2 Паралипоменон 23 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 На седьмой год священник Ехояда, набравшись мужества, вступил в союз с главами сотен: Азарьёй, сыном Ерохама, Измаилом, сыном Ехоханана, Азарьёй, сыном Оведа, Маасеёй, сыном Адаи, и Элишафатом, сыном Зихри.
2 Они обошли всю Иудею, собрали из всех иудейских городов левитов и вождей родов Израилевых и вернулись в Иерусалим.
3 В Храме Божием все собравшиеся вступили в союз с царем. Ехояда сказал им: «Царем должен быть сын царя! Так повелел ГОСПОДЬ потомкам Давида.
4 И потому сделайте так: пусть третья часть священников и левитов, что заступают на службу в эту субботу, стерегут двери Храма,
5 другая треть — царский дворец, еще одна треть — ворота у подножия, а весь народ пусть соберется во дворах Храма ГОСПОДНЯ.
6 Пусть в Храм ГОСПОДЕНЬ никто не входит, кроме священников и левитов, заступающих на службу. Они совершили обряд освящения и потому могут войти, а народ пусть повинуется повелению ГОСПОДНЕМУ.
7 Пусть левиты встанут вокруг царя с оружием в руках, и всякий, кто попытается войти в Храм, будет убит. Оставайтесь при царе, куда бы он ни пошел!»
8 Левиты и все иудеи исполнили всё, что повелел им священник Ехояда: каждый взял своих людей — и тех, кто заступал на службу в субботу, и тех, кто был свободен, потому что священник Ехояда не отпустил ни одной из священнических черед.
9 Он раздал главам сотен копья и щиты царя Давида, которые хранились в Храме Божьем.
10 Он расставил стражу с оружием в руках вокруг царя — от южной стороны Храма до северной, у жертвенника и вокруг Храма.
11 Тогда Ехояда и его сыновья вывели царского сына, возложили на него царский венец и дали ему свиток Закона,1 провозгласили его царем, помазали его и стали восклицать: «Да здравствует царь!»
12 Услышав, как народ и стража шумят и славят царя, Гофолия вышла к собравшимся в Храме ГОСПОДНЕМ.
13 И тут она увидела, что на возвышении стоит царь, подле него — военачальники и трубачи, простой народ ликует под звуки труб, а певцы под звуки музыкальных инструментов поют гимны. Разодрав одежды, Гофолия закричала: «Измена, измена!»
14 Священник Ехояда велел главам сотен и прочим военачальникам: «Выведите ее прочь за пределы Храма, а тех, кто пойдет за ней, убейте мечом!» Так рассуждал священник: «Нельзя предавать ее смерти в Храме ГОСПОДНЕМ».
15 Гофолию схватили, вывели через Конские ворота ко входу в царский дворец, и там она была убита.
16 Священник Ехояда, народ и царь заключили завет, договор о том, что все они будут народом ГОСПОДНИМ.
17 И люди пошли к капищу Ваала и разорили его, разрушив и жертвенники, и изображения, а Маттана, жреца Ваала, убили прямо перед жертвенниками.
18 Священник Ехояда велел священникам и левитам заботиться о Храме ГОСПОДНЕМ, по установлениям Давида, совершать в Храме всесожжения ГОСПОДУ с ликованием и пением, как записано в Законе Моисеевом и заповедано Давидом.
19 У ворот Храма ГОСПОДНЕГО он поставил стражников, чтобы никто не мог войти внутрь, если он нечист по какой-либо причине.
20 В сопровождении глав сотен, вельмож и начальников Ехояда вместе со всем народом вывел царя из Храма ГОСПОДНЕГО. Через Верхние ворота они вошли в царский дворец. Иоаса возвели на царский престол.
21 Народ страны ликовал, в городе установилось спокойствие; Гофолия была казнена.2

Толкование Далласской семинарии

2Пар 23:1−3. Но в 835 году первосвященник Иодай (муж Иосавеф) начал действовать. Движимый решимостью восстановить династию Давида и для этого посадить на трон Иоаса, он, в союзе с пятью военачальниками, составил заговор. Во осуществление его в Иерусалим были собраны левиты и главы всех кланов Иудеи; фразу глав поколений Израилевых в стихе 2 надо понимать в значении «глав еврейских поколений (кланов)». Пришедших по его вызову в столицу Иодай убедил поддержать маленького царевича во время официальной церемонии возведения его на трон.

2Пар 23:4−7. сравните этот текст с 4Цар 11:4−8: комментарии на параллельный текст в 4-й Царств.

Как собравшиеся в Иерусалим, так и служившие а это время при храме священники и левиты (стих 4), должны были «смешаться» со стражей, которой командовали пять военачальников, вовлеченных Иодаем в заговор. Но священников и левитов Иодай разделил на три части и расположил их (соответственно) у порогов храма, у дворца и у ворот Иесод (в 4Цар 11:6 названы «воротами Сур»; вероятно, речь идет об одних и тех же воротах, имевших разные названия). Только они могли войти… в дом Господень, остальные (народ; те, очевидно, которые находились под командованием пяти военачальников) должны были оставаться во дворах храма, готовясь выступить на защиту ребенка-царя.

2Пар 23:8−15. Этот и параллельный ему текст (4Цар 11:9−12) в значительной мере повторяют, но частично и дополняют друг друга (толкование на 4Цар 11:9−12). Тут, из 23:8, мы узнаем, что «при смене караула» Иодай… не отпустил по домам никого из сменившихся черед (т. е. никого из стражей, несших службу в составе своих кланов).

Через Иодая и начальников сотен… левиты и… весь народ получили копья и… щиты, хранившиеся в храме, и стали ждать выхода малолетнего Иоаса. И вывели сына царя… и помазали его на царство (толкование на 4Цар 11:12, где, в частности, объясняется значение слова, которое и там и здесь, в 23:11, переведено как украшения.

Когда Гофолия услышала шум и крики, несшиеся от храма (куда она, язычница, не ходила), и постоянно повторяющееся слово «царь», то вышла к народу, в дом Господень. Увидев, что происходит, она осознала, что пала жертвой заговора. Первосвященник Иодай, не желая пролития крови нечестивой Гофолии на территории храма, приказал умертвить ее близ царского дворца, что и было сделано (стих 21).

2Пар 23:16−21. Затем заключил Иодай завет со всем народом и царем, что будут они народом Господним. Во исполнение этого завета (или обета) они отправились в капище Ваала и разрушили его и все имевшиеся там жертвенники и стоявших там истуканов, и Матфана, жреца Ваалова умертвили (следуя закону Моисея; Втор 13:5−10).

После этого Иодай восстановил систему и порядок священнического и левитского служения при храме, которые были учреждены Давидом, — в согласии с тем, как написано в законе Моисеевом. День этот закончился торжественным возведением на царский трон юного царя.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
11  [1] — Букв.: Свидетельство; друг. возм. пер.: знаки власти. См. примеч. к Исх 16:34.
21  [2] — Букв.: убита мечом.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.