1 Паралипоменон 3 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот сыновья Давида, родившиеся у него в Хевроне; первенец — Амнон, от изреэлитянки Ахиноами; второй — Даниэль, от кармилитянки Авигаиль;
2 третий — Авессалом, сын Маахи, дочери гешурского царя Талмая; четвертый — Адония, сын Хаггит;
3 пятый — Шефатья, от Авитали; шестой — Итреам, от жены Давида Эглы.
4 Шестеро сыновей родилось у Давида в Хевроне. Там он царствовал семь лет и шесть месяцев, а в Иерусалиме Давид царствовал тридцать три года.
5 Вот сыновья Давида, родившиеся у него в Иерусалиме: Шима, Шовав, Натан и Соломон (эти четверо от Бат-Шуа,1 дочери Аммиэля),
6 Ивхар, Элишама, Элифалет,
7 Ногах, Непег, Яфиа,
8 Элишама, Эльяда и Элифелет — еще девять сыновей.
9 Это всё сыновья Давида, не считая сыновей от наложниц. (А еще у него была дочь, их сестра Фамарь.)
10 Потомки Соломона:2 Ровоам, его сын Авия, сын Авии Аса, сын Асы Иосафат,
11 сын Иосафата Иорам, сын Иорама Охозия, его сын Иоас,
12 сын Иоаса Амасия, сын Амасии Азария, сын Азарии Иофам,
13 сын Иофама Ахаз, сын Ахаза Езекия, сын Езекии Манассия,
14 сын Манассии Амон, сын Амона Иосия.
15 Сыновья Иосии: первенец Иоханан, второй сын — Иоаким, третий — Седекия, четвертый — Шаллум.
16 Сыновья Иоакима: Иехония и Седекия.
17 Сыновья Иехонии, пленника: первенец Шеалтиэль,3
18 а также Малкирам, Педая, Шенаццар, Екамья, Хошама и Недавья.
19 Сыновья Педаи: Зоровавель и Шими. Сыновья Зоровавеля: Мешуллам, Хананья, была у них сестра Шеломит.
20 Еще пятеро сыновей Зоровавеля: Хашува, Охел, Берехья, Хасадья и Юшав-Хесед.
21 Потомки Хананьи: Пелатья и Исайя, сын Исайи Рефая, сын Рефаи Арнан, сын Арнана Авдий, сын Авдия Шеханья,
22 сын Шеханьи Шемая. Сыновья Шемаи: Хаттуш, Игаль, Вариах, Неарья и Шафат — шестеро потомков.
23 Сыновья Неарьи: Эльоэнай, Езекия и Азрикам — трое сыновей.
24 Сыновья Эльоэная: Ходавьягу, Эльяшив, Пелая, Аккув, Иоханан, Делая и Анани — семеро сыновей.

Толкование Далласской семинарии

1. СЫНОВЬЯ ДАВИДА (3:1−9)

1Пар 3:1−9. Хотя «линия обетования» в потомстве Давидовом представлена Соломоном (22:9−10), для полноты картины здесь перечислены и другие сыновья Давида (3:1−9). Этот «список» следует сравнить с соответствующим ему в 2Цар 3:2−5. За шестью сыновьями, родившимися у Давида в Хевроне (1Пар 3:1−4а), следуют еще девять, родившихся в Иерусалиме (стихи 4−8 сравните с соответствующим перечнем в 2Цар 5:14−16, где некоторое несходство заметно лишь в разнописании ряда имен; то же видим и при сравнении с 1Пар 14:4−7). Четверо из шести сыновей Давида, появившихся на свет в Иерусалиме, были рождены Вирсавией (это единственный раз, когда она упоминается летописцем в его книгах).

Заметим, что Елифелет — один из трех сыновей, упоминаемых в 1Пар 3:6, как и Ногаг (3:7), не включены в 2-й Царств, однако, вновь упомянуты в 1Пар 14:4−7 (толкование на эти стихи). «Наличие» двух Елифелетов (3:6, 8), возможно, объясняется тем, что один из них умер, а второй, родившийся позже, получил то же имя. Может быть, и Ногаг умер, а в 2-й Царств приведены лишь имена тех сыновей, которые дожили до зрелого возраста.

2. ПОТОМКИ СОЛОМОНА (3:10−24)

1Пар 3:10−24. Этот перечень потомков Соломона в сущности является перечнем царей Иудеи, начиная от Соломона до Седекии (стихи 10−16); потомки Соломона прослеживаются затем в период вавилонского пленения и по возвращении из Вавилона (стихи 17−24). Гофолия, царица, правившая между Охозней и Иоасом, не упомянута (стих 11) — по той причине, что была лишь политической фигурой, узурпатором трона, а не действительным представителем династии (2Цар 11).

С известными трудностями сталкиваемся при перечислении летописцем сыновей Иосии (стих 15). Дело в том, что первенцем его был не Иоахаз, а Иоханан, который, однако, в исторических книгах Ветхого Завета не упоминается (то ли потому, что рано умер, то ли потому, что не оставил по себе никакой памяти). Была с давних пор тенденция отождествлять Иоаханана с Иоахазом, но эта тенденция, точнее, попытка терпит неудачу при сравнении 4Цар 23:31, 36 с 2Пар 36:2, 5, из коего следует, что Иоахаз (здесь назван первым) был на два года моложе Иоакима (назван вторым), и, значит, первенцем быть не мог. Вообще сыновья Иосии перечислены не по возрасту их, а в соответствии с какими-то другими соображениями, в частности, по родству их по материнской линии.

Из книги Иеремии (22:11), следует, что Иоахаз, вступивший на престол сразу после смерти отца своего Иосии, носил имя Саллум. То есть в стихе 15 (русский текст) Иоахаз поставлен вместо Иоханана; Саллум же является тем же лицом, что Иоахаз. Предшествуя по времени своего рождения лишь младшему из сыновей Иосии — Седекии, Иоахаз-Саллум, тем не менее, стал царствовать первым из братьев (Иер 22:11).

Далее летописец ведет линию «сыновей» Иехонии (1Пар 3:17), а потом — Федани (1Пар 3:18), Зоровавеля (стих 19), Ханании (стих 19), Шехании (стих 21), Шемани (стих 22), Елиоеная (стих 23) и Годавьягу (стих 24).

И тут возникает целый ряд трудностей. Первая состоит в том, что в ряде других мест Зоровавель (стих 19) назван сыном Салафиила. а не Федани (Езд 3:2, 8:5:2; Неем 12:1; Агг 1:12, 14; 2:2, 23; Мф 1:12; Лк 3:27). Но поскольку Федаия и Салафиил были родными братьями (1Пар 3:17−18), то наилучшее объяснение видится в том, что Салафиил рано умер, и его положение в династической линии перешло к его младшему брату Федани.

Вторая трудность связана с «генеалогическим списком», приводимым евангелистом Лукой, у которого Салафиил назван сыном не Асира, сына Иехонии, а Нира, чья «линия» идет не от Соломона, а от сына Давида — Нафана (Лк 3:27−31). Объяснение, может быть, кроется в следующем: поскольку Иехонии отказано было иметь наследника своего на троне (Иер 22:30), одна из его дочерей сочеталась браком с Ниром, сыном Мелхи (Лк 3:27−28: Мелха из стиха 28 не то же лицо, что Мелха из стиха 24), которые вели свою линию от Нафана. Но юридически Салафиил, как внук Иехонии, обретал свое законное место в династии Давида через Соломона; эта точка зрения поддерживается евангелистом Матфеем (Мф 1:6−12).

Третья трудность возникает в линии Зоровавеля. Летописец перечисляет семь сыновей Зоровавеля и дочь его (1Пар 3:19б−20). Но ни один из них не приводится в родословиях Матфея или Луки. Матфей, прослеживающий линию Иисуса от Давида через Соломона, пишет, что сыном Зоровавеля был Авиуд (Мат-1:13). Лука, ведущий линию Иисуса через Нафана (сына Давидова) называет сыном Зоровавеля Рисая (Лк 3:27).

Можно, конечно, предположить, что Салафиил и Зоровавель, называемые Лукой, — не те же лица, что Салафиил и Зоровавель, упоминаемые в 1-й Паралипоменон, и что Лука ведет родословие Марин прямо от Давида через Нафана (линия, не имеющая других точек пересечения с генеалогией, приводимой летописцем); толкование на Лк 3:27. Это механически сняло бы не только объяснение «второй трудности», но и самую трудность. Правда, известное расхождение между 1Пар 3:19б−20 и Мф 1:13 и в этом случае остается.

Можно допустить, что «Авиуд» — это второе имя одного из семи сыновей Зоровавеля, перечисленных в 1-й Паралипоменон, или что имя Авиуда просто выпущено из этого перечисления. Такое, действительно, возможно, и это следует из 1Пар 3:22, где летописцем сказано, что Шемаия имел шесть сыновей, после чего названо лишь пять имен.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — В LXX и в одной евр. рукописи: от Вирсавии, ср. 2Цар 12:24,25.
10  [2] — Далее перечисляются потомки Соломона, цари Иудеи.
17  [3] — Пер. по друг. чтению; масоретский текст: сыновья Иехо́нии: Асси́р, Шеалтиэ́ль
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.