4 Царств 25 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В девятый год правления Седекии, в десятый день десятого месяца, вавилонский царь Навуходоносор со всем своим войском подступил к Иерусалиму, раскинул стан и окружил город осадным валом.1
2 Осада длилась до одиннадцатого года царствования Седекии.
3 В девятый день четвертого месяца,2 когда в городе был жестокий голод и простому народу нечего было есть,
4 враг ворвался в город.3 Царь и все воины ночью вышли через царский сад, а затем через тайный ход4 между двойными стенами. Они попытались уйти в пустыню,5 но город был окружен халдеями.
5 Халдейское войско пустилось в погоню за царем и настигло его на иерихонских равнинах. Все его воины разбежались,
6 а самого царя схватили и привели к царю вавилонскому в Ривлу на суд.
7 Сыновей Седекии убили у него на глазах, потом Седекии выкололи глаза, заковали его в медные оковы и отправили в Вавилон.
8 В седьмой день пятого месяца (это был девятнадцатый год царствования в Вавилоне Навуходоносора)6 один из приближенных вавилонского царя, начальник стражи Невузарадан, пришел в Иерусалим
9 и сжег Храм ГОСПОДЕНЬ, царский дворец и все дома Иерусалима — все дома знатных людей7 предал он огню.
10 А войско халдейское, что пришло с начальником стражи, разрушило стены вокруг Иерусалима.
11 Прочий народ, что еще оставался в городе, и всех перебежчиков, что перешли на сторону царя вавилонского, — всё это множество людей начальник стражи Невузарадан увел в плен.
12 Лишь самых бедных он оставил возделывать поля и виноградники.
13 Медные столбы, что были в Храме ГОСПОДНЕМ, и подставки, и медное «море», емкость для воды, что была в Храме ГОСПОДНЕМ, халдеи разбили на части и всю медь увезли в Вавилон.
14 И тазы, и совки, и щипцы, и подносы — всю медную утварь, какая только была для богослужения, — всё забрали;
15 и чаши, и сосуды для углей — что только было из золота и серебра, — всё забрал начальник стражи.
16 Оба столба, и «море», и подставки, которые сделал Соломон для Храма ГОСПОДНЯ, — и не взвесить, сколько всего там было меди!
17 Каждый столб был восемнадцати локтей высотой,8 и на нем медная капитель высотой в три локтя, а вокруг всей капители — узор в виде гранатов, и всё это из меди; и второй столб — такой же работы.
18 Начальник стражи увел в плен первосвященника Сераю, второго священника Софонию и трех привратников.
19 Он также захватил в городе одного из царедворцев,9 что был начальником над воинами, пятерых человек из царских советников,10 что находились в городе, писца в войске, зачислявшего в войско жителей страны,11 и шестьдесят человек из прочего люда, что оставались в городе.
20 Захватив их, Невузарадан, начальник стражи, отвел их к царю вавилонскому в Ривлу.
21 В Ривле, в земле Хамат, вавилонский царь предал их всех смертной казни. Так иудеи были изгнаны со своих земель.
22 А над теми, кого вавилонский царь Навуходоносор оставил в стране иудейской, он поставил править Гедалью, сына Ахикама, внука Шафана.
23 Когда все военачальники иудеев и их люди услышали, что вавилонский царь назначил Гедалью, они пришли к нему в Мицпу: там были Измаил, сын Нетаньи, Йоханан, сын Кареаха, Серая, сын Танхумета из Нетофы, и Яазанья родом из Маахи вместе со своими людьми.
24 Гедалья поклялся им и их людям: «Не бойтесь служить халдеям, оставайтесь здесь12 и служите царю вавилонскому, и будет у вас всё хорошо!»
25 А в седьмой месяц пришел Измаил, сын Нетаньи, внук Элишамы из царского рода, и с ним десять человек: он сразил насмерть Гедалью вместе с иудеями и халдеями, какие были при нем в Мицпе.
26 Тогда весь народ от мала до велика вместе с военачальниками отправился в Египет от страха перед халдеями.
27 На тридцать седьмом году изгнания Иехонии, царя иудейского, двадцать седьмого числа двенадцатого месяца,13 в Вавилоне воцарился Эвил-Меродах. Он помиловал иудейского царя Иехонию и освободил его из тюрьмы в первый год своего правления.
28 Он говорил с ним милостиво и посадил на самое почетное место среди других царей, что жили при царском дворе в Вавилоне.
29 С тех пор Иехония не носил тюремной одежды14 и каждый день до конца своей жизни15 ел за царским столом.
30 Царь вавилонский назначил ему и постоянное содержание, которое он получал ежедневно всю оставшуюся жизнь.

Толкование Далласской семинарии

2. ПОСЛЕДНЯЯ ОСАДА ИЕРУСАЛИМА (25:1−7)

4Цар 25:1−3. В январе 588 г. до Р. Х. (в десятый месяц девятого года правления Седекии; слово своего в русском тексте взято (ошибочно) из Септуагинты) Навуходоносор, возмущенный мятежом Седекии, снова пришел со всем войском своим к Иерусалиму и осадил его. На какое-то время осада была снята, когда вавилоняне узнали, что войско фараона Офры выступило из Египта (Иер 37:5), но затем, после того, как египтянам было нанесено поражение, осаду Иерусалима возобновили. По мере продолжения ее в городе усиливался голод.

4Цар 25:4−7. Наконец в стене сделан был пролом, и вавилоняне ворвались в Иерусалим. Это произошло 16 июля 586 г. до Р. Х., в четвертый месяц (Иер 39:2) одиннадцатого года правления Седекии (стихи 2−3). («Четвертый месяц» был месяцем Таммуз, почти соответствовавшим нашему июлю.) Остававшиеся в городе военные (24:16) бросились к воротам в той части Иерусалима, где стена его была двойной (подле царского сада). Вместе с ними, по направлению к долине Иордана (в тексте — к равнине), уходил царь.

Но Халдеи стояли вокруг города, они стали преследовать убегавших и настигли Седекию близ города Иерихона, после чего все войско его разбежалось. Царя отвели в Ривлу на сирийской реке Оронт, где стоял на своих «полевых квартирах» Навуходоносор. (Из некоторых источников известно, что вавилонский царь в это же время воевал против финикийского города Тира и осаждал другие города Иудеи.) В Ривле над мятежным Седекией был произведен суд. На глазах его были заколоты его сыновья, дабы не осталось у него наследников на троне, а сам Седекия был ослеплен, скован и отведен в Вавилон (Иер 32:4; 34:1−3; 39).

И. Иудея под вавилонским правлением (25:8−30)

1. СОЖЖЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА (25:8−12)

4Цар 25:8−12. Примерно через четыре недели после взятия Иерусалима Навуходоносор послал начальника своей личной гвардии Навузардана предать город и все, что в нем, огню. Это было на седьмой день в пятый месяц девятнадцатого года царствования Навуходоносора (как подсчитано, 16 августа 586 г. до Р. Х.); правда, в Иер 52:12 читаем, что это произошло не на 7-ой, а на 10-ый день месяца (Аба) — толкование на этот стих.

Навузардан приказал своим воинам сжечь все дома большие (стих 9), т. е. все здания, имевшие хоть какое-нибудь значение. Были сожжены храм Соломона и царский дворец, простоявшие более 400 лет. Затем были разрушены стены вокруг Иерусалима, чтобы немногие оставшиеся в нем жители не могли вновь оказать сопротивление вавилонянам. Собственно, за исключением беднейшего люда, все иерусалимляне были Навузарданом выселены и уведены, главным образом в Вавилон. Кое-кто, как уже было сказано, оставлен был для обработки земли, чтобы, опустевшая, она не вовсе одичала.

2. РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА (25:13−17)

4Цар 25:13−17. Большие медные столбы и изготовленные из меди предметы обстановки храма и различные атрибуты его, употреблявшиеся при отправлении службы, вавилоняне разбили и изломали на части, чтобы легче было доставить медь в Вавилон. А небольшие предметы из меди, золота и серебра упаковали и отправили туда же.

В двух громадных столбах, высившихся при центральном входе в храм, в море и подставах было столько меди, что и вес ее трудно было определить (стих 16 сравните с 3Цар 7:15−22; Иер 52:20−23).

3. КАЗНЬ СВЯЩЕННИКОВ, САНОВНИКОВ И ИМЕНИТЫХ ГРАЖДАН (25:18−21)

4Цар 25:18−21. Сераия первосвященник — был предшественником Ездры (Езд 7:1); он и другие священники были схвачены как потенциальные вожди нового мятежа. С той же целью арестовали и остальных перечисленных здесь сановников и видных граждан. Все 72 человека были казнены Навуходоносором в Ривле.

4. УБИЙСТВО ГОДОЛИИ (25:22−26)

4Цар 25:22−24. Годолия был внуком Шафана, сановника царя Иосии и проводника его реформ (22:3). Благоразумный человек, он был другом пророка Иеремии (Иер 39:14), чей совет «не противиться халдеям», но подчиниться им, полностью принял. Зная о про-вавилонской позиции Годолии, Навуходоносор назначил его своим наместником в Иудее, поставив над оставшимся там населением.

Резиденция Годолии находилась в Массифе (километрах в тринадцати на север от Иерусалима), ибо Иерусалим лежал в развалинах. В Массифу к нему и явились избежавшие казни «начальники», настроенные про-египетски, и сочувствовавшие им. Годолия пытался убедить их остаться на земле и для своего же блага служить царю Вавилонскому.

4Цар 25:25−26. Однако какое-то время спустя некий Исмаил, в жилах которого текла царская кровь (вероятно, он сам хотел занять пост Годолии), составил против наместника заговор и злодейски умертвил его (Иер 41:2). Примечательно, что Годолия Исмаилу доверял и не принимал всерьез предупреждений о том, что тот замыслил его убить (Иер 40:13−16).

Вместе с Годолией были убиты и приближенные его, которые были с ним в Массифе в тот день. После чего многие иудеи, испугавшись обвинений и преследований со стороны Навуходоносора, бежали в Египет; вместе с собой они заставили уйти и пророка Иеремию (Иер 41:1 — 43:7), который, будучи прежде уведен в Вавилон, получил затем разрешение вернуться домой.

5. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИЕХОНИИ (25:27−30)

4Цар 25:27−30. Двенадцатый месяц тридцать седьмого года пребывания царя Иехонии в вавилонском плену (24:15) приходился на март 560 г. до Р. Х. Иехония был уведен в Вавилон в 597 г. Двумя годами ранее, в 562 году, халдеями стал править новый царь — Евилмеродах, остававшийся на троне недолго (562−560 г. до Р. Х.); таблицу «Цари Ново-Вавилонской империи» во «Вступлении к книге Даниила». Он-то, сразу по своем воцарении, и изменил обращение с царем Иудеи: к нему перестали относиться как к преступнику, но удостоили привилегий, соответствовавших его сану.

В стихе 28 образно говорится о том, что дружелюбие нового правителя Вавилона к Иехонии было большим, чем к кому-либо из других царей, которых, как и его, насильно удерживали в Вавилоне. Может быть, эта перемена явилась результатом покаяния Иехонии перед Господом, но в тексте об этом не говорится. До конца своих дней Иехония пользовался относительной свободой, имел содержание от Евилмеродаха и питался от стола его (сравните Иер 52:31−34).

Мажорная нота явно и неоднократно звучащая в 3 и 4 книгах Царств, теперь 4 книгу Царств завершает, снова напоминая о милосердии Господа. Она звучит и в напоминание о том, что династия Давида, которая, по обетованию Божьему, всегда будет вести Его народ (2Цар 7:16), не иссякает. Вот, изменилось в благоприятную сторону отношение вавилонского царя к царю иудейскому. Это ознаменовало начало более благоприятной политики по отношению к сынам Израилевым в целом: им предстояло обрести большую свободу. А когда персидский царь Кир нанесет Вавилону поражение, евреям позволено будет вернуться в свою землю (Езд 1:1−4).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Окончательная осада города началась в десятый день месяца (см. Иер 39:1; Иер 52:4; Иез 24:1,2), т. е. предположительно 15 января 588 г. до Р.Х. Эта глава частично повторяется у Иеремии в главах 39, 40, 52.
3  [2] — В масоретском тексте месяц не указан, ср. Иер 52:6.
4  [3] — Или: была пробита брешь в городской (стене). Ср. Иер 39:2.
4  [4] — Букв.: ворота.
4  [5] — Или: к Араве — долине (пустыне) в южной части Иордана.
8  [6] — Вероятная дата — 14 августа 586 г. до Р.Х.
9  [7] — Букв.: большие.
17  [8] — Локоть — мера длины, чуть менее полуметра, т. е. ок. 8 м высотой.
19  [9] — Или: евнуха.
19  [10] — Букв.: видевших лицо царя.
19  [11] — Здесь и далее букв.: из людей земли.
24  [12] — Букв.: в земле.
27  [13] — Вероятная дата — 22 марта 561 г. до Р.Х.
29  [14] — Букв.: так он сменил свою тюремную одежду.
29  [15] — Букв.: постоянно, во все дни своей жизни.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.