2 Паралипоменон 10 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Ровоам отправился в Шехем, потому что в Шехеме собрались все израильтяне, чтобы поставить его на царство.
2 Услышал об этом Иеровоам, сын Невата, и вернулся из Египта, куда он бежал от царя Соломона.
3 За Иеровоамом послали и призвали его. Он явился со всем Израилем к Ровоаму, и они сказали:
4 «Тяжек для нас был гнет твоего отца. Облегчи назначенные твоим отцом тяжелые работы и тяжкий гнет, который он наложил на нас, — тогда мы станем тебе служить».
5 Тот ответил им: «Приходите ко мне вновь через три дня». И народ разошелся.
6 Царь Ровоам обратился к старейшинам, которые были при отце его Соломоне, пока тот был жив, и спросил их: «Какой ответ посоветуете дать этому народу?»
7 Они сказали ему: «Если ты будешь добр с этим народом и выполнишь их желание, если будешь говорить с ним по-доброму, то они станут тебе рабами навсегда».
8 Но отверг он совет, данный ему старейшинами, и обратился к сверстникам своим, что с юности росли вместе с ним и служили ему теперь.
9 Он спросил их: «А вы что посоветуете ответить этому народу, который обратился ко мне с просьбой облегчить гнет, наложенный на них моим отцом?»
10 И сверстники, что росли вместе с ним, отвечали ему так: « Ты спрашиваешь, что сказать народу, который обратился к тебе: дескать, тяжек для них был гнет твоего отца, не облегчишь ли ты его? Вот что ответь им: „У меня мизинец толще бедер моего отца!
11 Тяжек для вас был гнет моего отца — а я сделаю его тяжелее; отец мой наказывал вас плетьми — а я стану наказывать скорпионами!“»
12 Три дня спустя Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму, как он и велел им, сказав: «Приходите ко мне на третий день».
13 Но царь сурово отвечал народу, отвергнув совет старейшин.
14 Он сказал им то, что посоветовали сверстники: «Тяжек для вас был гнет моего отца — а я сделаю его тяжелее; отец мой наказывал вас плетьми — а я стану наказывать скорпионами!»
15 Не послушал царь своего народа — и было это от Бога, чтобы сбылось слово ГОСПОДНЕ, сказанное через Ахию из Силома Иеровоаму, сыну Невата.
16 Все израильтяне увидели, что царь не стал их слушать, и народ сказал царю в ответ:

«Что за доля для нас у Давида?
Какая часть для нас от сына Иессея?
Расходись по шатрам своим, Израиль!
Позаботься о собственном доме, Давид!»


И разошелся Израиль по домам.1
17 Ровоам теперь царствовал только над теми израильтянами, что жили в городах Иудеи.
18 Послал царь Ровоам к прочим израильтянам Адорама, назначавшего тяжелые работы, но те забили его камнями до смерти. А царь Ровоам едва успел взойти на колесницу и бежать в Иерусалим.
19 Так восстали все остальные израильтяне против рода Давидова и отделились от него и поныне живут обособленно.

Толкование Далласской семинарии

II. Цари Давидовой династии (главы 10−36)

А. Ровоам (главы 10−12)

1. РАЗДЕЛЕНИЕ НАРОДА НА ИЗРАИЛЯ И ИУДУ (глава 10)

2Пар 10:1. Удивительно, что при многих сыновьях, которых имел царь Соломон, не упомянут ни один из них, кроме Ровоама, рожденного Наамой аммонитянкой (3Цар 14:21). Ровоам, несомненно, чувствовал, что дух отчуждения от Иуды и от отца его Соломона все возрастал среди северных племен. В Сихем он пошел для того, чтобы быть коронованным официально. Напомним, что этот город играл важную роль в истории Израиля со времен Авраама. После того, как Иисусом Навином был подтвержден в Сихеме завет, заключенный Богом с Моисеем, город стал как бы неофициальной столицей северных земель (Нав 24:1−28).

2Пар 10:2−11. Иеровоам был некогда смотрителем строительных работ на территории Ефрема, где находился Сихем. Услышав о смерти Соломона, он возвратился… из Египта — куда в свое время убежал от царя Соломона (стих 2; 3Цар 11:26−28, 40). (Заметим, что вся эта глава почти буквально соответствует повествованию в 3Цар 12:1−19; комментарии на эти стихи.)

Итак, по требованию «всего Израиля» (стих 3) Иеровоам возглавил его делегацию, явившуюся к Ровоаму с просьбой облегчить им наложенное на них Соломоном иго трудовой повинности и налогообложения. Представляется, что в силу своего все более неприязненного отношения к царственному колену Иудину «все израильтяне» преувеличивали тяжесть Соломонова «ига» (ведь из предыдущих книг и глав мы знаем, что основная тяжесть на строительстве и прочих «не престижных» работах ложилась в государстве Соломона не на евреев, а на язычников; сравните, к примеру, со сказанным в 2Пар 8:9).

Так или иначе, Ровоам велел делегации вновь прийти к нему еще через три дня. В эти дни он обратился за советом, как ему поступить, вначале к представителям старшего поколения, служившим его отцу (и те мудро посоветовали ему «постараться угодить просителям и говорить с ними ласково»), а потом — к своим сверстникам, которые подсказали ему произнести перед просителями дерзкую, отнюдь не дипломатическую речь (стихи 5−11). О хвастливом образе относительно своего «мизинца» и «чресл» Соломона (окончание стих 10), к которому прибег Ровоам, а также о «скорпионах», которыми он угрожал израильтянам, в комментариях на 3Цар 12:10−11.

2Пар 10:12−16. Вновь встретившись с Иеровоамом и его людьми, Ровоам последовал совету «молодых людей» из своего окружения (стихи 12−14). Летописец замечает (стих 15), что это было от Бога — во исполнение слова Его, данного Иеровоаму относительно того, что северными коленами станет править он (3Цар 11:29−39). И действительно реакция израильтян на ответ им Ровоама была однозначной: порвать с династией Давида! Их клич: по шатрам своим, Израиль! (стих 16) прозвучал как декларация независимости от Иуды (сравните с 2Цар 20:1).

Так закончилось существование единого еврейского царства, которое управлялось династией Давида и имело единое место богопоклонения — храм Соломонов в Иерусалиме.

В глазах летописца лишь Иудея, остававшаяся под управлением Ровоама, оставалась и единственной наследницей ветхозаветных обетовании, потому что только у нее были законный храм и законное священство при нем. Не случайно поэтому, что очень многое из рассказываемого о десяти коленах (об Израильском царстве) в 3 и 4 книгах Царств, летописцем опущено. В повествовании же об Иудее (в частности, при Ровоаме) мы находим в 2-й Паралипоменон много подробностей, которых нет у автора 3 и 4-й Царств.

2Пар 10:17−19. Итак, лишь над иудеями остался царем Ровоам. Посланный им к отколовшимся коленам (возможно, в надежде восстановить отношения) сановник (Адонирам) погиб под градом камней. После чего сам Ровоам поспешил укрыться за стенами Иерусалима.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
16  [1] — Букв.: по своим шатрам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.