2 Паралипоменон 29 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Езекия взошел на престол в возрасте двадцати пяти лет и правил в Иерусалиме двадцать девять лет. Его мать Авия была дочерью Захарии.
2 Езекия делал то, что в глазах ГОСПОДА было праведно, поступая во всем так, как поступал праотец его Давид.
3 В первый месяц первого года своего правления он открыл врата Храма ГОСПОДНЯ и починил их.
4 Он приказал священникам и левитам собраться на восточной площади
5 и сказал им: «Слушайте меня, левиты! Освятитесь, совершите обряд освящения Храма ГОСПОДНЯ, Бога отцов ваших, и вынесите все мерзости вон из Святилища!
6 Совершили вероломство отцы наши, творили дела, ненавистные ГОСПОДУ, Богу нашему, оставили Его, от Скинии ГОСПОДНЕЙ отвернулись, обратившись к Нему спиною.
7 Они заперли двери притвора, потушили лампы, не совершали воскурений в Святилище Бога Израилева и не приносили всесожжений.
8 И обрушился гнев ГОСПОДЕНЬ на Иудею и Иерусалим. Вы видели своими глазами, как Господь1 обрек их на позор, разорение и унижение.
9 Потому наши отцы пали от меча, наши сыновья, дочери и жены уведены в плен.
10 Ныне я решил заключить Завет, Союз с ГОСПОДОМ, Богом Израилевым, чтобы Он отвел от нас пламенную Свою ярость.
11 Сыны мои! Не будьте нерадивы, ведь ГОСПОДЬ избрал вас, чтобы вы предстояли пред Ним, служили Ему и воскуряли благовония».
12 Тогда поднялись левиты: из потомков Кехата — Махат, сын Амасая, и Иоиль, сын Азарьи; из потомков Мерари — Киш, сын Авдия, и Азарья, сын Ехаллелэля; из потомков Гершона — Йоах, сын Зиммы, и Эден, сын Йоаха;
13 из потомков Элицафана — Шимри и Еиэль; из потомков Асафа — Захария и Маттанья;
14 из потомков Хемана — Ехиэль и Шими; из потомков Едутуна — Шемая и Уззиэль.
15 Собрав братьев своих, они совершили обряд освящения и отправились, как повелел им царь по воле ГОСПОДА, совершить очищение Храма ГОСПОДНЕГО.
16 Священники вошли внутрь Храма ГОСПОДНЯ, чтобы совершить очищение. Они вынесли во двор Храма ГОСПОДНЯ все мерзости, что обнаружили в Храме ГОСПОДНЕМ. Левиты собрали всё это и вынесли вон к потоку Кедрон.
17 В первый день первого месяца начали они совершать освящение. В восьмой день того же месяца они дошли до притвора ГОСПОДНЯ. В течение восьми дней совершали они освящение Храма ГОСПОДНЯ и закончили в шестнадцатый день первого месяца.
18 Затем священники и левиты пришли во дворец к царю Езекии и сказали: «Мы очистили Храм ГОСПОДЕНЬ, жертвенник для всесожжений со всеми его принадлежностями и стол для священных хлебов со всеми его принадлежностями.
19 Над всей утварью, что нечестивый царь Ахаз во время своего правления удалил из Храма,2 мы совершили обряд освящения и приготовили ее для служения. Вы видите, что теперь она находится возле жертвенника ГОСПОДНЕГО».
20 Ранним утром царь Езекия встал и, собрав городских начальников, вошел в Храм ГОСПОДЕНЬ.
21 Они привели с собой семь быков, семь баранов, семь ягнят, семь козлов для очищающей жертвы3 за царство, за Святилище и за всю Иудею. Повелел царь священникам, потомкам Аарона, совершить всесожжение на жертвеннике ГОСПОДНЕМ.
22 Закололи священники быков и, собрав их кровь, окропили ею жертвенник, затем закололи баранов и окропили кровью жертвенник, затем закололи ягнят и окропили кровью жертвенник.
23 А козлов, предназначенных для очищающей жертвы за грех, подвели к царю и всему собранию, и все они возложили руки свои на них.
24 Священники закололи козлов как жертву за грех и кровью их очистили жертвенник, чтобы весь Израиль восстановил свое единение с Богом,4 потому что царь повелел совершить всесожжение и очищающую жертву5 за весь Израиль.
25 Езекия расставил левитов с кимвалами, лирами и цитрами в Храме ГОСПОДНЕМ по уставу Давида, царского провидца Гада и пророка Натана, ведь устав этот был дан самим ГОСПОДОМ через пророков Его.
26 Священники встали с трубами, а левиты с музыкальными инструментами Давида.
27 Езекия повелел совершить всесожжение на жертвеннике. И когда стали совершать всесожжение, началось и пение ГОСПОДУ под звуки труб и музыкальных инструментов царя израильского Давида.
28 Всё собрание пало ниц, и, пока продолжалось всесожжение, певцы пели и трубы трубили.
29 Когда всесожжение закончилось, царь и все находившиеся при нем преклонили колени и пали ниц.
30 Царь Езекия и вельможи его повелели левитам, чтобы те славили ГОСПОДА словами псалмов Давида и словами провидца Асафа. И левиты с ликованием пели и прославляли Господа, преклоняя колени и простираясь ниц.
31 Тогда Езекия сказал: «Теперь вы посвятили себя ГОСПОДУ. Идите и принесите жертвы и благодарственные приношения в Храм ГОСПОДЕНЬ!» Все собравшиеся стали приносить жертвы и благодарственные приношения, а кто желал — и всесожжения.
32 Всего животных, приведенных собравшимися для всесожжений, было семьдесят быков, сто баранов, двести ягнят — всё это животные для всесожжений ГОСПОДУ.
33 А посвященных Господу, принесенных в дар Ему, 6 было шестьсот быков и три тысячи баранов.
34 Не хватало священников — не успевали они снимать шкуры со всех животных, предназначенных для всесожжения. До самого конца празднества, пока не освятили себя остальные священники, им помогали собратья их, левиты, которые были праведнее сердцем и освящали себя более ревностно, чем священники.
35 В те дни было принесено Господу множество всесожжений, жира благодарственных жертв и возлияний при всесожжениях в изобилии. Так было восстановлено служение в Храме ГОСПОДНЕМ.
36 И царь Езекия и весь народ ликовали, видя, что совершил Бог для народа Своего, потому что было это столь неожиданно.

Толкование Далласской семинарии

Н. Езекия (главы 29−32)

1. ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА (глава 29)

2Пар 29:1−9. Езекия, который единовластно правил двадцать девять лет (715−686 гг. до Р. Х.), до этого тоже, по-видимому, делил трон со своим отцом, Ахазом, — на протяжении 14 лет (729−715 гг. до Р. Х.). Но повествованием летописца охвачен двадцатидевятилетний период жизни его и царствования после 715 года. Северное, Израильское царство к тому времени уже пало под ударами ассирийцев (722 г. до Р. Х.), и значительная часть его населения была депортирована (4Цар 17:1−6).

Езекия был одним из выдающихся царей Иудеи (4Цар 18:5). В первый же месяц своего самостоятельного правления он открыл двери храма, запертые нечестивым отцом его, Ахазом (2Пар 28:24), и приказал починить их, а затем привести дом Господень в порядок. Для этого он собрал перед храмом (на площади восточной) священников и левитов и повелел им освятиться самим для последующего очищения и освящения храма, который (что не трудно себе представить) в годы правления Ахаза не только подвергся осквернению, но и пришел в запустение (стихи 5−7). За то и был… на Иудею и на Иерусалим… гнев Господа (28:9, 25), последствия которого иудеи ощущали и ко времени воцарения Езекии, ибо многие их сыновья… дочери… и жены продолжали находиться в плену — в Сирии, Израиле и Едоме (28:5−8, 17).

2Пар 29:10−14. И вот теперь Езекия принародно заявил о своем желании возобновить завет с Господом, чтобы Он вновь стал благословлять народ Свой. Вслед за тем левиты (стих 12), в сердцах которых призыв царя нашел отклик, сгруппировались, в соответствии с установлениями Моисея, согласно происхождению своему от трех сыновей Левия — Каафа, Мерари и Гирсона. Среди 14 левитов, которые встали, были и потомки людей весьма известных — таких, как Елицафан (стих 13; Чис 30:30; 1Пар 15:8), и знаменитые певцы — Асаф и Идифун (стихи 13−14).

2Пар 29:15−19. Итак, вышедшие вперед левиты, с теми, кто, очевидно, помогал им, приступили к очищению храма от всего нечистого, что нашли в нем, т. е. от предметов языческих культов; все нечистое было отнесено к реке Кедрову для последующего уничтожения (сравните 15:16; 30:14). Делалось это в согласии со словом Господним, как записано оно во Втор 12:2−4.

Сказанное в стихе 17 надо понимать в том смысле, что на протяжении первых восьми дней очищению и повторному освящению подверглось все (нуждавшееся в этом) вне собственно храма (в частности, притвор его; 2Пар 3:4), а в следующие восемь дней сам дом Господень и все священные предметы в нем (стихи 18−19), и в шестнадцатый день работа была окончена, о чем и доложили левиты царю Езекии.

2Пар 29:20−30. Уже на следующий день было, по повелению Езекии, устроено грандиозное, празднество, жертвоприношения; число жертв за грех — 28 животных — превышало установленную норму (Лев 4:1 — 5:13). Примечательно, что это жертвоприношение о грехе было совершено именно за весь Израиль, а не только за два колена, образовывавших Иудейское царство.

Все происходило в обстановке особой торжественности (обращает на себя внимание, что священники возлагали руки на… козлов, приносимых за грех, что напоминает древний ритуал с участием «козла отпущения» в день очищения; Лев 16:21). На своих местах были левиты-музыканты, и принесение всесожжения совершалось при звуках их пения Господу и труб, на которых трубили священники (стихи 25−28). Не вполне понятно упоминание здесь Гада… и Нафана.

В этот день звучали псалмы царя Давида и Асафа прозорливца (стих 30). По окончании церемонии царь и все присутствовавшие простерлись пред Господом ниц (преклонились и поклонились).

2Пар 29:31−36. Это было официальное жертвоприношение за Израиль в целом, и за Иудею, и за храм; по завершении его Езекия предоставил возможность каждому члену общества, который посвятил себя Господу, принести по желанию жертвы индивидуальные. И приносил народ жертвы… благодарственные, так называемые «мирные» (Лев 3; 7:11−21); а для всесожжения Господу было принесено семьдесят волов, сто овнов, двести агнцев (стих 32). Перечисленное в стихе 33 — шестьсот голов крупного скота и три тысячи… мелкого — было, очевидно, принесено и во всесожжение и в жертву мирную (для общинной трапезы). Упомянуты тут и «возлияния» (стих 35) — как часть ежедневных всесожжений (Исх 29:38−41).

Снимать кожу с жертвенных животных надлежало священникам (Лев 1:6), но, говорит летописец, для жертвоприношения, столь грандиозного, священников оказалось мало (возможно, некоторые из них не успели пройти положенный им ритуал очищения, а левиты, сказано, были более тщательны в освящении себя, нежели священники); так или иначе, пришлось левитам помогать священникам сдирать кожи.

Так в первый месяц воцарения Езекии состоялось восстановление должного служения в доме Господнем. Автор подчеркивает, что единодушный и торжествующий характер происшедшего явился неожиданным (стих 36), и потому Езекия и весь народ восприняли это как действие Божией силы в их сердцах; мысль о том, что Бог так расположил народ, наполняла их особой радостью.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — Букв.: Он.
19  [2] — Или: отверг.
21  [3] — Или: жертвы за грех.
24  [4] — См. примеч. «б» к Лев 1:4.
24  [5] — Или: жертву за грех.
33  [6] — Жертвы и благодарственные приношения, упомянутые в ст. 31, здесь названы «посвященными (Богу) приношениями»; древние израильтяне имели право есть мясо этих животных только на территории Храма.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.