Под редакцией Кулаковых
1 А Иосафат, царь иудейский, невредимым возвратился в свой дворец в Иерусалиме.
2 Вышел навстречу царю Иосафату провидец Иегу, сын Ханани, и сказал ему: «Разве можно помогать нечестивцам и любить тех, кто ненавидит ГОСПОДА? За это падет на тебя гнев ГОСПОДЕНЬ.
3 Но есть за тобой и добрые дела, ведь ты вырубил все рощи, Ашере посвященные, и решил в сердце своем искать единения с Богом».
4 Иосафат жил в Иерусалиме, но он вновь стал ходить к народу1 от Беэр-Шевы до гор Ефремовых, чтобы обратить народ к ГОСПОДУ, Богу отцов их.
5 Он поставил судей по всей стране, во всех укрепленных городах и прочих селениях.
6 Он велел судьям: «Обдумывайте каждый свой шаг, потому что судите вы не ради людей, а ради ГОСПОДА, и Он пребудет с вами всякий раз, когда вы будете выносить приговор.
7 Да не покинет вас благоговение пред ГОСПОДОМ! Судите по совести,2 ибо ГОСПОДЬ, Бог ваш, не терпит несправедливости, лицемерия и взяточничества».
8 В Иерусалиме Иосафат назначил нескольких левитов, священников и глав родов Израилевых, чтобы они вершили суд ГОСПОДЕНЬ и разбирали тяжбы жителей Иерусалима.
9 Он повелел судьям: «Вы должны действовать в благоговении пред ГОСПОДОМ, честно и от всего сердца.
10 Какую бы вы ни разбирали тяжбу, поступившую от собратьев ваших, живущих в своих городах, — будь то дело об убийстве, законе, заповедях, установлениях и правилах, предостерегайте3 их, чтобы они не совершили греха пред ГОСПОДОМ, чтобы не пал гнев на вас и на ваших собратьев. Поступая так, вы не сотворите греха.4
11 Первосвященник Амарья будет главным у вас во всяком деле ГОСПОДНЕМ; Зевадья, сын Измаила, предводитель рода Иуды, будет главным в делах царских; помощниками у вас будут левиты. Будьте тверды и неподкупны, и да будет ГОСПОДЬ с теми, кто добр!»5
Толкование Далласской семинарии
3. ИОСАФАТ НАЗНАЧАЕТ СУДЕЙ (19:4−11)
2Пар 19:4−11. Осуществляя свою программу религиозно-просветительских реформ, Иосафат сам объезжал Иудею от Вирсавии до горы Ефремовой (сравните это выражение для обозначения границ страны с юга на север с обозначением некогда неразделенного еврейского царства (с севера на юг): «от Дана до Вирсавии»). Задачей Иосафата в ходе этих реформ было обращать своих подданных к Господу, Богу отцов их.
Провел этот царь и судебную реформу. Судьи, осуществлявшие местное самоуправление, с давних времен избирались населением территорий; видимо, Иосафат стал назначать их царской властью. Обращает на себя внимание его наставление судьям творить суд не в угоду человеческому лицеприятию и несправедливости, а руководствуясь страхом Господним, памятуя о том, что в деле суда… Он с ними. Иосафат предостерегает их в этой связи от взяток (стих 7; сравните Втор 16:18−20).
В Иерусалиме царь образовал нечто вроде верховного суда, которому надлежало выслушивать жалобы от приходивших со всех концов страны и выносить по ним решения. Над этим судом, состоявшим из левитов и священников и глав колен, он поставил Амарию первосвященника — ответственным за дела религиозного характера, и Зевадию, одного из начальников в колене Иудином — над делами гражданскими (стих 11: во всяком деле Господнем… во всяком деле царя).