1 Паралипоменон 13 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Посовещавшись со всеми начальниками тысяч и сотен, со всеми вождями,
2 Давид обратился с речью ко всей общине Израиля: «Если вы сочтете это благом и если это от ГОСПОДА, Бога нашего, исходит, то давайте пошлем гонцов к остальным нашим братьям по всем землям Израиля, а также к священникам и левитам по их городам и пастбищам, чтобы и они присоединились к нам.
3 И перенесем к себе ковчег Бога нашего,1 Которого мы не вопрошали2 со времен Саула».
4 И сказала вся община: «Так и сделаем!», ибо весь народ одобрил это.
5 После этого Давид собрал весь Израиль от Шихора Египетского до Лево-Хамата, чтобы перенести ковчег Божий из Кирьят-Еарима.
6 И отправился Давид и с ним весь Израиль в Баалу, то есть в Кирьят-Еарим, в Иудее, чтобы перенести оттуда ковчег Бога, ГОСПОДА, восседающего над херувимами, на котором наречено Его имя.3
7 Повезли ковчег Божий на новой повозке из дома Авинадава, а Узза и Ахьо управляли ею.
8 Давид и весь Израиль от всей души ликовали4 перед Богом, пели, играли на лирах, арфах, бубнах, кимвалах и трубах.
9 Когда они подошли к гумну Кидона, Узза схватился за ковчег,5 чтобы удержать его, потому что волы споткнулись.6
10 И воспылал гнев ГОСПОДЕНЬ на Уззу, и поразил Он его за то, что схватился тот за ковчег, и там же умер Узза пред Богом.7
11 Давид огорчился, что ГОСПОДЬ поразил Уззу, а то место и по сей день называется Перец-Узза.8
12 В тот день убоялся Давид Бога и сказал: «Как же я теперь принесу к себе ковчег Божий?»
13 И не повез Давид ковчег к себе, в Город Давидов, но отправил его в дом Овед-Эдома из Гата.
14 Ковчег Божий оставался в доме Овед-Эдома три месяца, и благословил ГОСПОДЬ весь дом Овед-Эдома и всё, что было у него.

Толкование Далласской семинарии

В. Перенесение ковчега (глава 13)

1Пар 13:1−6. После того, как Давид взял Иерусалим у Иевусеев и сделал его столицей тогда еще не отделившихся друг от друга Израиля и Иуды, он исполнился желания превратить этот город в религиозный центр всего народа. Но обязательным условием этого было водворение в Иерусалиме ковчега завета для постоянного пребывания там.

Когда-то филистимляне захватили ковчег в Силоме (1Цар 4:4, 11) и выставили его на несколько месяцев на всеобщее обозрение (1Цар 6:1), но затем возвратили его израильтянам (1Цар 6:2−12), и те хранили ковчег сначала в Вефсамисе (1Цар 6:13−15), а потом в Кириаф-Иариме — в общей сложности около 100 лет (приблизительно с 1104 до 1003 гг.до Р. Х.; толкование на 1Цар 7:2).

Давид, в начале своего правления в Иерусалиме, обратился за советом к вождям народа; их и всех собратьев и священнослужителей он просил согласиться с его намерением — перенести ковчег в Иерусалим.

В стихе 5 обозначены границы земли, к обитателям которой обращался царь. От Шихора (или Сихора — буквально «черная река») Египетского (Нав 13:3; Ис 23:3; Иер 2:18)… Так называлась река, протекавшая по южной границе Израиля с Египтом. Емаф (2Пар 7:8) образовывал северную границу Израиля. В целом выражение «от Шихора Египетского до входа в Емаф», определяющее протяженность Палестины с юга на север, сходно с выражением «от Вирсавии до Дана» (2Цар 3:10).

Давид призывал перенести ковчег Божий из Кириаф-Иарима, (стих 5). (карту «Перемещения ковчега завета» в комментариях на главу 6 Первой книге Царств.) Царь подчеркивает, что это ковчег… на котором нарицается имя Божие. Во второй половине Ветхого Завета это отождествление Божьего присутствия с Его именем — весьма часто (особенно в книгах Паралипоменон, хотя прибегали к нему и в дни Моисея; Втор 12:5, 11, 21. 14:23−24; 16:2, 6, 11; 26:2).

1Пар 13:7−14. Торжественно-радостным было шествие ковчега (стихи 7−8), пока на неровном месте колесница, на которой его везли, не наклонилась. Инстинктивно один из двоих, которые вели колесницу (очевидно, шли по обе стороны от нее), а именно — Оза, протянул руку… чтобы придержать ковчег, и за такое святотатство был поражен смертью на месте (стихи 9−10). Дело было не только в особой святости ковчега, прикасаться к которому было запрещено, но и в том, что переносили его не должным образом.

В законе Моисеевом имелось на этот счет строгое правило: ковчег следовало носить левитам на шестах, продетых в кольца, прикрепленные к его углам (Исх 25:13−14; сравните 1Пар 15:2, 13, 15). В сущности ответственность за неправильное ношение ковчега лежала на Давиде, и Бог наказал его тем, что прибытие ковчега в Иерусалим было задержано на три месяца; все это время он оставался в доме у Аведдара (13:13), и Господь… благословил этот дом (стих 14). Напрашивается вывод: за благоговейное отношение к тому, что причастно к Богу, Он благословляет, а за бесцеремонное — наказывает; и то и другое — в воспитательных целях.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — О ковчеге см. примеч. к Нав 3:3.
3  [2] — Или (ближе к букв.): который мы не искали.
6  [3] — Или: над которым призывают Его имя.
8  [4] — Букв.: танцевали / играли.
9  [5] — Букв.: протянул руку к ковчегу; то же в ст. 10.
9  [6] — Или: чуть не опрокинули (повозку); друг. возм. пер.: волы понесли.
10  [7] — Ср. с запретом для потомков Кехата в Чис 4:15,20.
11  [8] — Т. е. поражение Уззы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.