4 Царств 4 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Одна женщина, вдова ученика пророков, попросила Елисея о помощи: «Твой слуга, муж мой, умер. Ты знаешь, что слуга твой благоговел перед ГОСПОДОМ. А теперь тот, кому он задолжал, пришел забрать в рабство двух моих сыновей».
2 «Скажи, что мне сделать для тебя? — спросил ее Елисей. — Что есть у тебя в доме?» «Ничего нет у твоей служанки в доме, — ответила она, — кроме кувшина масла».
3 Тогда он сказал: «Иди и одолжи у соседей всякой пустой посуды и побольше!
4 А потом войди, закрой за собой и за детьми дверь и вместе с ними разливай свое масло в эту посуду, и какая наполнится, ту отставляй в сторону».
5 Она пошла к себе и закрылась вместе с сыновьями: те подносили ей посуду, а она разливала масло.
6 Когда посуда наполнилась, она сказала сыну: «Подай еще кувшин». «Больше посуды нет», — ответил тот. И тогда масло иссякло.
7 Она пошла к человеку Божьему и всё рассказала ему, а тот ответил: «Иди и продай масло, расплатись с долгами, а на остальное живи со своими детьми».
8 Однажды Елисей проходил через Шунем, и там одна именитая женщина уговорила его пообедать у них. С тех пор он всегда заходил туда на обед, когда бы ни проходил мимо.
9 И женщина сказала мужу: «Я точно знаю, что тот, кто постоянно заходит к нам, — святой Божий человек.
10 Давай построим ему комнатку наверху, поставим там кровать, стол, стул и подставку для светильника, и когда он будет к нам заходить, то сможет останавливаться там».
11 Как-то раз Елисей пришел туда, поднялся в комнатку и там отдыхал.
12 «Позови эту шунемскую женщину», — велел он своему слуге Гиезию; тот позвал ее, и она пришла.
13 Он велел Гиезию сказать ей: «Ты непрестанно заботишься о нас — что мне сделать для тебя? Рассказать ли о тебе царю или военачальнику?» « Не надо, ведь я живу среди своих», — отвечала она.
14 Но он всё думал, что для нее сделать. Гиезий подсказал: «У нее нет сына, а муж ее стар».
15 Елисей велел вновь позвать ее, Гиезий позвал, и она встала в дверях.
16 «Через год в это же время ты будешь баюкать сына!» — пообещал ей Елисей. Она возразила: «Владыка мой, человек Божий, не обманывай меня, свою служанку!»
17 Но женщина зачала и родила сына как раз через год, в то же самое время, как и предсказал ей Елисей.
18 Ребенок подрос. Однажды во время жатвы он был на поле с отцом
19 и вдруг стал жаловаться ему: «Голова моя, голова болит! » Отец велел слуге отнести его к матери.
20 Тот взял его и отнес к матери, ребенок просидел у нее на коленях до полудня, а потом умер.
21 Тогда она поднялась наверх, положила ребенка на постель человека Божьего, закрыла дверь и вышла.
22 Позвав мужа, она сказала: «Отправь со мной одного из слуг и дай ослицу, я поеду к человеку Божьему и скоро вернусь».
23 «Что это ты собралась к нему? — спросил он. — Сегодня не новолуние и не суббота». А она отвечала: «Не тревожься».1
24 Оседлав ослицу, она велела слуге: «Погоняй, не медли, пока не велю остановиться!»
25 Так она доехала до горы Кармил, где был человек Божий.
Увидев ее издали, человек Божий сказал своему слуге Гиезию: «Это женщина из Шунема!
26 Поспеши ей навстречу, расспроси, всё ли у нее благополучно и здоровы ли ее муж и ребенок». Та ответила: «Да, всё благополучно».
27 А поднявшись к человеку Божьему на гору, она пала ниц к его ногам. Гиезий подошел отстранить ее, но человек Божий сказал: «Оставь ее, у нее горе, а ГОСПОДЬ скрыл это от меня, не поведал мне».
28 «Разве просила я у тебя, владыка мой, сына? — сказала она ему. — Разве не просила я не обманывать меня?»
29 «Соберись,2 возьми мой посох и ступай, — велел он Гиезию. — Кого ни встретишь, не приветствуй и на приветствия не отвечай. И возложи мой посох на лицо ребенка!»
30 Мать мальчика сказала Елисею: «ГОСПОДОМ клянусь и жизнью твоей,3 не отступлюсь от тебя». Тогда он сам встал и пошел с ней.
31 Гиезий отправился впереди них. Он возложил посох на лицо ребенка, но в ответ не услышал ни звука — ничего. Тогда он вернулся к Елисею и передал ему: «Мальчик так и не пробудился».
32 Елисей вошел в дом, где на его постели лежал мертвый ребенок.
33 Войдя, он запер за собой дверь и стал молиться ГОСПОДУ.
34 Он лег поверх мальчика, прижался губами к его губам, глазами — к его глазам, ладонями — к его ладоням. Так он припал к ребенку, и в теле того затеплилась жизнь.
35 Елисей поднялся, немного походил по дому, а потом вернулся и снова припал к его телу — и мальчик чихнул, и чихал семь раз, а потом открыл глаза.
36 Тогда Елисей, кликнув Гиезия, велел позвать шунемитянку. Тот позвал ее, она вошла, и Елисей сказал: «Возьми своего сына».
37 Она подошла и пала ниц к его ногам, потом взяла сына и вышла.
38 Елисей возвратился в Гилгал. В стране был тогда голод. Однажды, когда ученики пророков сидели вместе с ним, он велел своему слуге достать котел и сварить похлебку для них.
39 Один из учеников вышел в поле набрать пряностей. Найдя дикое вьющееся растение, он нарвал с него в подол диких плодов, а потом принес и покрошил их в котел, хотя никто не знал, что это.
40 Когда похлебку разлили и стали есть, некоторые закричали: «Смерть в котле, человек Божий!» — и отказались есть.
41 Тогда он велел: «Подайте муки», высыпал ее в котел и сказал: «Теперь разливайте, пусть едят». И ничего вредоносного в котле уже не было.
42 Потом пришел один человек из Баал-Шалиши и принес человеку Божьему первые плоды нового урожая. Было у него в мешке двадцать ячменных хлебов и зерно прямо в колосьях. Тот велел раздать это людям, чтобы они поели.
43 «Как мне разделить это на сотню человек?» — воскликнул слуга. «Раздай людям, и пусть едят, — сказал тот. — Так говорит ГОСПОДЬ: „Они насытятся, и еще останется“».
44 Слуга раздал, они наелись, и даже еще осталось, по слову ГОСПОДНЕМУ.

Толкование Далласской семинарии

б. Масло для вдовы пророка (4:1−7)

4Цар 4:1. Место, где жила эта вдова, не указано, но, по всей вероятности, это произошло в одном из городов, где имелись пророческие общины, или школы (возможно, в Вефиле, Галгале или Иерихоне). Из того, что у пророка была жена, явствует, что общины эти не были по своему характеру монашескими. Вдова обратилась к Елисею в час горькой нужды, сославшись на то, что ее покойный муж был человеком верным Господу. Брать в рабство за долги было довольно распространенным обычаем на древнем Востоке; держались его и евреи (Исх 21:2; Лев 25:39).

4Цар 4:2−7. Чаще чем пророк Илия Елисей совершал чудеса в ответ на просьбы людей о той или иной конкретной нужде. Елей, или оливковое масло (ничего другого в доме у вдовы не было), употреблялось в пищу и в качестве горючего. Очевидно, Елисей не хотел, чтобы чудо наполнения елеем множества порожних кувшинов из одного полного произошло на глазах у всех — потому и велел вдове «запереть дверь за собою». Непосредственными свидетелями этого чуда должны были стать лишь те, ради кого оно совершалось. Но, надо думать, позднее, со слов вдовы и ее сыновей, о чудесном благодеянии Иеговы в отношении тех, кто хранил Ему верность, узнали их соседи и друзья.

Елисей назван здесь человеком Божьим; так нередко называли пророков (толкование на 1:9).

в. История сонамитянки (4:8−37)

Женщины на Ближнем Востоке почитались существами низшего порядка. Однако из этой, как и из предыдущей истории (а также из многих других, записанных на страницах Библии), видно, как чутко относится к их нуждам и переживаниям Бог.

4Цар 4:8−10. 1) Господний дар (4:8−16). В отличие от предыдущей истории, здесь речь идет о состоятельной женщине, имевшей мужа. Город Сонам, где она жила, находился неподалеку от Изрееля, и Елисей, по-видимому, пользовался ее гостеприимством всякий раз на пути в Самарию, Изреель и другие города. О вере этой женщины в Иегову свидетельствует ее горячо доброжелательное отношение к Его пророку. В духовном плане она, видимо, была человеком более чутким, чем ее муж (толкование на стих 23). Однако и он согласился на предложение жены выстроить для Елисея специальную гостевую комнату на кровле (горницу), чтобы он всегда мог пользоваться ею.

4Цар 4:11−13. Захотелось и Елисею воздать этой паре добром за добро. Из его предложения сонамитянке замолвить о ней слово у власть имущих видно, что, несмотря на свое непримиримое противостояние религиозной политике Иорама, известным влиянием при дворе пророк все-таки пользовался. Однако женщина ни в чем не нуждалась и всем была довольна: среди своего народа я живу, отвечает она.

4Цар 4:14−16. Слуга пророка Гиезий, когда женщина вышла из комнаты, заметил своему господину, что сына нет у их гостеприимной хозяйки и едва ли будет, потому что муж ее стар. И снова велел Елисей позвать женщину. А когда она пришла и стала в дверях, сообщил ей, что через год, в это время родит она сына. Иметь много детей было вопросом чести для каждой израильтянки; родить сына было бы для нее великой радостью. Сонамитянка о такой радости уже и не мечтала. О сильном волнении, охватившем ее при словах Елисея, свидетельствует ее реакция на них: нет, не обманывай рабы твоей, не сули мне пустые надежды!

4Цар 4:17−23. 2) Рождение и смерть ребенка. Обещание Елисея сонамитянке было дано по воле Божьей, и, подобно Саре (сравните Быт 18:12−13; 21:2), которая родила Исаака по обетованию Божью, родила сына и Сонамитянка. По прошествии нескольких лет, когда ребенок был еще, видимо, совсем маленьким, отправился он в дни жатвы к отцу своему на поле. Стояла сильная жара, и у мальчика внезапно разболелась голова. Его отнесли домой, к матери. Но облегчение не наступило; вероятно, у ребенка случился солнечный удар, и через несколько часов он умер.

Мысли матери немедленно обратились к Елисею: только он мог помочь ей. Судя по всему, от мужа женщина смерть ребенка скрыла (стих 21), возможно, потому, что если бы он узнал об этом, то не отпустил бы ее к Елисею. Желание жены отправиться к человеку Божью удивило его: сегодня ведь не религиозный праздник, возразил он; можно предположить, что духовные потребности этого человека были поверхностными и ограничивались совершением необходимых ритуалов. Хорошо, произнесла жена, видимо, в значении «ну ладно, оставь «, дабы не пускаться в дальнейшие объяснения и не тратить времени зря.

4Цар 4:24−26. 3) Мольба матери (4:24−31). Примечательно, что женщина знала, где искать пророка, и отправилась на ослице, в сопровождении слуги, прямо к горе Кармил, высившейся в нескольких километрах от Сонама. Узнав ее, еще издали, Елисей послал ей навстречу Гиезия, чтобы спросил, все ли здоровы в ее семье. Не желая терять время на объяснения со слугой, она ответила, что все здоровы. Ей нужен был Елисей. Только на него, как на человека Божья, была ее надежда.

4Цар 4:27−28. Подойдя к Елисею, она упала перед ним и ухватилась за ноги его (жест смирения и вместе — отчаяния). Видя, каким глубоким горем охвачена душа сонамитянки, Елисей сказал, что на этот раз Господь скрыл от него и не объявил ему то, чему должно было случиться с ней. Довольно характерно для человека, пережившего потрясение, начинать не с того, что именно произошло, а с того, что он чувствует в связи с происшедшим. Смысл слов сонамитянки (стих 28) в том, что надежды, казалось бы, сбывшиеся, все-таки обманули ее, и лучше бы ей вовсе не родить этого сына, чем теперь потерять его.

4Цар 4:29−31. Пророк понял, что ребенок сонамитянки умер. Он послал, было, слугу Гиезия, с посохом своим (символом своей власти как пророка Господнего), велев ему положить посох на лице ребенка. Возможно, Елисей не исключал, что Бог явит Свою силу и в случае, если посохом воспользуется его слуга, но, более вероятно, хотел преподать некий урок... Обращает на себя внимание его наставление Гиезию никого не приветствовать по дороге и не отвечать ни на чьи приветствия (на Востоке в те времена на долгие и витиеватые приветствия при встрече тратилось очень много времени).

Мать сказала, однако, что не отступится от Елисея, пока он не пойдет с нею. (О «форме клятвы», к которой она прибегает в стихе 30, в ком., на 3Цар 17:1.) И тогда Елисей вошел за нею. Но Гиезий опередил их и, придя в дом сонамитянки, положил посох пророка на лице ребенка, как тот велел ему. Результата не последовало, и Гиезий поспешил навстречу своему господину, чтобы сообщить ему об этом.

4Цар 4:32−35. 4) Пророк совершает чудо (4:32−37). Сцена воскрешения Елисеем умершего ребенка напоминает сцену воскрешения Илией сына сарептской вдовы (3Цар 17:19−23), но отнюдь не идентична ей. Елисей остался в горнице наедине с умершим, он даже запер за собою дверь, видимо, нуждаясь в предельной сосредоточенности в молитве.

От тесного физического контакта с пророком, но по действию Божией благодати в ответ на его молитву, тело ребенка начало согреваться. Тогда Елисей встал и прошел по горнице взад и вперед, изливая (как это можно предположить) душу в горячей настойчивой молитве. И снова простерся на оживающем уже маленьком теле. И тогда жизнь полностью возвратилась в него; воздух наполнил легкие, и ребенок стал чихать, а потом открыл глаза.

4Цар 4:36−37. Позванная в горницу Сонамитянка с чувством безграничной благодарности приняла из рук Елисея своего воскресшего сына.

Итак, поручая Гиезию испытать действие пророческого посоха на умершем ребенке, Елисей, скорее всего, имел в виду преподать урок тем, кто узнают о происшедшем, и посрамить при этом Ваала. Вечно живой Бог не прибегает к «волшебной палочке» и не действует посредством фетишей (каковым сам по себе мог бы считаться посох Елисея), но отвечает на просьбы тех, кто истинно и глубоко веруют в Него (сравните 3Цар 17:21−22). Потому и не ожил ребенок, когда слуга пророка просто положил на него посох своего господина, т. е. как бы коснулся его «волшебной (магической) палочкой». К магии прибегали идолопоклонники, в частности, почитатели Ваала; не в силу благодати свыше верили они, а в силу ритуальных действий.

г. Ядовитая похлебка (4:38−41)

4Цар 4:38−41. Как-то во время пребывания Елисея в Галгале, в обществе сынов пророческих, которыми он руководил, возникла ситуация, наглядно подтвердившая то, чему Елисей учил. Важное значение имеет, что случилось это во время голода (возможно, того самого, ссылки на который встречаем и позднее в 6:25; 7:4; 8:1). (Заметим, что все эти истории, иллюстрирующие служение Елисея, излагаются не в хронологическом порядке, но подобраны автором в определенной последовательности на основании общей темы, сходных выводов, какие следовали из них, географической общности действия и т. п.). Итак, придя к своим ученикам в дни голода, Елисей готовился накормить их тем, что удастся раздобыть, и велел Гиезию (или другому слуге) поставить большой котел для похлебки.

Одни из пророков отправился в поле собрать, что найдет, и попались ему дикорастущие плоды, которых он не знал. (На основании употребленного здесь еврейского слова полагают, что это были несъедобные дикие огурцы, по виду напоминавшие, однако, обычные, любимые в тех местах.) И, возвратившись, накрошил их в котел с похлебкою, но когда пророки стали ее есть, то содрогнулись от отвратительного вкуса. Возможно, их тут же стало тошнить, рвать.

И решили они, что отравились, и подняли крик. Тогда Елисей добавил в похлебку муки. Наверное, в то голодное время у него было ее совсем немного, но благоприятное действие на похлебку она оказала не количеством и даже не пищевыми свойствами своими, а благодатью, проявившейся через человека Божия, который кинул муку в котел.

В дни Елисея люди, отвернувшиеся от Господа и Его закона, более всего страдали от голода духовного. Пытаясь «насытиться», они впитывали в себя яд лжерелигий, центральной фигурой которых был Ваал. Поклонение ему казалось им безвредным и даже притягательным, так как сулило «насыщение», однако, всякая лжерелигия таит в себе смерть. В древнем Израиле Божий пророки препятствовали распространению идолопоклонства; ревностной проповедью слова Господнего они снижали его смертоносный эффект.

д. Умножение хлеба (4:42−44)

4Цар 4:42−44. Город Ваалшалиша находился неподалеку от Галгала, и эпизод, описываемый здесь, мог иметь место вскоре после предыдущего в дни голода. Законных священников и левитов в Северном царстве в то время не было (3Цар 12:31); очевидно, поэтому некто, веровавший в Иегову, желая в соответствии с законом (Чис 18:13; Втор 18:4) — принести плоды своего первого урожая (хлебный начатки) Богу, принес их Елисею, человеку Божию. Елисей же велел своему слуге накормить двадцатью ячменными хлебцами и сырыми зернами множество людей.

По словам слуги, их было сто (речь, по всей вероятности, шла об общине сынов пророческих; сравните 4:38). Этого же мало на всех! — возразил слуга, но Елисей повторил ему, чтобы роздал хлебцы и зерна людям: Господь, мол, говорит ему: «насытятся и останется». Так и вышло: малым количеством пищи насытились сто человек, и еще осталось, по слову Господню. Слухи об этом чуде распространились по всей стране (сравните 3Цар 17:7−16).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
23  [1] — Или: прощай; букв.: мир (с тобой) — женщина просто не отвечает на вопрос своего мужа; то же в ст. 26.
29  [2] — Букв.: препояшь свои бедра.
30  [3] — Букв.: жив Господь, и жив ты сам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.