2 Паралипоменон 13 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В восемнадцатый год правления царя Иеровоама в Израиле Авия стал царем Иудеи.
2 Он царствовал три года в Иерусалиме. Мать его Мааха была дочерью Уриэля из Гивы.
Между Авией и Иеровоамом шла война.
3 Авия собрал на войну отборное войско — четыреста тысяч лучших воинов. Иеровоам вышел воевать против него с войском в восемьсот тысяч отборных воинов.
4 Авия встал на вершине горы Цемараим в нагорье Ефремовом и сказал: «Слушай меня, Иеровоам и весь Израиль!
5 Разве не знаете вы, что ГОСПОДЬ, Бог Израилев, дал Давиду царскую власть над всем Израилем навеки — дал ему и потомкам его — по Завету, по договору, скрепленному солью?!1
6 Иеровоам, сын Невата, был слугой Соломона, сына Давида. Но восстал он против своего владыки.
7 Собрались вокруг него негодные и недостойные люди и бросили вызов Ровоаму, сыну Соломона. Ровоам же был неопытен и нерешителен2 и не мог им противостоять.
8 Теперь вы вознамерились выступить против царства ГОСПОДНЕГО, что доверено потомкам Давида, потому что вас — несметные полчища и есть у вас золотые тельцы, которых Иеровоам дал вам вместо Бога!3
9 Не вы ли изгнали священников ГОСПОДА, сынов Аароновых и левитов, и назначили, подобно прочим народам земли, своих собственных жрецов? У вас всякий может быть посвящен в жрецы вашим лжебогам — достаточно принести с собой тельца и семерых баранов!
10 А наш Бог — ГОСПОДЬ! И мы не оставили Его! Священники наши, что служат пред ГОСПОДОМ, — все потомки Аарона, и лишь левиты имеют право помогать им.
11 Они совершают всесожжения и воскуряют благовония каждое утро и каждый вечер, постоянно обновляют священные хлебы, что кладут пред Богом на чистый стол,4 зажигают золотой светильник и лампы его каждый вечер. Мы в точности исполняем волю ГОСПОДА, Бога нашего, а вы оставили Его.
12 Вы видите, нас ведет за собою Бог!5 И есть у священников Его громкие трубы, чтобы призвать на битву против вас! О сыны Израилевы! Не идите против6 ГОСПОДА, Бога отцов ваших, не будет в этом у вас успеха».
13 Иеровоам тем временем послал воинов в засаду, чтобы они зашли с тыла; таким образом, сам он стоял перед иудеями, а позади них был отряд, посланный в засаду.
14 Когда иудеи повернулись и увидели, что на них нападают и спереди и сзади, они воззвали к ГОСПОДУ, и священники затрубили в свои трубы.
15 Иудеи издали боевой клич, и, когда клич раздался, Бог разбил Иеровоама и всех израильтян на глазах у Авии7 и всех иудеев.
16 Израильтяне обратились в бегство, преследуемые8 иудеями, и Бог предал израильтян в руки иудеев.
17 Авия со своим войском нанес израильтянам тяжкое поражение; пятьсот тысяч лучших воинов потеряли израильтяне в той битве.
18 Так израильтяне были покорены иудеями, а жители Иудеи торжествовали, потому что они полагались на ГОСПОДА, Бога отцов их.
19 Авия преследовал Иеровоама и захватил несколько его городов: Бет-Эль с его окрестными селениями, Ешану с его окрестными селениями и Эфрон с его окрестными селениями.
20 Иеровоам не смог достичь былого могущества при Авии. ГОСПОДЬ поразил его, и он умер.
21 Авия же усиливался. У него было четырнадцать жен, от которых у него родились двадцать два сына и шестнадцать дочерей.
22 Остальные события в царствование Авии, слова его и дела записаны в повествовании пророка Иддо.

Толкование Далласской семинарии

Б. Авия (глава 13)

2Пар 13:1−2а. Царь Авия пришел к власти в 913 г. до Р. Х. и царствовал до 911 года (о матери его Маахе в комментариях на 11:20−21).

2Пар 13:2б−12. Накал вражды между Иудой и Израилем не спадал и в царствование Авии. В какой-то момент они сошлись, выставив друг против друга 400 тысяч войска (Иуда) и 800 тысяч (Израиль); стихи 2−3. Желая, однако, предотвратить кровопролитное столкновение, Авия обратился к своим братьям из северных колен с вершины горы Цемараимской (возможно, находившейся неподалеку от Вефиля; Нав 18:22). Он напомнил им, что истинное царство… над Израилем принадлежит, по воле Бога, династии Давида, а не Иеровоаму, ибо с Давидом заключил Господь завет соли (сравните Чис 18:19; соль — образ вечного, защищенного от порчи и распада).

Авия говорит о том, что Ровоам… был молод и слаб сердцем (чем, мол, и воспользовались Иеровоам и негодные люди, поддержавшие его), подразумевая политическую неопытность своего отца в то время (как и тех его приближенных, возможно, совета которых он послушался). (Напомним, что Ровоаму был, когда он вступил на престол, 41 год; 12:13).

Да, у Иеровоама армия, вдвое превосходящая его армию, признает Авия, но израильтяне поклоняются золотым тельцам, и священников… и левитов, верных Господу, они изгнали, а священниками к своим лжебогам ставят всякого желающего (как это водится у язычников; стих 9) из любого колена. Как же им надеяться на победу над иудеями, на стороне которых Сам Господь, ибо иудеи не оставили Его, и у них при храме, в соответствии с законом Моисея, служат священники… и левиты! (однако, о грехах Авии в 3Цар 15:3).

Авия говорит здесь лишь об одном золотом светильнике (стих 11), тогда как в храме их было десять (2Пар 4:7). Может быть, он подразумевал тот, самый первый, светильник, который попал в храм из скинии Моисеевой.

2Пар 13:13−18. Пока Авия призывал израильтян одуматься, Иеровоам взял его и его войско в кольцо осады, и вот уже враги пошли на Иудеев… спереди и сзади. И тогда Иудеи… возопили… к Господу, а священники их затрубили в трубы (сравните Чис 10:6). А потом Иудеи издали военный клич (начало стих 15), и Бог откликнулся на него, поразив Иеровоама и всех Израильтян, предав их в руки Авии и Иуды (стих 16). Победу иудеев летописец объясняет именно тем, что они уповали на Господа, Бога отцов своих.

2Пар 13:19−22. Автор перечисляет города (в их числе и Вефиль, где Иеровоам учредил культ золотого тельца; 3Цар 12:26−29), которые Авия взял у израильтян. Он замечает, что от этого поражения Иеровоам так и не оправился; умер он примерно в то же время, что и сам Авия (в 910 г. до Р. Х.).

Как его отец и дед, Авия был сильным политическим деятелем. Как и они, он имел гарем (у него было четырнадцать жен и 38 детей от них). Летописец ссылается на пророка Адду, который более подробно описал деяния Авии.

В. Аса (главы 14−16)

Как неоднократно подчеркивалось, одной из главных целей летописца было рассказать как можно больше (и систематичнее) о богоизбранной династии Давида в ее историческом становлении. Вот почему цари Иудеи преобладают в его повествовании, а цари Израиля возникают в нем лишь постольку, поскольку это нужно ему для более полного описания дней и дел Иудеи. Такой подход прямо противоречит подходу автора 3 и 4-й Царств, где центральными персонажами являются именно цари Израиля, а иудейские (по крайней мере, до дней падения Самарии) появляются лишь время от времени.

В свете этого не удивляет, что о Иеровоаме в 2Пар 10−13 сказано так мало. «Пренебрежение» царями Израиля характеризует это повествование до конца. Так летописец приступает к рассказу о царствовании Асы (главы 14−16), следующего царя Иудеи, даже не упомянув о преемнике Иеровоама на израильском престоле.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: Завету соли; соль использовалась при всех жертвоприношениях не только как средство, предохраняющее от разложения, но и как символ неизменности.
7  [2] — Букв.: слаб / мягок сердцем.
8  [3] — Букв.: сделал для вас богами.
11  [4] — См. примеч. к 2:4.
12  [5] — Букв.: с нами во главе Бог.
12  [6] — Букв.: не боритесь против.
15  [7] — Букв.: перед Авией.
16  [8] — Букв.: перед.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.