1 Паралипоменон 5 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот потомки Рувима, первенца Израиля. Он был первенцем, но, когда осквернил брачное ложе отцовское,1 право первородства2 его отдано было сыновьям Иосифа, сына Израиля. Потому его и не записывают в родословии первенцем.
2 И хотя Иуда был сильнейшим среди братьев своих и повелитель3 от него произошел, но всё же право первородства перешло к Иосифу.
3 Сыновья Рувима, первенца Израиля: Ханох, Паллу, Хецрон и Карми.
4 Потомки Иоиля: сын его Шемая, сын Шемаи Гог, сын Гога Шими,
5 сын Шими Миха, сын Михи Реая, сын Реаи Баал,
6 сын Баала Беэра, которого увел в плен Тиглатпаласар,4 царь Ассирии; Беэра5 был главой колена Рувима.
7 Вот их братья по родам их, согласно записям в родословиях: вождь Еиэль, Захария
8 и Бела, сын Азаза, внук Шемы, потомок Иоиля. Бела обитал в Ароэре в землях до Нево и Баал-Меона.
9 К востоку сыновья Рувима расселились по землям до пустыни, что простирается от реки Евфрат, потому что бесчисленны стали стада их в Гиладе.
10 При Сауле они воевали с агарянами, перебили их и сами стали жить в шатрах агарян по всем восточным рубежам Гилада.
11 Напротив них в Башане до самой Салхи жили сыновья Гадовы.
12 Иоиль был их главой в Башане, Шафан был вторым правителем, затем Янай и Шафат.
13 Собратьев их вместе с их родами было семеро: Михаил, Мешуллам, Шева, Йорай, Якан, Зия и Эвер.
14 Всё это потомки Авихаила, сына Хури, сына Яроаха, сына Гилада, сына Михаила, сына Ешишая, сына Яхдо, сына Буза.
15 Главой их рода был Ахи, сын Авдиэля, сына Гуни.
16 Сыны Гадовы6 жили в Гиладе, в Башане, в окрестных его селениях и на всех пастбищах Сарона до его границ.
17 В родословия они внесены при Иофаме, царе Иудеи, и при Иеровоаме, царе Израиля.
18 У сынов Рувима, Гада и половины племени Манассии было сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят воинов, носивших щит и меч, стрелявших из лука, обученных войне.
19 Они сражались с агарянами, Етуром, Нафишем и Нодавом,
20 и одолели всех врагов.7 В руки их были отданы агаряне и всё, что было у них, потому что израильтяне воззвали к Богу во время той битвы. И Он внял их мольбам, потому что они уповали на Него.
21 Они захватили стада агарян: пятьдесят тысяч верблюдов, двести пятьдесят тысяч овец и коз, две тысячи ослов; и сто тысяч человек они взяли в плен.
22 И много агарян было убито, ведь сражение то было от Бога. И жили они на землях агарян до самого пленения своего царем ассирийским.
23 Многочисленны были потомки половины колена Манассии; они населяли земли от Башана до Баал-Ермона, Сенира и горы Ермон.
24 Вот главы их родов: Эфер, Иши, Элиэль, Азриэль, Иеремия, Ходавья и Яхдиэль. Были эти главы родов могучими воинами и знаменитыми мужами.
25 Но вероломно поступили они против Бога отцов своих, блудили с богами народов той страны, которых Бог истребил перед ними.
26 И воспламенил тогда Бог Израиля дух ассирийского царя Пула, гнев ассирийского царя Тиглатпаласара, и он взял в плен потомков Рувима и Гада и половину племени Манассии, увел их в Хелах, Хабор, Хару и на реку Гозан, и по сей день они там.

Толкование Далласской семинарии

1. РУВИМ (5:1−10)

1Пар 5:1−2. Родословие Рувима вводится с напоминания о том, что его колено лишилось Божьего благословения и замещено было в этом плане коленом Иудиным. Как первенец Иакова именно Рувим должен был стать сыном-вождем, сыном благословения по завету. Но он впал в грех прелюбодеяния с наложницей своего отца — Валлой (Быт 35:22) и, вследствие этого, лишился своих привилегий. Право первородства, отдано было сыновьям Иосифа — Ефрему и Манассии (Быт 48:15−22), однако, вождю (Давиду) предстояло теперь прийти через Иуду, и через Давида — Примирителю, Иисусу Христу (толкование на Быт 49:8−12).

1Пар 5:3−10. В родословном списке Рувима приведены имена четырех его сыновей (сравните с Чис 26:5−11), после чего следуют главы тех происшедших от них кланов, которые оставили след в истории древнего Израиля. Так от некоего Иоиля (5:4) произошел (через несколько поколений) Беера (стих 6), занимавший видное положение среди Рувимлян, который, после овладения царем Тиглатпалассаром III (745−727 гг.до Р. Х.) Самарией, был уведен ассирийцами в плен. Потомки Рувима занимали к тому времени всю Трансиорданию, включая земли не только от Арнон (Ароер был расположен на этой реке) до Нево на севере, но и Галаад на востоке, на северо-востоке их владения простирались до реки Евфрата. Относительно войны с Агарянами толкование на стихи 18−22.

2. ГАД (5:11−17)

1Пар 5:11−17. Сыновья Гада осели в земле Васанской, на юге и на востоке от моря Киннеретского и на севере от р. Иармук. Четко очерченной границы между Васаном и Галаадом (стих 16) не было, так что, несомненно, племена, жившие на восточной стороне Иордана, постоянно смешивались между собой. Они, т. е. колена Гадово и Рувимово и половина колена Манассиина, вместе жили, вместе воевали с агарянами (стихи 10, 19−20), и по этой причине изложение родословия Гада следует за родословием Рувима.

Не понятно почему, не перечислены здесь ближайшие потомки Гада (сравните Быт 46:16), и не известно, в каком отношении к ним находятся те, кто перечислены в стихе 12. Приводимые здесь имена нигде более на страницах Ветхого Завета не встречаются; они явно были взяты из исторических хроник, составлявшихся в дни Иеровоама II Израильского (793−753 гг. до Р. Х.) и Иоафама, царя Иудейского (750−735 гг.до Р. Х.).

3. ВОЙНЫ ВОСТОЧНЫХ ПЛЕМЕН (5:18−22)

1Пар 5:18−22. Летописец отвлекается от изложения родословий, чтобы прокомментировать военные успехи восточных племен. Он говорит об их войнах с Агарянами (сравните стих 10) и их союзниками (названные тут Иетур и Нафиш были потомками Измаила (Агари); 1Пар 1:31). Имевшие о своем распоряжении сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят воинов, трансиорданские племена одержали блестящие победы — Божией помощью, в ответ на свои молитвы, — над упомянутыми кочевниками-арабами.

Громадное число захваченных ими верблюдов и скота (стих 21) свидетельствует о том, что земли эти представляли собой отличные пастбища. Происходили эти войны в дни царя Саула (стих 10) и, возможно, в то же примерно время, когда сам царь вел победные войны с моавитянами и аммонитянами (1Цар 11:1−11; 14:47).

Из ассирийских клинописей известно, что агаряне были теснимы израильтянами до переселения последних (1Пар 5:22); здесь, возможно, имеется в виду пленение части израильтян ассирийским царем Тиглатпалассаром III в 734 г. до Р. Х. (не путать с последним ассирийским пленением Израиля в 722 г. до Р. Х.).

4. ПОЛУКОЛЕНО МАНАССИИ (5:23−26)

1Пар 5:23−26. Это полуколено занимало территорию на восточной стороне Иордана, начиная от пределов Гада на юге до Ваал-Ермона (гора Ермон) на севере (сравните Чис 32:39−42; Втор 3:12−17; Иис Н. 13:29−31). Хотя вожди восточных потомков Манассии прославились военными подвигами, они вовлекли своих соплеменников в идолопоклонство. И в результате, по воле Божией, были уведены в плен (вместе с потомками Рувима и Гада; стихи 25−26) ассирийским царем Фулом (он же — Тиглатпалассар III; или Феглафелласар). Относительно мест куда они были уведены, толкование на 4Цар 17:6. Ара там не упомянута, и местонахождение ее не известно.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. Быт 35:22; Быт 49:4.
1  [2] — Право первенца, первородство, давало как материальные, так и духовные преимущества (Исх 13:2; Втор 21:17).
2  [3] — Т. е. царь Давид и его царствующие потомки; ср. Быт 49:9,10, где впервые дано это предсказание.
6  [4] — Букв.: он.
6  [5] — Букв.: он.
16  [6] — Букв.: они.
20  [7] — Букв.: их.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.