевы до Беэр-Шевы, осквернил капища на холмах, где жрецы совершали воскурения. Он снес и капище при входе в город, у ворот градоначальника Иисуса, слева от городских ворот.
9 Жрецы из капищ на холмах не допускались к жертвеннику ГОСПОДА в Иерусалиме, но они могли есть пресные хлебы вместе со своими собратьями.
10 Он осквернил и Тофет, что был в долине сынов Хиннома, чтобы больше никто не проводил сына или дочь через огонь ради Молоха.
11 Он убрал и коней, которых цари иудейские посвятили солнцу и поставили у входа в Храм ГОСПОДЕНЬ рядом с комнатой царедворца1 Натан-Мелеха во дворе, и сжег колесницы солнца.
12 И жертвенники, что иудейские цари поставили на крыше покоев Ахаза, и жертвенники, что Манассия поставил в обоих дворах Храма ГОСПОДНЯ, — всё это царь снес, уничтожил, растер в пыль и высыпал пыль в поток Кедрон.
13 И капища на холмах перед Иерусалимом, справа от Горы погибели, построенные еще царем израильским Соломоном для Астарты, мерзости сидонской, и для Кемоша, мерзости моавской, и для Милькома, гнусности сынов Аммона, — всё это царь осквернил.
14 Он разбил священные камни и срубил столбы Ашеры, а на их месте рассыпал человеческие кости.
15 И жертвенник в Бет-Эле, в капище, устроенном Иеровоамом, сыном Невата, что вовлек Израиль в грех, царь снес вместе со всем капищем, стер в пыль и сжег. Он также сжег и столб Ашеры.
16 Оглянувшись, Иосия увидел там, на горе, могилы — и, послав людей взять кости из тех могил, сжег кости на жертвеннике, чтобы осквернить его, — по слову ГОСПОДНЮ, которое возгласил некогда человек Божий, предсказавший это.
17 Потом царь спросил: «Что за памятник я вижу?» «Это могила человека Божьего, который приходил из Иудеи и предсказал то, что ты теперь сделал с жертвенником Бет-Эля», — ответили ему жители того города.
18 Тогда царь велел: «Оставьте его в покое, пусть никто не трогает его костей». Так и сохранились его кости и кости того пророка, что приходил из Самарии.
19 А все капища, что израильские цари, гневя ГОСПОДА, построили на холмах в городах Самарии, Иосия снес. Он поступил с ними так же, как и с капищем в Бет-Эле.
20 Он перебил всех жрецов, какие были при жертвенниках в тех капищах, и сжег на жертвенниках человеческие кости, а затем вернулся в Иерусалим.
21 Царь повелел всему народу: «Отпразднуйте Пасху2 ГОСПОДУ, Богу вашему, как написано в этой книге Завета».
22 Ведь Пасха не праздновалась с тех самых пор, как Израилем правили судьи, — за всё время правления царей израильских и царей иудейских.
23 Так совершена была Пасха ГОСПОДНЯ в Иерусалиме в восемнадцатый год правления Иосии.
24 А тех, кто занимался вызыванием мертвых и гаданием, всех терафимов, и идолов, и все мерзости, какие только обнаружились в стране иудейской и в Иерусалиме, Иосия истребил3 во исполнение слов Закона, записанных в книге, которую священник Хилкия нашел в Храме ГОСПОДНЕМ.
25 Не было до него такого царя, который обратился бы к ГОСПОДУ от всего сердца, от всей души, всеми силами, исполняя Закон Моисеев, — да и после него не бывало.
26 Но не отвратил ГОСПОДЬ великого гнева Своего, разгоревшегося на Иудею после всех оскорблений, что нанес Ему Манассия.
27 Решил ГОСПОДЬ: «Иудею я удалю от лица Своего так же, как Я удалил Израиль. Отвергну даже Иерусалим, этот избранный Мной город, и Храм, о котором Я обещал, что Мое имя будет там».
28 Что до прочих деяний Иосии, которые он совершил, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
29 В его дни фараон Нехо, царь египетский, пошел войной на царя ассирийского к Евфрату. Царь Иосия выступил ему навстречу, а тот, едва увидев его в Мегиддо, убил.
30 Слуги отвезли на колеснице его тело из Мегиддо в Иерусалим и похоронили в его собственной гробнице. Простой народ призвал Иоахаза, сына Иосии: его и помазали на царство после отца.
31 Иоахаз взошел на престол в возрасте двадцати трех лет, он правил в Иерусалиме три месяца. Имя его матери было Хамуталь, дочь Иеремии из Ливны.
32 Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, во всем следуя своим праотцам.
33 Фараон Нехо держал его под стражей в Ривле, в земле Хамат, чтобы он не правил в Иерусалиме, а стране велел уплатить ему дань — сто талантов4 серебра и талант5 золота.
34 Фараон Нехо поставил на царство Ельякима, сына Иосии, вместо отца, сменив имя его на Иоакима. Иоахаза же Нехо увел в Египет, где тот и умер.
35 Иоаким посылал фараону серебро и золото, собирая подать со всей страны, чтобы расплатиться с фараоном. Даже каждому из простого народа царь определил размер подати серебром и золотом в пользу фараона Нехо.
36 Было тогда Иоакиму двадцать пять лет, и правил он в Иерусалиме одиннадцать лет. Имя его матери было Зевудда, дочь Педаи из Румы.
37 Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, во всем следуя своим праотцам.

Толкование Далласской семинарии

г. Чтение закона (23:1−3)

4Цар 23:1−2. Не дожидаясь окончания реставрационных работ в храме, царь собрал в нем весь народ от мала до велика; все старейшины Иуды и Иерусалима священники и пророки (включая, несомненно, Иеремию и Софонию) пришли в дом Господень. Собравшимся вслух были зачитаны все слова книги завета (возможно, все Пятикнижие, но, скорее всего, те разделы Второзакония, где народу были обещаны благословения за послушание и кары за неповиновение; Втор 27:15 — 28:68), найденной в доме Господнем.

4Цар 23:3. Встав на возвышенное место во дворе храма, царь Иосия объявил о возобновлении завета между народом и Господом. От своего имени он обещал соблюдать впредь заповеди Его уставы и слова, и делать это искрение, от всего сердца, памятуя о всех откровениях Его. И весь народ присоединился к клятве царя.

д. Реформы Иосии (23:4−14)

4Цар 23:4−7. В Иерусалиме и по всей Иудее Иосия повелел уничтожить все атрибуты языческих культов; вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, оказавшиеся в храме по воле предшественников Иосии, были вынесены из него и сожжены в долине Кедрон (сразу на восток от Иерусалима; стих 6 сравните со стихом 12). («Священники, стоящие на страже у порога»; имелись в виду левиты, наблюдавшие за тем, кто входит на территорию храма.) Но и в Кедроне, вблизи Иерусалима, не должен был оставаться этот нечистый пепел: он отнесен был в Вефиль, в один из двух центров поклонения тельцам (культ которых ознаменовал начало всех последующих отступлений евреев от Иеговы).

Под «жрецами» понимаются служители языческих культов; в еврейском тексте тем же словом «кемарим» называются и служители культа тельцов, которых ставили цари иудейские, зачастую не из левитов, а «из народа» (3Цар 12:31), и иногда (к примеру, стихи 8−9) священники из левитов, обслуживавшие «высоты», на которых поклонялись Господу, но вопреки Моисееву закону.

Истукан Астарты, установленный в доме Господнем дедом Иосии — Манассией (4Цар 21:7), был тоже вынесен и сожжен у реки Кедрон, и пепел его был развеян по кладбищу для простого народа.

Блудники (мужчины, предававшиеся содомскому греху) играли определенную роль в осуществлении культа Астарты; во дворе храма они раскинули свои шатры; там же служительницы этого культа ткали одежды для Астарты. Теперь, по приказанию Иосии, дома блудилищные были разобраны.

4Цар 23:8−9. Высоты, с которыми долгие годы мирились, если не полностью, то частично, и благочестивые цари Иудеи, были Иосией разрушены. Прадед его Езекия тоже разрушал их (4Цар 18:4), но дед — Манассия восстановил (21:3). Иосия же приказал снести все высоты от Гевы (Гивы), находившейся на северной границе Иудеи, до Вирсавии, на южной ее границе. Естественно, прежде всего высоты были уничтожены в самом Иерусалиме — и та, которая находилась при входе в резиденцию градоначальника — Иисуса, и та, что была у городских ворот на левой стороне.

Жрецы высот (в отличие от жрецов языческих культов), хотя и «остались без работы», в известном смысле были царем помилованы. Те из них, которые происходили из рода левитов, были, как предполагают, переведены в Иерусалим для исполнения работ при храме. Им не разрешено было совершать жертвоприношения на жертвеннике Господнем, но, с позволения Иосии, питались они, как и другие левиты, из храмовых приношений (стих 9: опресноки же ели вместе с братьями своими; Лев 6:9−10, 16).

4Цар 23:10−11. И осквернил (окончание стих 14) Иосия Тофет (так называлось место, где идолопоклонники приносили в жертву аммонитскому богу Молоху своих детей); Тофет находился в долине Гинном (на южной стороне горы Сион), которая в сознании народа запечатлелась как образ нескончаемых мук (жертвы сжигались там на огне — отсюда «геенна огненная».

В представлении язычников бег коней символизировал бег солнца; кони (изваянные или живые) становились таким образом атрибутом идолопоклонства. Иосия отменил исполнение конями (содержавшимися при храме в особых стойлах) этих «специфических функций», а колесницы, в которые их запрягали для чествования солнца в торжественных процессиях, повелел сжечь.

4Цар 23:12−14. Очевидно, Ахаз возвел особую горницу в верхнем ярусе храмовых пристроек, а на ее кровле (или на кровле пристройки, рядом с ней) — жертвенники, посвященные звездам и планетам («воинству небесному»); сравните Соф 1:5; Иер 19:13; 32:29. Езекия, несомненно, эти жертвенники разрушил, но, видимо, Манассия или Аммон восстановили их. Теперь царь Иосия разрушил их вторично, заодно с теми жертвенниками, которые его дед установил на обоих дворах дома Господня (сравните 4Цар 21:5). Обломки всех этих сооружений были сожжены, и прах их сброшен в поток Кедрон (сравните 23:6).

И высоты, (с их жертвенниками языческим богам), которые были возведены близ Масличной горы еще при царе Соломоне (3Цар 11:5, 7), изломав бывшие при жертвенниках статуи и изображения, осквернил царь, наполнив все это место костями человеческими (после чего, по представлениям древних, совершать здесь служение каким бы то ни было богам становилось невозможно).

е. Осквернение жертвенника Иеровоама (23:15−20)

4Цар 23:15−16. Та же участь постигла и древний жертвенник, который еще Иеровоам I воздвиг (3Цар 12:28−29) в Вефиле (примерно в 931 г. до Р. Х.). С целью осквернить это место навсегда Иосия приказал взять кости из окрестных могил и, прежде чем разрушить жертвенник, сжег их на нем. Это, вероятно, были кости священников (жрецов), некогда служивших здесь (смотрите 3Цар 12:31−32). Так исполнилось пророчестве человека Божия, жившего за 300 лет до того, в дни Иеровоама I (он даже по имени назвал царя, который «сожжет на этом жертвеннике человеческие кости»; 3Цар 13:1−2).

4Цар 23:17−18. Мы видим, что Иосия лично присутствовал на местах уничтожения языческих капищ. Близ жертвенника Иеровоама он обратил внимание еще на один могильный памятник, может быть, стоявший особняком, и, спросив, узнал, что под ним похоронен человек Божий из Иудеи, предсказавший все то, что он делает теперь.

Иосия приказал не трогать эту могилу, в которой (3Цар 13:31−32) были погребены кости двух пророков — как предсказавшего разрушение жертвенника и осквернение этого места, так и пророка из Вефиля (здесь сказано об Самарии, но так называлось место, на территории которого находился Вефиль; город Самария, будущая столица Израиля, тогда не был еще построен), который невольно послужил причиной гибели своего младшего собрата. И сохранили кости их.

4Цар 23:19−20. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что «очистительные реформы» Иосии, были им распространены и на территорию бывшего Северного царства. Это свидетельствует о слабости ассирийского контроля в то время над Израилем. Те израильтяне, которые не были уведены в Ассирию после падения Самарии, очевидно, продолжали поклоняться на высотах, разрушенных теперь Иосией. Жрецы, казненные им, не были, по всей вероятности, из числа левитов, но назначавшиеся произвольно, как в свое время Иеровоамом I (3Цар 12:31).

ж. Иосия совершает Пасху (23:21−23)

4Цар 23:21−23. Лишь искоренением идолопоклонства Иосия не ограничился. Он повелел совершить — точно следуя Божьим указаниям (как написано в сей книге завета) — праздник Пасхи, этот самый древний и важный из всех еврейских праздников, установленный в ознаменование избавления народа из египетского рабства. Так (стих 2) пасха не совершалась от дней судей.

Необычным было в этом праздновании и то, что его участниками были не только иудеи, но и израильтяне, не уведенные в Ассирию (2Пар 35:18). Более подробнее его описание имеется в 2Пар 35:1−19. Совершена сия пасха Господу в Иерусалиме была в восемнадцатый год правления царя Иосии. Очевидно, и все описанные выше реформы его (4Цар 22:3 — 23:20) осуществлены были тогда же.

ПЯТЬ ПОСЛЕДНИХ ЦАРЕЙ ИУДЕИ:
1. Иосия. Царствовал 31 год (640−609 г. до Р. Х.)
2. Иоахаз (Селлум). Царствовал 3 месяца (609 г. до Р. Х.). Был уведен в плен египетским фараоном Нахао.
3. Иоаким (Елиаким). Царствовал 11 лет (606−598 г. до Р. Х.). Умер в Иерусалиме.
4. Иехония. Царствовал 3 месяца (с 9 декабря 596 г по 18 марта 597 г. до Р. Х.). Уведен в Вавилон Навуходоносором.
5. Седекия. Царствовал 11 лет (597−588 г. до Р. Х.). Уведен в Вавилон Навуходоносором.

з. Величие Иосии (23:24−25)

4Цар 23:24−25. Даже и «неофициальных» служителей демонов (как-то: вызывателей мертвых и волшебников; Лев 20:27; Втор 18:9−12) истребил Иосия (сравните 21:6). (В терафимах (божках домашнего очага) язычники видели залог процветания, к ним обращались как к оракулам.) Царь, которому по верности Господу не было равного ни до ни после него, горел желанием исполнить все в точности, как требовал закон Моисея.

3. ОСУЖДЕНИЕ ИУДЕИ (23:26−27)

4Цар 23:26−27. Но и реформаторская деятельность Иосии, при всех ее масштабах, не могла рассеять Божьего гнева, копившегося на Иуду в веках, особенно при Манассии (22:16−17). Господь видел, что и теперь его обращение к Нему было скорее поверхностным, чем глубоко внутренним, и потому не отменил Своего решения подвергнуть Иуду той же участи, что и Израиля.

Слова Господа, приводимые в 23:27, могут быть либо цитированием какого-то анонимного пророка того времени, либо свободным цитированием из прежних предостережений Божьих. «Отвергнуть» город и храм значило отдать их в руки врагов (24:3, 20). И Иуду отрину от лица Моего означало, что и иудеи, как израильтяне, лишатся земли, обетованной им Господом.

4. СМЕРТЬ ИОСИИ (23:28−30)

4Цар 23:28−30. Автор ссылается на подробные записи о царствовании Иосии в летописи царей Иудейских.

Полнее о гибели Иосии рассказывается в 2Пар 35:20−27.

В последние годы жизни этого царя Ассирийская империя все более клонилась к упадку. Возможно, Египетский фараон Нехао решил поживиться за счет некогда могущественной, а теперь ослабевшей державы, присоединив какие-то ее территории к Египту; может быть, предметом его вожделений была Сирия, и потому он отправился на реку Евфрат, чтобы сразиться с царем Ассирийским.

Но навстречу фараону вышел царь Иосия (либо все еще считая себя вассалом и, следовательно, союзником Ассирии, либо предупреждая возможное нападение фараона на Иудею). Он попытался остановить Нехао в Мегиддоне (древнем хорошо укрепленном городе в юго-западной части Изреельской равнины), но был им убит.

Тело Иосии привезли в Иерусалим и похоронили в царской гробнице. После него Иудеей стал править сын его Иоахаз.

Царь Иосия имел огромное воздействие на духовно-нравственное состояние иудейского общества его дней; он был и весьма одаренным государственным деятелем. Успех его радикальных реформ в стране, глубоко развращенной многолетним идолопоклонством (и даже за пределами ее, на территории бывшего Северного царства), свидетельствует об этом. Но царствование его было прервано его гибелью.

Д. Нечестивое правление Иоахаза (23:31−35)

4Цар 23:31−32. У Иосии было четыре сына, три из которых правили Иудеей после его смерти (1Пар 3:15; таблицу «Пять последних царей Иудеи»). Когда Иосия погиб, Иоахаз, средний его сын, был посажен на престол народом. Он был двадцати трех лет, но царствовал всего три месяца (в 609 г до Р. Х.). Дед его по матери — не то же самое лицо, что пророк Иеремия, потому что пророку, носившему то же имя, Богом не позволено было вступать в брак (Иер 16:2).

То короткое время, что правил, Иоахаз выразил прискорбную решимость не следовать доброму примеру своего отца, но обратиться на пути языческие, которыми следовали его предки идолопоклонники.

4Цар 23:33. После того, как фараон Нехао нанес поражение Иосии при Мегиддоне, Иудея подпала под контроль Египта. Вновь избранного царя иудейского Нехао подверг заключению в Ривле на р. Оронт, в 100 примерно километрах севернее Дамаска. Возможно, Иоахаз казался фараону настолько ненадежным вассалом, что позднее он перевел его из Ривлы в Египет (стих 34), где тот и умер (сравните Иер 22:10−12). Не ограничившись захватом царя Иудеи, Нехао обложил землю тяжелым побором — примерно в 3, 75 тонн серебра и приблизительно в 40 кг. золота.

4Цар 23:34−35. На трон Иудеи фараон возвел старшего брата Иоахаза — Елиакима, имя которого изменил на Иоаким («Бог утвердил» на «Иегова утвердил»). Право изменять имя человека рассматривалось на Ближнем Востоке как прерогатива суверена (сравните Быт 41:45); этим актом Нехао заявлял об установлении своего контроля над Иудеей. Иоаким подчинился Нехао и стал взыскивать в его пользу с жителей Иудеи нечто вроде подушной подати серебром и золотом.

е. Нечестивое правление Иоакима (23:36 — 24:7)

1. ЗЛЫЕ ДЕЛА ИОАКИМА (23:36−37)

4Цар 23:36−37. Иоаким стал царем в двадцать пять лет (т. е. он был старше своего брата Иоахаза на 2 года; сравните стих 31). Правил он, будучи царем-марионеткой в руках фараона, одиннадцать лет (609−598 г. до Р. Х.). Рума, родной город матери его, находилась близ Сихема (Суд 9:41). Иоаким тоже не последовал доброму примеру своего отца Иосии, но избрал путь идолопоклонства. Судя по тому, что после смерти Иосии народ «воцарил» не его, а его младшего брата (Иоахаза), его, возможно, не считали способным править страной. В глазах же Нехао Иоаким был, видимо, человеком, легче поддающимся диктату чем Иоахаз.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
11  [1] — Или: евнуха.
21  [2] — Букв.: совершите Пасху. О Пасхе см. Исх 12:1−20.
24  [3] — Или: удалил.
33  [4] — Т. е. ок. 3,4 т.
33  [5] — Т. е. ок. 34 кг.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.