2 Паралипоменон 21 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Иосафат отошел к праотцам и был похоронен в родовой гробнице в Городе Давидовом. После него взошел на престол его сын Иорам.
2 Были у него братья, сыновья Иосафата: Азарья, Ехиэль, Захария, Азарья, Михаил и Шефатья; все они были сыновьями Иосафата, царя Израилева.
3 Отец щедро одарил их серебром, золотом и драгоценностями и дал во владение укрепленные города Иудеи; царство же он отдал своему первенцу Иораму.
4 Когда Иорам взошел на престол отца своего и власть его окрепла, он убил мечом всех своих братьев и некоторых вождей Израилевых.
5 Когда он взошел на престол, ему было тридцать два года, и восемь лет он правил в Иерусалиме.
6 Он следовал по пути царей израильских, делал то же, что род Ахава, потому что был женат на дочери Ахава. И было то, что он делал, злом в глазах ГОСПОДА.
7 Но ради Завета, Союза, заключенного с Давидом, Господь решил не губить Иудею, ведь ГОСПОДЬ обещал Давиду, что светильник рода его никогда не угаснет.
8 При Иораме восстали эдомитяне, отделились от Иудеи и избрали себе собственного царя.
9 Иорам вместе со своими военачальниками и колесничным войском выступил в поход против них. Ночью он отразил нападение эдомитян, окруживших его вместе с колесничным войском.
10 Так Эдом вышел из-под власти Иудеи, он отделен и поныне. Тогда же против власти Иорама восстали и жители Ливны, потому что Иорам оставил ГОСПОДА, Бога отцов своих:
11 понастроил капищ на горах иудейских, развратил жителей Иерусалима, сбил с пути истинного Иудею.
12 От пророка Илии пришло Иораму письмо, в котором говорилось: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог праотца твоего Давида. За то, что ты не поступал так же, как отец твой Иосафат и как Аса, царь иудейский,
13 но пошел по пути царей израильских и ввел Иудею и жителей Иерусалима в распутство, как делал всё это род Ахава, за то, что ты убил своих братьев, сыновей отца твоего, которые были лучше тебя, —
14 за это ГОСПОДЬ обрушит тяжкие беды на народ твой, и на жен твоих и сыновей, и на все достояние твое,
15 а тебя поразит страшной болезнью, которая будет длиться годами, пока внутренности твои не выпадут наружу».
16 ГОСПОДЬ возбудил воинственный дух в филистимлянах и арабах, что были под властью кушитов.
17 Они выступили против Иорама и ворвались в Иудею. Захватили они всё имущество царского дворца и сыновей и жен царя. Ни одного сына не осталось у царя, кроме младшего сына Охозии.1
18 После этого ГОСПОДЬ поразил внутренности Иорама неисцелимой болезнью.
19 День за днем она длилась, пока к концу второго года внутренности царя не выпали от болезни, и он умер в страшных муках. Народ не развел костра из благовоний в его память, как это делали в память его предков.2
20 Было Иораму тридцать два года, когда стал он царем, восемь лет он правил в Иерусалиме. Он умер, никем не оплаканный, похоронили его в Городе Давидовом, но не в царских гробницах.

Толкование Далласской семинарии

Д. Иорам (глава 21)

2Пар 21:1−3. Иосафату (заметим, что в стихе 2 он назван «царем Израилевым» в значении «еврейского царя») наследовал Иорам, первенец его. Во владение остальным шести сыновьям своим Иосафат отдал укрепленные города на территории Иудеи и щедро одарил их серебром, и золотом, и драгоценностями.

2Пар 21:4−7. Однако, утвердившись на престоле, Иорам… умертвил всех братьев своих (практика, бытовавшая среди царей Востока, — сравните 4Цар 11:1 — не только в глубокой древности). И… некоторых из князей Израилевых предал Иорам смерти, возможно, исполняя волю царствующего дома Израиля, с которым породнился, вступив в брак с Гофолией, дочерью Ахава (стих 6). Но и сам он умер в жестоких мучениях, потому что Господь поразил его какой-то неизлечимой болезнью (стих 18). Царствовал Иорам всего восемь лет (848−841 гг. до Р. Х.).

Господь не желал, однако, разрушения дома Давидова и, несмотря на появление в нем таких нечестивых царей, как Иорам, хранил светильник, обещанный Им Давиду в сыновьях его (2Цар 21:17; 3Цар 11:36; 15:4; 4Цар 8:19), потому что оставался верным Своему завету с Давидом (1Пар 17:4−14).

2Пар 21:8−11. Со времен Давида и Соломона в вассальной зависимости от Израиля и Иуды находился целый ряд сопредельных стран и народов, включая Едом. Известно о восстании Моава против Иорама израильского — в последние годы правления иудейского царя Иосафата (у летописца об этом не записано). Два царя предприняли тогда безуспешную, по-видимому, попытку вернуть Моав в зависимое от евреев положение (4Цар 3). А теперь вот Едом… вышел из-под власти Иуды, и Иоараму, царю иудейскому, не удалось вновь подчинить его себе (стихи 8−10а). Восстала и Ливна (стих 10 б), древний ханаанский город, и тоже отложилась от Иудеи.

Все это, пишет автор, происходило с Иорамом потому, что он оставил Господа (стих 10) и не только не препятствовал идолопоклонству иудеев, но и сам вводил их в этот грех (стих 11).

2Пар 21:12−15. Описание нечестивых деяний Иорама завершается сообщением об осуждении его Илией пророком, от которого пришло к нему письмо. В нем Илия предвещал Иораму кары Господни за его отступление с путей благочестивых отцов его — Иосафата и Асы, царей иудейских, и за то, что пошел он путем царей Израильских (стихи 12−13), а также за совершенное Иорамом братоубийство (стих 4). За все это поражением великим…

Господь поразит и народ Иудеи, и дом царский и самого Иорама, который умрет от ужасной болезни, говорилось в письме Илии. Оно привлекает особое внимание уже тем, что было единственным (упоминаемым в Священном Писании) письменным обращением великого пророка; в достоверности его многие богословы, однако, сомневаются на том основании, что Илия был взят на небо до того, как Иорам вступил на царство.

В этой связи высказывалось множество предположений, включавших и то, что письмо было написано Илией заранее, и то, что Иорам прочел его в посланном ему видении, и то, что в оригинале автором письма назван Елисей, а не Илия; но все эти предположения более или менее шатки. Остается допустить, что в самом начале царствования Иорама пророк Илия все еще жил на земле (ведь точная дата его вознесения — не известна), тем более если отсчитывать начало этого царствования не от смерти отца Иорама — Иосафата (848 г. до Р. Х.), а от 853 года (пять лет Иорам был соправителем Иосафата).

Вопросы и в этом случае, однако, остаются, в особенности вопрос о братоубийстве, которое совершить при жизни отца Иорам не мог; Илия, между тем, обвиняет Иорама и в этом. Возможно, Илия был все-таки взят с земли в 848 году или чуть позже. Во всяком случае, пророчество, высказанное в его таинственном письме, исполнилось в точности (стихи 16−20).

2Пар 21:16−20. По прошествии недолгого времени Иудею наводнили полчища Филистимлян и Аравитян (под обитавшими по соседству с ними «ефиоплянами», или кушитами, подразумеваются не африканцы, жители Эфиопии, а носившие такое же название южно-аравийские племена). Опустошив землю, по которой проходили, они закончили разграблением царского дворца; жены (возможно, за исключением Гофолии) и сыновья Иорама, кроме младшего, Охозии, были ими уведены.

А после этого Иорама поразила та страшная болезнь (стихи 18−19), о которой писал ему Илия. Крайне трудно определить ее в современных медицинских терминах; высказывались, однако, предположения о хронической дизентерии и общем перитоните с прободением кишок, когда они действительно выходят наружу (в стихе 19 о «выпадении внутренностей», у Иорама).

Даже и посмертные почести не были возданы нечестивому Иораму, умершему в жестоких страданиях (для него не были сожжены благовония, как это делалось для прочих царей; стих 19; сравните с 16:4). И отошел неоплаканный этот царь, навлекший столько несчастий на страну, и похоронили его, хоть и в Иерусалиме, но не в царских гробницах (стих 20; сравните 24:25; 26:23; 28:27).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
17  [1] — Так в некот. евр. рукописях; масоретский текст: Иоахаза.
19  [2] — Ср. 16:14.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.