1 Паралипоменон 4 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Сыновья Иуды: Парец, Хецрон, Карми, Гур и Шоваль.
2 У Реаи, сына Шоваля, родился Яхат; у Яхата родились Ахумай и Лахад. Всё это племена цоратян.
3 Вот дети Этама: Изреэль, Ишма, Идбаш, сестра их Хацелелпони,
4 Пенуэль, отец Гедора, и Эзер, отец Хуши. Все это потомки Гура, первенца Эфраты и отца Вифлеема.
5 У Ашхура, отца Текоа, было две жены: Хела и Наара.
6 Наара родила ему Ахуззама, Хефера, Темни и Ахаштари. Это сыновья Наары.
7 Сыновья Хелы: Церет, Цохар, и Этнан, [и Коц].1
8 У Коца родились: Анув, Цовева и племена Ахархела, сына Харума.
9 Яавец был прославленнее своих братьев. Мать назвала его Яавецем, сказав: «В муках я родила его».2
10 Воззвал он к Богу Израиля: «О, если бы Ты благословил меня благословением Своим и расширил мои рубежи! Пусть рука Твоя меня поддерживает и сохраняет меня от всякого зла, чтобы я не знал горя!» И Бог послал Яавецу всё, о чем он просил.
11 У Келува, брата Шухи, родился Мехир, который стал отцом Эштона.
12 У Эштона родились Бет-Рафа, Пасеах и Техинна, отец Ир-Нахаша. Все они жители Рехи.
13 Сыновья Кеназа: Отниэль и Серая. Сыновья Отниэля: Хатат [и Меонотай].3
14 У Меонотая родился Офра. У Сераи родился Иоав, отец жителей Ге-Харашима ( такое у него название, потому что жители его были ремесленниками).4
15 Сыновья Халева, сына Ефуннэ: Иру, Ила и Наам. Сын Илы — Кеназ.
16 Сыновья Ехаллелеля: Зиф, Зифа, Тирья и Асарэль.
17 Сыновья Эзры: Етер, Меред, Эфер и Ялон. Вот сыновья египтянки5 Битьи, которую взял в жены Меред,6 она родила: Мирьяма, Шаммая и Ишбаха, отца Эштемоа.
18 Другая жена Мереда, иудеянка, родила Ереда, отца Гедора, Хевера, отца Сохо, и Екутиэля, отца Заноаха.
19 Вот еще сыновья его жены-иудеянки, сестры Нахама: отец Кеилы-гармитянина и Эштемоа-маахеец.7
20 Сыновья Симеона: Амнон, Ринна, Бен-Ханан и Тилон. Потомки Иши: Зохет и сын Зохета.
21 Потомки Шелы, сына Иуды: Эр, отец Лехи, Лаэда, отец Мареши, а также семьи из рода Ашбеи, что обрабатывали тонкий лен;8
22 Йоким, жители Козевы, Йоаш и Сараф, которые правили в Моаве, но потому вернулись в Лехем (дела это9 древние).
23 Они были гончарами, жили в Нетаиме и Гедере, будучи на службе у царя.
24 Потомки Симеона: Немуэль, Ямин, Ярив, Зерах и Шауль,
25 сын Шауля Шаллум, сын Шаллума Мивсам, сын Мивсама Мишма.
26 Потомки Мишмы: Хаммуэль, сын Хаммуэля Заккур, сын Заккура Шими.
27 Шестнадцать сыновей и шесть дочерей было у Шими, а у братьев его сыновей было немного, и весь их род был не так многочислен, как род сыновей Иуды.
28 Они жили в Беэр-Шеве, Моладе, Хацар-Шуале,
29 Билхе, Эцеме, Толаде,
30 Бетуэле, Хорме, Циклаге,
31 Бет-Маркавоте, Хацар-Сусиме, Бет-Бири и Шаараиме (всё это их города до царствования Давида,
32 а также селения возле них), а также еще в пяти городах: Этаме, Аине, Риммоне, Тохене и Ашане —
33 и в селениях вокруг этих городов, вплоть до Баала. Вот места, где они обитали, и их родословие.
34 Мешовав, Ямлех, Йоша, сын Амацьи,
35 Иоиль, Иегу, сын Йошивьи, сына Сераи, сына Асиэля,
36 Эльоэнай, Яакова, Ешохая, Асая, Адиэль, Есимиэль, Беная,
37 Зиза, сын Шифи, сына Аллона, сына Едаи, сына Шимри, сына Шемаи —
38 это всё вожди родов, перечисленные по именам. Их племена разделились на много разных семейств.
39 Они дошли до Гедора, до восточного края долины, в поисках пастбищ для своих стад.
40 Там нашли они пастбища сочные, хорошие, землю просторную, безопасную и мирную. Прежние тамошние жители были из потомков Хама.
41 И пришли они (все те, кто был перечислен по именам) туда во времена Езекии, царя Иудеи. Они истребили все стоянки и всех меунеев,10 уничтожили их полностью и навеки и сами поселились на их месте, потому что там нашли они пастбища для своих стад.
42 Из них пятьсот человек из потомков Симеона пошли к горам Сеира.11 Во главе их были сыновья Иши: Пелатья, Неарья, Рефая и Уззиэль.
43 И уничтожили они последних уцелевших амалекитян, поселились там сами и живут до сих пор.

Толкование Далласской семинарии

Г. Генеалогия Иуды (4:1−23)

Проследив линию Давида конкретно и в деталях (глава 3), летописец возвращается к родословию Иуды в целом. Это нужно ему, чтобы: а) предоставить читателю родословную и географическую информацию и б) показать ведущую роль клана Давида среди других кланов колена Иудина; последнее достигается им посредством «обращения» с первую очередь к Иуде (в главе 4) и ссылкой на то, что на отведенной ему территории он обитал с древних времен.

1Пар 4:1−7. Стих первый стоит «в истоке» всего последующего перечня; это явствует из того, что имена названных тут пяти потомков Иуды являются, по сути дела, именами глав поколений, приходивших на смену друг другу (сравните главу 2). Реаия (4:2), несомненно, идентичен Гарое (2:52); он был основателем племени Цорян, более известного как клан, из которого вышел Самсон (Суд 13:2). Хуриты (потомки Хура; 1Пар 4:3−4; сравните 2:19−20, 50−51) привлекают внимание как клан вифлеемлян. Ахшуриты (4:5−7) были кланом, основавшим поселение Фекоя; родом из него были мудрая женщина, упоминаемая в 2Цар 14:2, и будущий пророк Амос (Ам 1:1).

1Пар 4:8−15. Можно лишь предполагать, что Иавис (стихи 8−10; сравните 2:55, где «Иабец» — то же самое, что «Иавис») был потомком Коца; родословная линия Иависа в тексте не обозначена. Сказано, что Иавис просил благословения у Бога Израилева и получил его.

О жителях Рехи (4:11−12) ничего, кроме упоминания здесь, не известно.

Известностью пользовался клан кеназитов (стихи 13−15), из которого вышел Халев, сподвижник Иисуса Навииа и его зять, а также Гофониил, первый судья Израиля. Кенезеянином Халев назван в истории завоевания земли (Нав 14:6), а Гофониил (Суд 1:13) — «сыном Кеназа, младшим братом Халевовым», Кеназ — основатель этого рода, и Кеназ, упоминаемый с 1Пар 4:15, — не одно и то же лицо.

1Пар 4:16−20. Потомки Иегаллелела (стих 16), Езры (стихи 17−18), Годин, жены Мереда (стих 19), и Симеона (стих 20) упомянуты в Библии только здесь. В стихе 18 содержится любопытное сообщение: оказывается, Меред, сын Езры (стих 17) был женат и на дочери египетского фараона; этим сообщением происхождение данного клана относится ко времени, гораздо более раннему, чем Моисеево, когда израильтяне пребывали еще в милости у египтян (Исх 1:8).

1Пар 4:21−23. Родословие Иуды завершается подведением «краткого итога» посредством перечисления в стихах 21−23 сыновей Силома (он же Шела, младший сын Иуды от его жены хананеянки; 1Пар 2:3). По закону левирата Шела должен был стать мужем Фамари (Быт 38:5, 11, 14). Потомки Шелы заняты были изготовлением льняных тканей (виссона; стих 21) и керамических изделий (стих 23); они же владычествовали над Моавом во времена древние.

Д. Генеалогия Симеона (4:24−43)

1Пар 4:24. Симеон назван тут после Иуды, по всей вероятности, потому, что надел, полученный в обетованной земле коленом Симеоновым, был среди владений Иуды, с коим потомки Симеона в конечном счете слились (Нав 19:1−9). Перечень сыновей Симеона в 1Пар 4:24 заметно отличается от приведенного в Быт 46:10, где даны не 5, а 6 имен (включен Стад); бросаются в глаза и разнописания имен. Полностью совпадают перечисления симеонитов в Быт 46:10 и в Исх 6:15. «Список», приведенный в Чис 26:12−13, с другой стороны, почти идентичен тому, что дается летописцем; разница в том, что в книге Чисел фигурирует Иакин, который здесь назван Иаривом (вероятно, ошибка переписчика). Существует предположение, что Огад опушен был в Числах, как и летописцем, потому, что не имел потомства.

1Пар 4:25−43. Та часть родословия Симеона, которая изложена здесь, не имеет параллелей на страницах Ветхого Завета. Интересным представляется замечание, что симеонитов было не много числом (стих 27) и, как явствует из стихов 28−33. места их обитания, были среди владений Иуды, и наибольшая их сосредоточенность приходилась на южно-центральную часть Негева (стихи 28−33).

В конце-концов симеониты достигли известного процветания благодаря тому, что захватили тучные… пастбища у первоначально владевших ими потомков Хама (Хамитян); стихи 39−40. Герара находилась в западной части Кегева, на территории филистимлян, недалеко от современной Газы. Немногие километры, в свою очередь, отделяли эти места от территории Египта, чем и объясняется, что хамиты, в массе своей населявшие Египет, жили и там. Летописец указывает, что изгнание хамитов из этих мест произошло в царствование Езекии (715−688 гг. до Р. Х.).

Во дни же Езекии пятьсот человек из сынов Симеоновых захватили земли на востоке, в районе горы Сеир (Сеир — другое название Едома), где побили остаток живших там (возможно, от времени Давида; стихи 42−43 сравните с 1Цар 30:16−20) Амаликитян, и поселились на их месте.

Е. Генеалогии трансиорданских племен (глава 5)

Нелегко понять принцип последовательности в изложении остальных племенных родословий, но, по всей вероятности, Рувим «идет» следующим после Иуды и Симеона потому, что был старшим сыном Израиля. Племя Гада (стихи 11−22) и восточная часть племени Манассии (стихи 23−26) следуют «вместе» за Рувимом по «географическому принципу»: и те и другие жили на восточном берегу Иордана.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Это имя восстановлено по таргуму.
9  [2] — В евр. имя «Яавец» созвучно слову оцев («мука, боль»).
13  [3] — Так в LXX и Вульгате.
14  [4] — Евр. Ге-Харашим означает «долина ремесленников».
17  [5] — Букв.: дочери фараона, но, по-видимому, так обозначается просто национальная принадлежность первой жены Мереда.
17  [6] — Эти слова перенесены сюда из конца следующего, 18-го стиха.
19  [7] — Пер. по друг. чтению. Евр. неясен.
21  [8] — Ср. Ис 11:9.
22  [9] — Или: записи об этом.
41  [10] — Друг. чтение: меинеев — возможно, одно из племен на границе с Эдомом.
42  [11] — Сеир — другое название Эдома.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.