2 Паралипоменон 20 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Некоторое время спустя моавитяне и аммонитяне вместе с меунитянами пошли войной на Иосафата.
2 И пришли вестники и сообщили Иосафату: «Огромное войско идет на тебя из-за моря, из Эдома. Оно уже в Хацецон-Тамаре», то есть в Эн-Геди.
3 Испугался Иосафат, решил просить ГОСПОДА о защите 1 и объявил пост по всей Иудее.
4 И собрался народ молить ГОСПОДА о помощи. Из всех городов пришли люди молить ГОСПОДА.
5 Встал Иосафат перед жителями Иудеи и Иерусалима, собравшимися в Храме ГОСПОДНЕМ, возле нового двора,
6 и сказал: «О ГОСПОДИ, Боже отцов наших! Не Ты ли Бог, в небесах обитающий? Не в Твоей ли власти царства всех народов? Сильна и крепка Твоя рука, и никто против Тебя не устоит.
7 Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей этой земли ради народа Своего2 Израиля и навеки отдал ее потомкам любимого Тобой Авраама?
8 Поселившись здесь, они построили Святилище для имени Твоего и сказали:
9 „Если придет к нам беда — карающий меч, моровое поветрие или голод, встанем мы перед этим Храмом, перед Тобой, ибо здесь — имя Твое, и призовем Тебя в бедствии нашем — и Ты услышишь нас и спасешь!“
10 И вот теперь нагрянули аммонитяне, моавитяне и жители горы Сеир, в чьи земли Ты не пустил израильтян, когда те возвращались из Египта (прошли они мимо, не погубив этих народов).
11 Они же отплатили нам тем, что явились изгнать нас из Твоих владений, которые Ты дал нам.
12 Боже наш! Сверши суд Свой! Бессильны мы против идущего на нас огромного полчища, не знаем, как быть. К Тебе обращаем наши взоры!»
13 Предстали перед ГОСПОДОМ все иудеи, включая младенцев, жен и детей.
14 И тогда среди этого собрания народа сошел Дух ГОСПОДЕНЬ на левита Яхазиэля, одного из потомков Асафа. Был он сыном Захарии, внуком Бенаи, правнуком Еиэля, праправнуком Маттаньи.
15 Он сказал: «Слушайте, все иудеи, жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит вам ГОСПОДЬ: „Не страшитесь, не бойтесь огромного полчища, ибо битва эта Божья, а не ваша.
16 Завтра идите против них. Сейчас они проходят подъемом Циц, и вы найдете их на краю долины, возле пустыни Еруэль“.
17 Но вам не придется сражаться в той битве. Стойте и смотрите, как Сам ГОСПОДЬ избавит вас,3 о иудеи и жители Иерусалима! Не страшитесь, не бойтесь! Завтра идите навстречу врагам, и ГОСПОДЬ пребудет с вами».
18 Иосафат пал ниц, и все иудеи и жители Иерусалима пали ниц перед ГОСПОДОМ, чтобы в благоговении поклониться Ему.
19 Затем левиты из родов Кехата и Корея поднялись, чтобы прославить громогласно ГОСПОДА, Бога Израилева.
20 Рано утром иудеи отправились к пустыне Текоа. Перед началом похода Иосафат встал и сказал: «Слушайте меня, иудеи и жители Иерусалима! Уповайте на ГОСПОДА, Бога вашего, — и вы устоите, уповайте на пророков Его — и победите!»
21 Посоветовавшись с народом, он назначил певцов ГОСПОДНИХ, чтобы те шли во главе войска и прославляли святость Его и величие:

«Славьте ГОСПОДА,
ибо вечна любовь Его неизменная!»

22 Когда они начали петь и возносить хвалу ГОСПОДУ, Он устроил засады на аммонитян, моавитян и жителей горы Сеир, выступивших против Иудеи, и все враги были уничтожены.
23 Аммонитяне с моавитянами напали на жителей горы Сеир и стали убивать их и уничтожать, а когда перебили всех до последнего, принялись истреблять друг друга.
24 Когда иудеи поднялись на возвышенность возле пустыни, чтобы взглянуть на огромное полчище, то увидели только трупы, которыми была усеяна земля, и ни одного живого!
25 Тогда Иосафат и весь народ спустились собрать добычу. Нашли они у врагов много добра — одежды и драгоценностей; столько собрали, что не могли унести. Три дня они уносили добычу, так она была велика.
26 На четвертый день собрались они в Долине благословения.4 Это место и поныне называется Долиной благословения, потому что там благословляли ГОСПОДА.
27 Все иудеи и жители Иерусалима во главе с Иосафатом двинулись в обратный путь и вернулись в Иерусалим с ликованием, потому что ГОСПОДЬ дал им восторжествовать над врагами.
28 Вернувшись в Иерусалим, они пошли с арфами, лирами и трубами к Храму ГОСПОДА.
29 Все царства земные трепетали пред Богом, когда узнали, что Сам ГОСПОДЬ сражался с врагами Израиля.
30 В царстве Иосафата прекратились войны, Бог даровал ему мир повсюду.
31 Иосафат продолжал царствовать в Иудее. Он взошел на престол в возрасте тридцати пяти лет и двадцать пять лет правил в Иерусалиме. Его мать Азува была дочерью Шилхи.
32 Он следовал по пути отца своего Асы и не сходил с него, творя то, что праведно в глазах ГОСПОДА.
33 Только капища на холмах разрушены не были: народ еще не обратил сердце к Богу своих отцов.
34 Прочие деяния Иосафата, от первых до последних, записаны в летописях Иегу, сына Ханани, которые включены в Книгу царей Израилевых.
35 Позже Иосафат, царь Иудеи, заключил союз с израильским царем Охозией, который поступал нечестиво.
36 Они объединились, чтобы построить корабли для плавания в Таршиш. Корабли были построены в Ецьон-Гевере.
37 Но Елиэзер, сын Додавы из Мареши, произнес пророчество против Иосафата: «За то, что ты заключил договор с Охозией, ГОСПОДЬ разрушит дело рук твоих!» И корабли разбились о скалы, не достигнув Таршиша.

Толкование Далласской семинарии

4. ИОСАФАТ НАНОСИТ ПОРАЖЕНИЕ СОЮЗНЫМ ВОЙСКАМ, ВЫСТУПИВШИМ ПРОТИВ НЕГО (20:1−30)

2Пар 20:1−2. Вскоре после драматических событий у Рамофа Галаадского (глава 18) в поход против Иосафата выступили объединенные силы моавитян, аммонитян и меунитян (сравните 2Пар 26:7); «меунитянами» называли жителей Маона (сравните 1Цар 23:25; 25:2), находившегося в южной части надела, отведенного Навином колену Иудину (Нав 15:55); они были язычниками (потомками первых обитателей этой земли) и воспользовались возможностью выступить против покоривших их иудеев).

Участвовали в этой коалиции и идумеи, т. е. жители Сеира (20:10). Сказано, что союзники выступили от Сирии (имеются в виду территории, лежавшие на восточной стороне Мертвого моря; там и обитали Моавитяне и Аммонитяне); видимо, при переписке текста, в результате перестановки буквально возникла «Сирия», тогда как речь, по всей вероятности, идет о Сеире (Едоме), чем и объясняется присоединение к коалиции идумеев.

Царь Иосафат узнал о том, что полчища врагов движутся на Иерусалим, когда они уже были в Хацацри-Фамаре, то есть в Енгедди (на западном берегу Мертвого моря).

2Пар 20:3−12. В страхе Иосафат обратился за помощью к Господу и в знак сокрушения иудеев и искренности их упования на Иегову объявил всенародный пост Под новым двором, вероятно, подразумевался «внешний» (нижний) двор (Иез 10:5), может быть, подновленный после Соломона. (Существовал и «внутренний», священнический, двор; 3Цар 6:36 и 2Пар 4:9).

Молитва Иосафата напоминает молитву Соломона при освящении храма (сравните 2Пар 6); царь воздает славу Иегове, против Которого никто не устоит (стих 6), и напоминает Ему о даровании Им этой земли им, потомкам друга Его Авраама (стих 7 сравните с Быт 15:18−21), и о том, что они возвели в этой земле храм имени Его (стих 8). И вот теперь, в отчаянной своей нужде, стоя перед этим храмом, они взывают к Господу в твердой уверенности, что Он, Который заботится о них, слышит их.

Иосафат напоминает Богу, что враги, наступающие теперь на Израиль, были когда-то пощажены евреями, вышедшими из Египта, потому что Бог повелел им обойти земли этих народов стороной (стих 10; Втор 2:4−8).

Все свое упование возлагает царь на Иегову: Боже наш! мы не знаем, что делать… Ты отдал нам эту землю, и теперь Ты суди их (стихи 11−12).

2Пар 20:13−19. После произнесения Иосафатом этой проникновенной молитвы Дух Господень… сошел… среди собрания на левита по имени Иозиил. И он возвестил народу утешительную весть, дважды повторив: не бойтесь и не ужасайтесь (стихи 15, 17). Предстоящая битва, сказал он, будет не ваша… а Божия. Это напоминает слова Давида, сказанные им Голиафу перед началом их поединка (1Цар 17:47).

Вот, завтра, говорил Иозиил, враги иудеев поднимутся по горному ущелью Циц, и воины Иосафата встретят их в конце долины, пред пустынею Иеруилом (предполагают, что это была та часть Иудейской пустыни, которая простиралась на юго-восток от Иерусалима). Но иудеям останется только наблюдать, что произойдет далее, ибо сражаться с их врагами станет Сам Господь. И пали… все Иудеи… пред Господом. И громкую хвалу вознесли Ему левиты (стихи 18−19).

2Пар 20:20−26. На следующий день царь и назначенные им певцы Господу пошли впереди вооруженных к месту, где предстояло разразиться сражению, к пустыне Фекойской (известно, что Фекоя, родной город пророка Амоса (Ам 1:1), находился примерно в 20 км на юг от Иерусалима). Певцы непрестанно славословили Господа и побуждали к этому воинов.

И вот исполнилось пророчество Иозиила, ибо Господь возбудил дух вражды в стане противников Иудеи, и они бросились уничтожать друг друга. И учинили такое великое побоище, что не осталось ни одного уцелевшего, пишет летописец, а Иосафату и его народу досталось столько имущества, что они на протяжении трех дней уносили добычу.

А в четвертый день собрались они в долине, где Иегова поразил их врагов, и там благословляли Господа и возносили Ему благодарения, так что до дней летописца называли то место долиною благословения.

2Пар 20:27−30. А затем воины во главе с Иосафатом вернулись в Иерусалим, чтобы в радости и веселии, играя на музыкальных инструментах, воздать хвалу Господу перед храмом (стих 28).

Происшедшее «на возвышенности Циц» настолько очевидно свидетельствовало о том, что Бог выступает на стороне Своего народа, что окрестные племена, когда… услышали об этом, прониклись страхом перед Ним (стих 29). С тех пор Иосафат царствовал в мире.

5. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ИОСАФАТА (20:31−37)

2Пар 20:31−33. Летопись царствования Иосафата автор заканчивает упоминанием о том, что, приняв царство в 35 лет, он правил двадцать пять лет; здесь же приведено имя матери Иосафата: Азува. В целом этот царь получает одобрительную характеристику у летописца, как и большая часть правления его: он… ходил… путем отца своего Асы… делая угодное в очах Господних. Автор, однако, оговаривается, что при Иосафате все еще оставались высоты и твердо… народ еще не обратил… сердца своего к Богу отцов своих.

В 2Пар 17:6 мы читаем об «отмене» Иосафатом высот. Вероятно, часть их была восстановлена иудеями, да так и осталась.

2Пар 20:34−37. Автор ссылается на то, что больше подробностей о царствовании Иосафата можно найти в записях Ииуя (пророка; сравните 19:2), внесенных в книгу царей Израилевых (толкование на 33:18; 3Цар 14:19, а также комментарии в разделе «Авторство» во Вступлении к 1 Паралипоменон). Затем летописец добавляет короткое сообщение о совместном злосчастном предприятии Иосафата и нечестивого израильского царя Охозии, сына Ахава (сравните 3Цар 22:48−49 и комментарии на эти стихи); два царя попытались построить торговый флот в Ециоп-Гавере (толкование на 2Пар 8:17), чтобы ходить в Фарсис (толкование на 2Пар 9:21).

Но волей Господа попытка эта успеха не имела — по причине неугодного Иегове общения Иосафата… с нечестивым Охозиею (глава 19). О том, что причина гибели их кораблей (стих 37) состояла именно в этом, Иосафат узнал от пророка Елиезера… из Мареши (где, напомним, благочестивый иудейский царь Аса нанес поражение египетскому фараону; 14:9−15 и комментарии на эти стихи).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: взыскать Господа.
7  [2] — Букв.: перед народом Своим.
17  [3] — Букв.: …расположитесь станом. Стойте и смотрите на спасение (дарованное) вам Господом.
26  [4] — Евр. эмек бераха; друг. возм. пер.: долина Бераха.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.