1 Паралипоменон 6 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Сыновья Левия: Гершон, Кехат и Мерари.
2 Сыновья Кехата: Амрам, Ицхар, Хеврон и Уззиэль.
3 Дети Амрама: Аарон, Моисей и Мариам. Сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Элеазар и Итамар.
4 У Элеазара родился Финеес, у Финееса родился Авишуа,
5 у Авишуа родился Букки, у Букки родился Уззи,
6 у Уззи родился Зерахья, у Зерахьи родился Мерайот,
7 у Мерайота родился Амарья, у Амарьи родился Ахитув,
8 у Ахитува родился Цадок, у Цадока родился Ахимаац,
9 у Ахимааца родился Азарья, у Азарьи родился Йоханан,
10 у Йоханана родился Азарья, который служил священником в Храме,1 построенном Соломоном в Иерусалиме.
11 У Азарьи родился Амарья, у Амарьи родился Ахитув,
12 у Ахитува родился Цадок, у Цадока родился Шаллум,
13 у Шаллума родился Хилкия, у Хилкии родился Азарья,
14 у Азарьи родился Серая, у Сераи родился Ехоцадак.
15 Ехоцадак был уведен в плен, когда ГОСПОДЬ отправил в изгнание жителей Иудеи и Иерусалима рукою Навуходоносора.
16 Сыновья Левия: Гершон, Кехат и Мерари.
17 Вот имена сыновей Гершона: Ливни и Шими.
18 Сыновья Кехата: Амрам, Ицхар, Хеврон и Уззиэль.
19 Сыновья Мерари: Махли и Муши. Вот роды2 Левия по их родоначальникам.
20 Род Гершона: сын его Ливни, сын Ливни Яхат, сын Яхата Зимма,
21 сын Зиммы Йоах, сын Йоаха Иддо, сын Иддо Зерах, сын Зераха Еотрай.
22 Потомки Кехата: сын его Амминадав, сын Амминадава Корей, сын Корея Ассир,
23 сын Ассира Элкана, сын Элканы Эвьясаф, сын Эвьясафа Ассир,
24 сын Ассира Тахат, сын Тахата Уриэль, сын Уриэля Уззия, сын Уззии Шауль.
25 Сыновья Элканы: Амасай и Ахимот,
26 сын Ахимота Элкана, сын Элканы Цофай, сын Цофая Нахат,
27 сын Нахата Элиав, сын Элиава Ерохам, сын Ерохама Элкана.
28 Сыновья Самуила: первенец Иоиль, второй сын — Авия.3
29 Потомки Мерари: Махли, сын Махли Ливни, сын Ливни Шими, сын Шими Узза,
30 сын Уззы Шима, сын Шимы Хаггия, сын Хаггии Асая.
31 Вот те, кого Давид поставил руководителями над певчими в Храме ГОСПОДНЕМ с того времени, когда в нем был установлен ковчег.
32 До тех пор пока Соломон не построил Храм ГОСПОДА в Иерусалиме, эти люди служили певчими пред Шатром Откровения. Они совершали свою службу по предписанному уставу.
33 Вот те, кто совершал эту службу, и сыновья их. Из потомков Кехата: певец Хеман, сын Иоиля. Отцом Иоиля был Самуил,
34 отцом Самуила — Элкана, отцом Элканы — Ерохам, отцом Ерохама — Элиэль, отцом Элиэля — Тоах,
35 отцом Тоаха — Цуф, отцом Цуфа — Элкана, отцом Элканы — Махат, отцом Махата — Амасай,
36 отцом Амасая — Элкана, отцом Элканы — Иоиль, отцом Иоиля — Азарья, отцом Азарьи — Софония,
37 отцом Софонии — Тахат, отцом Тахата — Ассир, отцом Ассира — Эвьясаф, отцом Эвьясафа — Корей,
38 отцом Корея — Ицхар, отцом Ицхара — Кехат. Отцом же Кехата был Левий, сын Израиля.
39 Собратом Хемана был Асаф, стоявший справа от него. Отцом Асафа был Берехьягу, отцом Берехьягу — Шима,
40 отцом Шимы — Михаил, отцом Михаила — Баасея, отцом Баасеи — Малкия,
41 отцом Малкии — Этни, отцом Этни — Зерах, отцом Зераха — Адая,
42 отцом Адаи — Этан, отцом Этана — Зимма, отцом Зиммы — Шими,
43 отцом Шими — Яхат, отцом Яхата — Гершон, сын Левия.
44 Слева от Хемана и Асафа стояли их собратья из потомков Мерари; ими руководил Этан, сын Киши. Отцом Киши был Авди, отцом Авди — Маллух,
45 отцом Маллуха — Хашавья, отцом Хашавьи — Амацья, отцом Амацьи — Хилкия,
46 отцом Хилкии — Амци, отцом Амци — Бани, отцом Бани — Шемер,
47 отцом Шемера — Махли, отцом Махли — Муши, отцом Муши — Мерари, сын Левия.
48 Левиты, собратья Хемана, Асафа и Этана, были определены исполнять все работы при Скинии, Святилище Божьем.
49 Аарон и потомки его возносили жертвы на жертвеннике для всесожжений и на жертвеннике курения благоуханного. Они совершали служение в Святая святых для восстановления единения Израиля с Богом, всё делая так, как заповедал Моисей, слуга Божий.
50 Вот потомки Аарона: сын его Элеазар, сын Элеазара Финеес, сын Финееса Авишуа,
51 сын Авишуа Букки, сын Букки Уззи, сын Уззи Зерахья,
52 сын Зерахьи Мерайот, сын Мерайота Амарья, сын Амарьи Ахитув,
53 сын Ахитува Цадок, сын Цадока Ахимаац.
54 Вот где поселились левиты, вот их города и границы. Потомкам Аарона из рода Кехата, поскольку им первым выпал жребий,
55 отдали Хеврон в Иудее с окрестными пастбищами.
56 Поля и селения вокруг города отдали Халеву, сыну Ефуннэ.
57 Потомкам Аарона также выделили в качестве городов-убежищ Хеврон, Ливну с окрестными пастбищами, Яттир, Эштемоа с окрестными пастбищами,
58 Хилез4 и Девир с окрестными пастбищами,
59 Ашан и Бет-Шемеш с окрестными пастбищами.
60 Из надела Вениамина они получили [Гивон],5 Гиву, Алемет и Анатот с окрестными пастбищами. Всего тринадцать городов были распределены между их родами.
61 Левитам из остальных потомков Кехата дано по жребию десять городов из владений [колен Ефрема, Дана и]6 половины племени Манассии.
62 Левитам из потомков Гершона даны были города в коленах Иссахара, Асира, Неффалима и в колене Манассии, что в Башане, — всего тринадцать городов.
63 Левитам из потомков Мерари даны были по жребию города в коленах Рувима, Гада и Завулона — всего двенадцать городов.
64 Так израильтяне раздали левитам города с окрестными пастбищами.
65 По жребию они выделили города в колене потомков Иуды, в колене потомков Симеона и в колене потомков Вениамина — города, названия которых были перечислены.
66 Некоторым же из родов потомков Кехата были переданы во владение следующие города. От колена Ефрема
67 города-убежища: Шехем с окрестными пастбищами в нагорье Ефрема, Гезер с окрестными пастбищами,
68 Йокмеам и Бет-Хорон с окрестными пастбищам,
69 Аялон и Гат-Риммон с окрестными пастбищами.
70 От половины колена Манассии — Анер с пастбищами и Билам с пастбищами. Всё это досталось остальным родам потомков Кехата.
71 Родам сыновей Гершона дали следующие города. От половины племени Манассии — Голан в Башане и Аштарот с окрестными пастбищами.
72 От колена Иссахара — Кедеш и Даврат с окрестными пастбищами,
73 Рамот и Анем с окрестными пастбищами.
74 От колена Асира — Машаль и Авдон с окрестными пастбищами,
75 Хукок и Рехов с окрестными пастбищами.
76 От колена Неффалима — Кедеш в Галилее, Хаммон и Кирьятаим с окрестными пастбищами.
77 Остальным сынам Мерари дали следующие города. От колена Завулона — Риммон и Фавор с окрестными пастбищами.
78 От колена Рувима на восточной стороне Иордана, напротив Иерихона, — Бецер в пустыне с пастбищами и Яхца с пастбищами,
79 Кедемот и Мефаат с окрестными пастбищами.
80 От колена Гада — Рамот в Гиладе с окрестными пастбищами, Маханаим,
81 Хешбон и Язер с окрестными пастбищами.

Толкование Далласской семинарии

Ж. Генеалогия Левин (глава 6)

I. ПОТОМКИ ЛЕВИЯ (6:1−15)

1Пар 6:1−3а. Изложение генеалогии Левия начинается с той ее ветви (линии), к которой принадлежали Моисей и Аарон в виду их особой значимости. После ссылки на трех сыновей Левия летописец обращается к Каафу и его потомству через Амрама. Протяженность во времени между смертью Левия и рождением Моисея (примерно 1800−1526 гг.до Р. Х.) свидетельствует о том, что в приведенном здесь перечне (Левий-Каафа-Амрам-Моисей) между Каафой и Амрамом насчитывался длинный перечень имен (толкование на Чис 26:58−59). Имена же, названные в стихе 2 после Амрама, могли соответствовать племени, клану, семье и отдельной личности (сравните Нав 7:16−18). Моисей среди других детей Амрама назван тут потому, что цель данного перечня проследить линию первосвященства.

1Пар 6:3б−15. Аарон был первым первосвященником (Исх 28:1). Названы его сыновья, но далее перечисляются лишь те, кто были первосвященниками по линии Елеазара, как единственно законные первосвященники, по мысли летописца. Этот список в общем согласуется с приведенным в Езд 7:1−5, за исключением незначительных разнописаний имен и того обстоятельства, что у Ездры пропущены 6 имен, начиная от Меранофа (стих 7) до Азарии (стих 10).

Кроме того, автор Паралипоменона пишет о Иоседеке, сыне Сераии, который был уведен в плен вавилонским царем Навуходоносором (стихи 14−15), а Ездра говорит о себе как о сыне Сераии, который был в вавилонском плену. Поскольку Ездра не мог родиться задолго до 500 года до Р. Х., а вавилонское пленение приходится на 586 г. до Р. Х., он, очевидно, называет себя «сыном Сераии» в значении более отдаленного его потомка.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что летописец исключил из своего перечня нескольких первосвященников и из потомства Елеазара, как-то: Иодая (4Цар 11), Урию (4Цар 16:10), Азарию, жившего при царе Езекии, и некоторых других. Возможно, эти имена были пропущены в тех источниках, которыми пользовался летописец.

Изучающим богословие должно быть ясно, что «генеалогические списки» на страницах Библии не всегда полны, о чем, в частности, свидетельствуют и вышеупомянутые пропуски. Составители родословных всегда руководствовались какими-то особыми соображениями, включая одни имена и пропуская другие. Для автора 1-й Паралипоменон важно было (в богословском плане) заметить, что последний из священников по линии Аарона был уведен в плен, когда Господь переселил Иудеев и Иерусалимлян рукою Навуходоносора.

2. ДРУГИЕ ПОТОМКИ ЛЕВИЯ (6:16−30)

1Пар 6:16−21. Затем историк повторно перечисляет вкратце тех потомков Левия, которые стали главами племен (точнее, кланов), т. е. сыновей и внуков его (стихи 16−19), и называет (соответственно), те кланы по их линии, которые возглавлены были людьми выдающимися (стихи 20−30). Летописец начинает с Гирсона, чьих потомков прослеживает до седьмого колена (стихи 20−21).

1Пар 6:22−30. За Гирсоном следует Кааф — предок не только Аарона (стихи 2−3), но и пророка-священника Самуила (стих 28). Сын Каафа Аминодав (стих 22) известен и как Ицгар (стих 2, 18, 38).

Мы видим, что тогда как внук Каафа — Аарон возглавил «чреду» первосвященников, Самуил, хоть и был отдаленным потомком Каафа, права на первосвященство не имел. Однако он мог работать при скинии (будучи левитом и «сыном Каафовым»), что и делал (Чис 3:27−32); по всей видимости, он участвовал и в принесении жертв (к примеру, 1Цар 9:11−14).

Наконец из потомков Мерари, третьего сына Левия, летописец прослеживает линию Махли (1Пар 6:29−30).

3. МУЗЫКАНТЫ ИЗ РОДА ЛЕВИЯ (6:31−48)

1Пар 6:31−38. Этот раздел содержит имена музыкантов при скинии, которых Давид назначил из трех левитских семей (стихи 31−32). Список каафитов (стихи 33−38) начинается с Емана (не путать с Еманом из 2:6), сына Иоиля и внука Самуила (стих 33). Затем прослеживаются предки Самуила (стихи 27−28 сравните с 1Цар 1:1, где те же самые имена доводятся до Цуфу, или Цофу; здесь и в 1-й Царств налицо разнописания имен: Елиил — Илия, Тоаха (в стихе 26 он же — Нахав) — Тоху. Хотя представленный в этом разделе список каафинтов в целом согласуется с тем, что имеем здесь же, в стихах 22−28, имеющиеся между ними расхождения (пропуски некоторых имей, разнописания) достаточны для того, чтобы предположить, что летописец прибегал к двум разным источникам.

1Пар 6:39−43. «Чреда» гирсонитов начинается с Асафа, прославившегося как учитель и псалмопевец (Пс 49; 72−82).

Следуют многочисленные имена гирсонитов, не указанные в 6:20−21.

1Пар 6:44−48. Перечисление певцов из «чреды» Мерари начинается с Ефана (названного в 9:16 Идифуном) и прослеживается до самого Мерари (через Мушию; 6:47). Этот список не является продолжением предыдущего (стихи 29−30), т. к. в них представлены не одни и те же люди. Так, Махли, сын Мерари (стих 29) — не тот же человек, что Махлий, сын Мушия, в стихе 47 У Мерари было два сына — Махли и Муши в (стих 19); потомство Махли представлено в стихах 29−30, а потомство Муши — стихи 47−48. Цель данного раздела (стихи 31−47) — оправдать служение Емана, Асафа и Ефана, как ведущих музыкантов при дворе царя Давида, обосновав чистоту их происхождения от Левия.

4. СВЯЩЕННИКИ ИЗ РОДА ААРОНА (6:49−53)

1Пар 6:49−53. Тогда как песнопевческое и музыкальное служение совершалось левитами, служение жертвоприношений для очищения Израиля несли только потомки Аарона. Желая подтвердить законность пребывания на его посту первосвященника Садока, летописец вновь (сравните стихи 3−8) прослеживает его родословие от Аарона до Ахимааса, сына Садока.

5. РАССЕЛЕНИЕ ЛЕВИТОВ (6:54−81)

1Пар 6:54−81. Расселение левитов на отведенных им местах описывается по племенам, или, точнее, по кланам их, причем первым снова назван клан Каафа (прилагаемую таблицу «Города левитов, перечисленные в книге Иисус Навин, глава 21, и в 1-й Паралипоменон, глава 6»). Некоторые из этих городов предназначены были каафитам, которые были священниками (стихи 57−60), а другие — тем, которые ими небыли (стихи 61, 64−70). Одним из «священнических» городов был Анафоф, на территории Вениамина (стих 60). Сыном священника из Анафофа был пророк Иеремия, который, следовательно, являлся потомком Каафа (Иер 1:1).

Сыновьям Гирсона дали тринадцать городов на территориях Иссахара, Асира, Неффалима и у Манассии (на восточном берегу Иордана; стих 62). Названия этих городов перечислены в стихах 71−76, включая такие значительные как Кедес на территории Неффалима (стих 76) и Кедес же у Иссахара (стих 72).

Мераритам «выпали» города у Завулона, Рувима и Гада (стих 77:81). Всего 48 городов было назначено левитам (Иис Н. 21:41), поскольку собственного надела племя Левия не получило (Чис 35:1−8).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
10  [1] — Букв.: доме; то же далее в подобных случаях.
19  [2] — Или: вот семейства.
28  [3] — Так в друг. древн. переводах. Масоретский текст: первенец Вашни́ и Авия́.
58  [4] — Друг. чтение: Хилен.
60  [5] — Так в LXX и Пешитте; ср. Нав 21:17.
61  [6] — Слов, заключенных в квадратные скобки, нет в масоретском тексте, но их приводят друг. древн. переводы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.