1 Паралипоменон 21 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Выступил против Израиля сатана1 и уговаривал Давида устроить перепись Израиля.
2 И Давид повелел Йоаву и другим предводителям народа: «Идите, пересчитайте всех израильтян от Беэр-Шевы до Дана и сообщите мне, сколько их, чтобы я знал».
3 Йоав ответил: «Да умножит ГОСПОДЬ народ Свой во сто раз! О владыка мой царь! Разве все они не слуги владыки моего? Зачем же владыка мой требует такого? Зачем навлекать наказание на Израиль?»2
4 Однако приказ царский был неизменен для Йоава. И он отправился в путь, обошел весь Израиль и возвратился в Иерусалим.
5 Йоав сообщил Давиду число людей, включенных в перепись: во всем Израиле был один миллион сто тысяч мужчин, способных носить меч, в том числе в Иудее — четыреста семьдесят тысяч мужчин, способных носить меч.
6 Но левитов и вениаминитян Йоав не пересчитывал, потому что приказ царя был ему не по душе.3
7 И в очах Божьих та перепись была злом, и Он поразил Израиль бедой.
8 И взмолился Давид Богу: «Согрешил я тяжко тем, что сделал это! Но теперь, молю, прости вину слуге Твоему. Я воистину поступил весьма безрассудно!»
9 И сказал ГОСПОДЬ Гаду, провидцу Давида:
10 «Ступай, возвести Давиду, что так говорит ГОСПОДЬ: „Я позволю тебе избрать4 одну из трех бед! Выбери из них одну, ее Я и наведу на тебя“».
11 Пришел Гад к Давиду и сказал ему: «Так говорит ГОСПОДЬ: „Выбирай одно из трех бедствий.
12 Или три года будет голод, или три месяца ты будешь преследуем недругами и меч врагов твоих будет настигать тебя, или три дня будет в стране меч ГОСПОДЕНЬ и поветрие моровое, и ангел ГОСПОДЕНЬ, губя всё вокруг, пройдет по всему Израилю“. Итак, подумай, что мне ответить Пославшему меня».
13 И сказал Давид Гаду: «Велико мое горе!5 Но лучше попасть мне в руки ГОСПОДА, ведь милосердие Его безмерно, только бы не попасть в руки людей!»
14 ГОСПОДЬ обрушил моровое поветрие на Израиль, семьдесят тысяч человек умерло в Израиле.
15 И послал Бог ангела в Иерусалим, чтобы уничтожить и его, но когда ангел был готов уже подвергнуть город уничтожению, ГОСПОДЬ посмотрел и пожалел об этом бедствии и сказал ангелу-губителю: «Довольно! Теперь опусти руку свою». Ангел ГОСПОДЕНЬ в это время стоял над гумном Орнана-евусея.
16 Поднял Давид взор и увидел между небом и землей ангела ГОСПОДНЕГО с обнаженным мечом в руке, и был этот меч занесен над Иерусалимом. Давид и его старейшины, облаченные в рубище, пали ниц.
17 И взмолился Давид к ГОСПОДУ: «Не я ли велел пересчитать народ?! Ведь это я — тот, кто согрешил и совершил злодеяние, а эти люди — овцы, что сделали они? О ГОСПОДИ, Боже мой! Против меня подними Свою руку и против рода отца моего, а народ Свой не губи моровым поветрием!»
18 Ангел ГОСПОДЕНЬ через Гада сказал Давиду, чтобы тот пошел и воздвиг жертвенник ГОСПОДУ на гумне Орнана-евусея.
19 Давид отправился туда, как велел ему Гад, говоривший именем ГОСПОДНИМ.
20 (Орнан в это время обмолачивал пшеницу.) Обернулся он и вдруг тоже увидел ангела; четверо сыновей Орнана, что были с ним, попрятались.
21 Когда Давид был уже близко, Орнан, завидев Давида, узнал его, вышел с гумна и пал ниц перед царем.
22 И сказал Давид Орнану: «Отдай мне ту землю, на которой стоит твое гумно, и я воздвигну на ней жертвенник ГОСПОДУ. Продай мне ее за полную цену, чтобы отвести постигшее народ моровое поветрие».
23 Орнан сказал Давиду: «Возьми ее, владыка мой царь, и делай, что сочтешь нужным. Вот и быков я отдаю для всесожжения, и молотильные салазки на дрова, и пшеницу для хлебного приношения — всё отдаю даром ».
24 Но царь Давид сказал Орнану: «Нет, я непременно заплачу полную цену. Не стану я приносить в жертву ГОСПОДУ то, что принадлежит тебе, и не буду совершать всесожжение, которое ничего мне не стоило».
25 Давид заплатил Орнану за эту землю шестьсот шекелей6 золота.
26 Он воздвиг там жертвенник ГОСПОДУ и принес жертвы всесожжения и благодарственные жертвы. Давид призвал ГОСПОДА, и Тот ответил ему, послав с неба огонь на жертвенник для всесожжений.
27 И ангелу ГОСПОДЬ повелел вложить меч в ножны.
28 Давид, увидев, что ГОСПОДЬ услышал его на гумне Орнана-евусея, совершил там жертвоприношение.
29 Скиния же ГОСПОДНЯ, которую сделал в пустыне Моисей, и жертвенник для всесожжений находились в то время в Гивонском святилище.
30 Давид не мог пойти туда, чтобы поклониться Богу,7 потому что боялся меча ангела ГОСПОДНЕГО.

Толкование Далласской семинарии

Ж. Перепись, произведенная Давидом, и последовавшее Божие наказание (21:1 — 22:1)

1Пар 21:1−7. Летописец мотивирует предпринятую Давидом перепись лишь тем, что сатана… возбудил его сделать это. Психологически он объясняет это тем, что царь захотел узнать точное число воинов, имевшихся в его распоряжении. В 2Цар 24:1 сказано, однако, что желание, охватившее царя, явилось следствием Божьего гнева; для Бога перепись, произведенная по указанию Давида, послужит поводом для наказания его и народа.

Противоречия с трактовкой этой акции в 2 Царств нет; Господь лишь попустил сатане ввести Давида в искушение, как Он попустил это злому духу в случае с Иовом (Иов 1:12 и толкование На 2Цар 24:1−3). Из этого, однако, явствует, что власть Бога, довлеющая надо всем и вся, не выпускает из-под своего контроля и действия сатаны во вселенной.

Итак, непосредственной целью Давида было оценить свою военную мощь (1Пар 21:5). Божий гнев это вызвало потому, что свидетельствовало: Давид более рассчитывал на собственные материальные силы (воплотившиеся в боеспособности его армии), чем на силу Господа, действующего на его стороне. Вероятно, это осознал и сам царь, признавший, что «весьма согрешил» (стих 8).

Иоав, несмотря на свое недовольство распоряжением Давида (стих 3), должен был подчиниться ему (стих 4); обойдя весь Израиль и возвратившись в Иерусалим, он подал… Давиду список: миллион и сто тысяч израильтян и четыреста семьдесят тысяч… Иудеев — обнажающих меч. Однако в этот список не были включены левиты и вениамитяне.

Левиты — потому, что не подлежали исчислению в военных целях (Чис 1:47−49), вениамитяне же потому, что Иоав не завершил дела, порученного ему царем, ибо царское слово противно было Иоаву (стих 6). Но, кроме того, что-то, по-видимому, случилось, что помешало ему завершить перепись; это следует из 1Пар 27:24, как передан этот стих на англ. языке. В англ. тексте читаем, что «Иоав… не закончил (счисления), потому что был за это гнев Божий на Израиля».

Цифры этой переписи до некоторой степени, однако, расходятся у авторов 2-й Царств (2Цар 24:9 и толкование на этот стих) и 1-й Паралипоменон. Одно из возможных этому объяснений состоит в следующем: летописец в приводимое им число — 1 млн. 100 тысяч — включил воинов постоянной (регулярной) армии, числом 300 тысяч (сравните с 800 тысяч в 2-й Царств). То же и в отношении 500 тысяч иудеев в 2-й Царств, по сравнению с 470 тысячами их у летописца, автор 2-й Царств мог включить в «свое» число 30 тысяч воинов регулярной армии Иудеи (2Цар 6:1).

1Пар 21:8−15а. Осознав в какой-то момент свою вину, Давид стал просить у Бога прощения. И оно было ему дано, но цель Господа — наказать Израиля все-таки должна была быть осуществлена. Через пророка Гада царю была послана весть свыше о трех наказаниях, из коих он сам должен был избрать одно: голод продолжительностью три года; преследования самого Давида его врагами на протяжении трех месяцев; поражение всего Израиля эпидемией, которая будет косить народ в течение трех дней (стихи 11−12). В сущности Давид не избрал ни одну из этих трех кар, но предпочел отдать себя в руки Господа, уповая на милосердие Его. Да будет это решением Господа, а не Давида — чему должно произойти! И послал Господь язву на Израиля; и умерло — семьдесят тысяч человек.

1Пар 21:15б−25. Ангела, которого посылает Бог, отождествляют с Самим Богом; речь может идти о Христе до Его воплощения (сравните Быт 16:13; 18:1−2; 22:11−12; 48:16; Суд 6:16, 22; 13:22−23; Зах 3:1; толкование На Быт-16:7). Он явился Давиду близ гумна Орны Иевусеянина (сравните 2Цар 24:16), с обнаженным в руке его мечем. Увидевшие Ангела Давид и старейшины пали в ужасе и раскаянии ниц, и Давид стал просить Бога, чтобы обратил наказание на него, согрешившего, и на дом его и перестал поражать несчастных его соплеменников.

И тогда, через Гада, Ангел Господень повелел Давиду поставить на гумне Орны… жертвенник Господу для вознесения жертв умилостивления (искупления). Прежде, однако, чем исполнить это повеление, Давиду надо было приобрести у Орны его гумно. Орна… и четыре сына его, тоже видевшие Ангела, в испуге скрылись. Но затем, увидев идущего к нему царя, Орна… вышел из гумна и поклонился Давиду. Узнав о желании своего «высокого гостя», Орна выразил готовность отдать ему даром не только гумно, но и все потребное для жертвоприношения.

Но Давид не принял щедрого предложения Иевусеянина, ибо не мог и помыслить принести Господу… во всесожжение взятое даром. Он заплатил Орне около 8 кг золота. Правда, согласно 2Цар 24:24, Давид заплатил ему гораздо меньше, примерно 500 гр. серебра. Это «расхождение» объясняют тем, что серебро было уплачено за волов и, может быть, за гумно, а золото Давид дал Орне за все то место, т. е., вероятно, за землю, простиравшуюся вокруг гумна (значительный, видимо, надел).

1Пар 21:26 — 22:1. Соорудив жертвенник… Давид… вознес всесожжения, моля Бога простить его грех, и мирные жертвы — в знак благодарности и обновления своих отношений с Богом по завету. Ответ был получен благоприятный: с неба был послан огонь… на жертвенник всесожжения.

Вернуть к жизни 70 тысяч погибших (21:14) было уже нельзя, но если до исполнения Давидом повеления возвести на гумне Орны жертвенник кара была Богом лишь приостановлена (предпоследнюю фразу стих 15), то теперь Господь повелел Ангелу: возврати меч твой в ножны его (стих 27). Так что остальные жители Иерусалима были спасены благодаря посредничеству Давида.

Летописец обращает наше внимание на то, что ответ свыше царь воспринял как указание на особую отныне значимость этого места. (Из дальнейшего ясно, что он продолжал приносить там жертвы.)

Сказано, что скиния, сделанная Моисеем в пустыне, находилась в то время …в Гаваоне, однако, устрашенный явлением ангела Господня, Давид не решился пойти туда, но «взыскал» Бога на месте сооружения нового жертвенника (стихи 29−30). Очевидно, в результате всего этого переживания Давид осознал, что Бог Сам делает выбор не в пользу Гаваона, и что именно «гумно Орны» должно стать местонахождением Его центрального святилища.

Это подтверждается следующим стихом (22:1): Давид торжественно провозгласил, что отныне здесь будет Дом Господа Бога. И, действительно, годы спустя сын его Соломон воздвиг храм именно на этом месте (2Пар 3:1), которое впервые было освящено задолго до того, ибо это была гора Мориа, на которой Авраам предложил в жертву Богу своего сына Исаака.

3. Планы Давида относительно строительства храма (22:2−19)

Цель летописца четко вырисовывается в этих стихах. Намерению Давида построить храм он предпослал рассказ о том, как царь приобрел для этого место (21:1 — 22:1). Теперь он подчеркивает роль Давида в будущем построении храма. Автор 2-й Царств ограничивается упоминанием о желании Давида возвести храм (2Цар 7:2, 5) и сообщением о том, что ему было в этом отказано. Даже 3-й Царств хранит молчание о подготовке Давидом Соломона к предстоявшему тому возведению дома Господня.

Но летописец, хотя и не отрицает того факта, что Давиду Бог не позволил построить храм имени Его (1Пар 17:4−12), дает понять, что царю было, однако, разрешено составить предварительные планы и подготовить необходимые строительные материалы для осуществления этого грандиозного проекта. Действия, предпринятые для этого Давидом, он описывает довольно подробно.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: противник, ср. Иов 1:6 и далее; в параллельном месте во 2Цар 24 гнев Господень возгорелся на израильтян из-за их непослушания, здесь же, возможно, летописец так показывает, что самоуверенность Давида, подстрекаемого противником, была неугодна Богу, потому что Давид планировал не общую перепись населения, а собирался определить численность своей армии, см. ст. 5.
3  [2] — Или: делать виновным Израиль.
6  [3] — Букв.: противен / отвратителен.
10  [4] — Букв.: предлагаю.
13  [5] — Или: страшно мне очень.
25  [6] — Т. е. ок. 7 кг.
30  [7] — Букв.: вопросить / взыскать Бога.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.