1 Паралипоменон 16 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Ковчег Божий принесли и поставили его посреди Шатра, на место, приготовленное Давидом; и принесли Богу1 жертвы всесожжения и благодарственные жертвы.
2 Когда Давид совершил жертвоприношение, он благословил народ именем ГОСПОДА
3 и раздал всем израильтянам, мужчинам и женщинам, по лепешке хлеба, по куску мяса2 и по виноградной лепешке3 каждому.
4 Вот кого из левитов Давид4 поставил служить перед ковчегом ГОСПОДНИМ, призывать ГОСПОДА, Бога Израиля, благодарить и славить ЕГО:
5 Асафа главным, Захарию вторым и с ними Еиэля, Шемирамота, Ехиэля, Маттитью, Элиава, Бенаю, Овед-Эдома и Еиэля. Они играли на лирах и арфах, а Асаф — на кимвалах.
6 Беная и Яхазиэль, священники, должны были изо дня в день в назначенный час 5 трубить в трубы перед ковчегом Завета Божьего.
7 В тот самый день Давид впервые установил, чтобы Асаф и его собратья исполняли во славу ГОСПОДА эту хвалебную песнь:
8

Благодарите ГОСПОДА, призывайте имя Его!6
Возвещайте среди народов о делах Его!

9

Пойте Ему, прославляйте Его,
говорите обо всех чудесах Его!

10

Гордитесь святым именем Его!
И пусть радуются сердца всех ищущих ГОСПОДА!

11

Ищите ГОСПОДА и силы Его,
стремитесь быть в присутствии Его постоянно.

12

[12-13] Потомки слуги Его Израиля,
избранника Его, Иакова сыны,
помните о чудесах Его, которые Он сотворил,
о знамениях, Им явленных, и о приговорах,
которые уста Его изрекли!

13
14

Он — ГОСПОДЬ, Бог наш,
Его решения и законы всей земли касаются.

15

Вечно помните Завет Его —
слова Его, которые Он заповедал тысяче поколений,

16

Завет, которым соединил Он Себя с Авраамом,
и клятву Его, что дал Исааку.

17

И Он подтвердил его Иакову как закон,
Израилю — как Завет вечный.

18

«Тебе дам землю ханаанскую в удел, — сказал Он, —
ее в наследие отмерю тебе».

19

Тогда число сынов Израиля было очень малым,
людьми пришлыми были они на земле той,

20

переходили от народа к народу,
от одного царства к другому.

21

Никому не позволял Он угнетать их
и царям с угрозой говорил:

22

«Не касайтесь помазанников Моих
и пророкам Моим не причиняйте зла».

23

Пой ГОСПОДУ, вся земля!7
Изо дня в день возвещайте:
«Спаситель Он наш!»

24

Поведайте народам о величии Его,
всем племенам — о дивных делах Его!

25

Ибо ГОСПОДЬ велик, и прославлять Его должно,
почитать превыше богов всех.

26

Истуканы бездушные — все боги народов,
а ГОСПОДЬ небеса сотворил.

27

Величие, великолепие — вокруг Него,
сила и ликование — в обители Его.8

28

Признайте величие ГОСПОДА, народы,
признайте славу ГОСПОДА и Его могущество,

29

признайте славу имени ГОСПОДА!
Идите к Нему, неся приношения свои,
ГОСПОДУ поклонитесь в великолепии святости Его.9

30

Да трепещет пред Ним вся земля!
Потому и мир стоит твердо, неколебим он.

31

Да радуется небо и ликует земля,
да провозгласят народам: «ГОСПОДЬ — Царь!»

32

Пусть шумит и море, и всё, что наполняет его!
Да торжествует поле и всё, что на нем,

33

и все деревья в лесу ликуют
пред ГОСПОДОМ!
Грядет Он судить землю!

34

Благодарите ГОСПОДА, ибо Он благ,10
ибо вечна любовь Его неизменная!

35 И еще скажите:

«Бог спасения нашего, Ты и ныне спаси нас,
из мест пленения нашего11 освободи и возврати нас,
дабы возблагодарить нам святое имя Твое
и хвалиться тем, что можем прославить Тебя.

36

Слава ГОСПОДУ, Богу Израиля,
во веки веков!»


И сказал весь народ: «Аминь! Аллилуйя!»12
37
38 Давид оставил Асафа и братьев его, а также Овед-Эдома и шестьдесят восемь его братьев подле ковчега Завета ГОСПОДНЕГО, чтобы они служили перед ковчегом постоянно, изо дня в день; Овед-Эдом, сын Едитуна, и Хоса были привратниками.
39 Цадоку-священнику и его братьям-священникам, что были при Скинии ГОСПОДНЕЙ еще в Святилище в Гивоне, Давид повелел,
40 чтобы они постоянно, утром и вечером, приносили всесожжения ГОСПОДУ на жертвеннике для всесожжений и совершали всё так, как предписано в Законе ГОСПОДНЕМ, который Он заповедал Израилю.
41 При них был Хеман, Едутун и остальные избранные для этого служения люди, назначенные поименно, чтобы прославлять13 ГОСПОДА, восклицая: «Вечна любовь Его неизменная!»
42 При них Хеман и Едутун должны были играть на трубах, кимвалах и других инструментах во славу Божью. Сыновья Едутуна были поставлены при воротах.
43 Народ разошелся по домам, и Давид возвратился в свой дом, чтобы благословить своих домашних.

Толкование Далласской семинарии

5. НАЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СЛУЖИТЕЛЕЙ (ГЛ. 16)

1Пар 16:1−16. По установлении ковчега среди скинии и вознесении Богу всесожжения… Давид принес и мирные жертвы. От них каждый из израильтян получил по одному хлебу, и по куску мяса, и по кружке вина (стихи 1−3).

Главным по обслуживанию ковчега на новом месте был назначен Асаф. Он и другие левиты (все они перечислены в 15:17−18) должны были, под аккомпанемент на музыкальных инструментах, славить, благодарить и превозносить Господа, Бога Израилева. Образец такого гимна хвалы, сложенного по этому случаю самим Давидом, находим в стихах 8−36.

1Пар 16:17−36. Этот благодарственный гимн, в сущности, является компиляцией нескольких псалмов, которые, по-видимому, были сложены Давидом раньше; в ткань нового гимна он вплел отдельные части прежних. Параллельные места прослеживаются довольно легко:
1-й Паралипоменон 16:8−22 — Псалом 104:1−15
1-й Паралипоменон 16:23−33 — Псалом 95:1б−13а
1-й Паралипоменон 16:34−36 — Псалом 105:1а, в; стихи 47−48

1Пар 16:37−38. Среди тех, кто служили вместе с Асафом (16:5), были два Овед-Едома. Один (стих 38а) был музыкантом при ковчеге (15:21, 24; 16:5). Другой — привратником (о нем сказано, что он был сыном Идифуна; 16:38б); этот Овед-Едом упоминается в 26:4, 8, 15. Его отца — Идифуна — не следует, в свою очередь, путать с главным среди музыкантов, носившим то же имя (16:41−42; 25:1, 3; 2Пар 5:12), но известным и под именем Ефана (1Пар 6:44; 15:17); Идифун-музыкант был потомком Мерари, а Идифун — отец Овед-Едома (16:38), происходил от Корея (26:1, 4) и был потомком Каафа.

1Пар 16:39−43. Ссылка на Садока как на священника при скинии в Гаваоне объясняет, почему была в то время нужда в двух первосвященниках. Садок, потомок Аарона по линии Елеазара (16:4−8), обслуживал святилище с Гаваоне, тогда как Авиафар (линия Ифамара; 24:6) служил в новой скинии, установленной в Иерусалиме.

Не известно, когда именно и почему сделался Гаваон местом пребывания скинии, но рассматривать его как место незаконное не следует, и вот почему: Садока назначил туда священником Давид, а позднее Соломону, по принесении им жертвоприношений, явился в Гаваоне Господь (3Цар 3:4−10). Представляется, что в какое-то время после взятия ковчега из Силома скинию тоже стали переносить, и в конце-концов установили ее в Гаваоне (1Пар 21:29). Садок служил таким образом при первоначальной, Моисеевой, скинии. Тогда как Асаф и Авиафар находились при скинии, возведенной Давидом, в которой был установлен ковчег; Еман и Идифун (он же Ефан; 6:44; 15:17) несли свое служение вместе с Садоком в Гаваоие.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: пред Богом.
3  [2] — Друг. возм. пер.: по финиковой лепешке; ср. это же выражение в LXX, Пешитте и Вульгате. Точный смысл масоретского текста неясен.
3  [3] — Или: прессованный изюм. См. примеч. «б» к Ис 16:7.
4  [4] — Букв.: он.
6  [5] — Или: непрестанно.
8  [6] — Или: богослужения совершайте во имя Его; или: поклоняйтесь Ему. Ст. 8−22 почти дословно повторяются в Пс 104:1−15.
23  [7] — Стихи 23−33 отчасти повторяются в Пс 95.
27  [8] — Букв.: на месте Его, в знач. в Святилище, ср. Пс 95:6.
29  [9] — Друг. возм. пер.: Его святому Богоявлению.
34  [10] — Или: Он добр; см. примеч. к Пс 99:5.
35  [11] — Букв.: из всех народов. Ст. 35, 36 повторяются в Пс 105:47,48.
36  [12] — Или: славьте Господа.
41  [13] — Или: благодарить.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.