2 Паралипоменон 28 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Ахаз взошел на престол в возрасте двадцати лет и шестнадцать лет правил в Иерусалиме. Он не делал того, что в глазах ГОСПОДА было праведно, не поступал, как праотец его Давид;
2 но шел по пути царей израильских и даже сделал себе литые изображения ваалов.
3 Он совершал жертвоприношения в долине Бен-Хинном и сыновей своих проводил через огонь, совершая те же мерзости, что творили народы, которых ГОСПОДЬ изгнал перед израильтянами.
4 Он приносил жертвы и совершал воскурения в капищах1 и на холмах и под всяким раскидистым деревом.
5 Потому ГОСПОДЬ, Бог его, отдал его в руки царя арамеев, которые нанесли ему поражение, взяли в плен множество его людей и угнали в Дамаск. И в руки царя израильского предал его Господь, и тот разбил наголову его войско.
6 Факей, сын Ремалии, в один день убил сто двадцать тысяч могучих иудейских воинов, потому что забыли иудеи ГОСПОДА, Бога отцов своих.
7 Зихри, силач ефремский, убил царского сына Маасею, Азрикама, управлявшего царским дворцом, и Элкану, второго человека после царя.
8 Израильтяне захватили в плен у братьев своих иудеев жен, сыновей и дочерей — около двухсот тысяч человек — и награбили великое множество добычи. Всю добычу они увезли в Самарию.
9 Жил там пророк Божий Одед. Вышел он навстречу войску, возвращавшемуся в Самарию, и сказал: «ГОСПОДЬ, Бог отцов ваших, разгневался на иудеев! Он предал их в ваши руки, но вы уничтожали их с таким неистовством, что оно достигло небес!
10 А ныне вы решили сделать народ Иудеи и Иерусалима своими рабами и рабынями. Но разве вы сами не грешили против ГОСПОДА, Бога вашего?
11 Послушайте меня! Отпустите пленных, которых вы захватили из числа братьев ваших, иначе навлечете на себя гнев ГОСПОДЕНЬ!»
12 Некоторые из глав ефремлян: Азарья, сын Ехоханана, Берехья, сын Мешиллемота, Езекия, сын Шаллума, и Амаса, сын Хадлая, — стали обличать вернувшихся с войны.
13 Они сказали: «Зачем вы привели сюда этих пленников? Это грех перед ГОСПОДОМ! Зачем вы приумножаете наши грехи и преступления? Вина наша и без того велика, и Господь пылает гневом на Израиль!»
14 Тогда воины оставили и пленных, и добычу на виду у военачальников и всего собрания.
15 И мужи, чьи имена были перечислены, поднялись, взяли пленных, одели тех, кто был наг, взяв одежду из добычи, обули их, накормили, напоили, перевязали2 раны, посадили на ослов тех, кто был слаб, и отправили в Город пальм, то есть в Иерихон, к братьям, а сами вернулись в Самарию.
16 В это самое время царь Ахаз обратился за помощью к царям Ассирии,
17 потому что эдомитяне опять напали и нанесли поражение Иудее и многих угнали в плен.
18 А филистимляне совершали набеги на города в районе Шефелы и в пустыне Негев в Иудее. Они захватили Бет-Шемеш, Аялон, Гедерот, Сохо, Тимну и окрестные села и сами поселились там.
19 ГОСПОДЬ подверг Иудею такому унижению из-за Ахаза, царя израильского,3 ибо совратил он Иудею, вероломно действуя против ГОСПОДА.
20 Пришел к Ахазу царь ассирийский Тиглатпаласар, но, вместо того чтобы помочь, устроил против него осаду.4
21 Тогда Ахаз взял сокровища из Храма ГОСПОДНЯ, из царского дворца и у вельмож в дань царю ассирийскому, только и это ему не помогло.
22 В эти тяжелые для него времена царь Ахаз еще больше отступил от ГОСПОДА.
23 Он приносил жертвы богам Дамаска, полагая, что это они нанесли ему поражение. Он думал так: «Боги царей Арама помогают им! Принесу-ка и я им жертву, тогда они мне помогут». Но боги эти были причиной погибели Ахаза и всего Израиля.
24 Ахаз собрал всю утварь Храма Божьего и разломал ее.5 Он запер двери Храма ГОСПОДНЕГО, а себе сделал жертвенники на каждом перекрестке в Иерусалиме.
25 В каждом городе Иудеи он соорудил капища и приносил в них жертвы богам чужим, приводя в ярость ГОСПОДА, Бога отцов своих.
26 Прочее о событиях царствования Ахаза и его деяниях, от первых до последних, записано в Книге царей Иудеи и Израиля.
27 Ахаз отошел к праотцам своим и был похоронен в городе Иерусалиме, но его не внесли в гробницы царей Израилевых. И после него стал царем его сын Езекия.

Толкование Далласской семинарии

М. Ахаз (глава 28)

2Пар 28:1−4. Четыре года царствовал… Ахаз вместе со своим отцом Иоафамом (толкование на 27:1). И еще шестнадцать лет — единовластно (731−715 гг. до Р. Х.). Он не поступал так, как предок его Давид; Ахаз был нечестивым царем — таким же, как цари Северного, Израильского, царства. Судя по употреблению имени Ваала во множественном числе, Ахаз отлил статуи разных языческих божеств, по всей видимости, и Астарты. Он поклонялся идолам в долине… Еннома, или Гиннома, и даже приносил им человеческие жертвы, «проводя через огонь» и собственных сыновей. Поклонение и жертвоприношения на высотах… и под всяким ветвистым деревом, приняли при нем особый размах. (О грехах Ахаза и в комментариях на 28:19, 22−25.)

Чаще всего человеческие жертвы приносились аммонитянами богу Молоху; Моисеевым законом эта практика была категорически осуждена (Лев 18:2!; 2С:2−5; Втор 12:31). Главным местом принесения в жертву людей была упомянутая долина Гинном, простиравшаяся на юг и на запад от Иерусалима; позднее это место получило название «геенны» (из евр. ге — «долина» и собственного имени этой долины — в евр. транскрипции Хин-ком). Там постоянно горел огонь — как ритуальный (для принесения жертв), так и «обычный» — для более полного сжигания останков и разного мусора. С какого-то времени словом «геенна» стали называть ад (толкование на Мф 5:22).

2Пар 28:5−8. Откровенно греховное поведение Ахаза было наказано Богом, предавшим его в руки сирийского царя Рецина (4Цар 16:5), который вошел в Иудею и взял там множество пленных. Это было третье поражение, нанесенное сирийцами иудеям (22:5; 24:23). Пострадал Ахаз и от израильского царя Факея, который в один день уничтожил сто двадцать тысяч… Иудеев. В тот день погибли и некоторые члены семьи Ахаза и его ближайшие сановники. И пленных взяли израильтяне у братьев своих огромное число: двести тысяч человек, которых, вместе с награбленной добычей, отправили в Самарию.

2Пар 28:9−15. И все-таки, как следует из 4Цар 16:5, полностью Ахаз израильтянами разгромлен не был. На пути же тысяч пленных иудеев в Самарию вдруг появился пророк Господень, по имени Одед. Он вышел пред лицо израильского войска и стал убеждать военачальников, что попытка обратить в рабов такое количество братьев своих иудеев лишь усугубит гнев Господа против Израиля, у которого и без того немалая вина пред Богом его.

И вняли голосу пророка четверо из военачальников (из колена Ефремова), которые названы по именам в стихе 12, и приказали войску не вести пленных дальше. И отдал каждый из воинов своих пленных и свою добычу командирам, и те приказали одеть и накормить всех взятых в плен и отправить их в Иерихон, город в Иудее, откуда они могли бы добраться до дома.

Приводимые здесь громадные цифры убитых и взятых в плен могут вызвать недоумение; заметим, что в различных списках Септуагинты приводятся и другие цифры, к примеру, в одном из них говорится о 20 тысячах пленных, и это представляется более правдоподобным.

2Пар 28:16−18. Не удовлетворенный добрым жестом израильтян, царь Ахаз вступил в переговоры с царем ассирийским Тиглатпалассаром III (745−727 гг. до Р. Х.), ища у него помощи и поддержки. (В большинстве древних еврейских манускриптов и в русской Библии, в отличие от Септуагинты, стоит «послал… к царям» Ассирийским; имеется, однако, в виду именно Тиглатпалассар III.) Живший в дни Ахаза пророк Исаия пытался отговорить царя от этого союза (Ис 7:4−9), но безуспешно.

Ахаз полагал, что нуждается в нем, видя, что враги одолевают его со всех сторон: Иудею разоряли Идумеяне, совершавшие набеги на нее с востока (толкование на 2Пар 26:2), и Филистимляне, наступавшие с запада и с юга, захватывали города ее один за другим. К тому же сохранялась угроза и со стороны Сирии и Израиля, о чем упомянуто в 4Цар 16:5−9 и в Ис 7:1−17.

2Пар 28:19−27. Но не в помощь, а в тягость оказался Тиглатпалассар для Ахаза, ибо, несмотря на щедрую взятку, которую он дал ассирийцу (сокровища из храма, дворца и полученные в результате поборов с частных лиц), тот не принес ему блага.

Автор книг Царств пишет, что по просьбе Ахаза Тиглатпалассар пошел на Дамаск, и пала под его ударами столица Сирии (4Цар 16:9). Вступил он и на территорию Северного царства и захватил у израильтян несколько городов (4Цар 15:29). Это, однако, не противоречит мысли летописца, который больше зла, чем в военных поражениях видел в духовном падении. А еще большему духовному падению Ахаза несомненно способствовало его сближение с ассирийцами. Это видно хотя бы из того, как легко склонялся этот царь к поклонению чужим богам.

Так, он пытался «задобрить» сирийских богов, полагая, что это они, в лице сирийцев, одержали над ним победу. И в тесное для себя время он искал их помощи, продолжая беззаконно поступать пред Господом. Следуя своей логике, он, видя, что ассирийцы нанесли теперь поражение сирийцам, должен был обратиться к ассирийским богам. Так или иначе, от Господа Ахаз отвернулся и своими руками опустошил храм Его и даже запер двери храма, устроив себе многочисленные жертвенники и высоты, как в Иерусалиме, так и по всем городам Иудиным.

И повсюду поклонялись Ахаз и народ богам иным, раздражая Господа, Бога отцов своих (стихи 24−25; сравните стихи 2−4). Как последний аккорд в жизнеописании нечестивого царя звучат слова летописца о том, что по смерти своей Ахаз был похоронен, хоть и в Иерусалиме, но не в гробницах царей Израилевых (стих 27). Обращает на себя внимание настойчивое повторение летописцем той мысли, что все бедствия Иуды при царе Ахазе были результатом Божиего суда над этим царем и над народом Иудеи, еще более при нем развратившемся (28:9, 19, 256).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: на возвышенностях; ср. Син. пер.
15  [2] — Букв.: смазали маслом.
19  [3] — Здесь и в ряде других мест летописец употребляет слово «израильский» по отношению к Иудее (Южному царству).
20  [4] — Или: навлек на него беду. Речь идет о Тиглатпаласаре III, который правил в 745−727 гг. до Р.Х.
24  [5] — Букв: разломал ее на куски.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.