2 Паралипоменон 32 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 После всех совершённых Езекией подвигов веры в Иудею вторгся Синаххериб, царь ассирийский. Он осадил укрепленные города, чтобы захватить их.
2 Увидел Езекия, что пришел Синаххериб и собирается напасть на Иерусалим.
3 Тогда он предложил на совете вождям и военачальникам засыпать источники воды вокруг города. Те согласились и стали ему помогать.
4 Собрались множество людей, и засыпали они все источники и потоки, бегущие по стране, сказав так: «Пусть ни одна капля нашей воды не достанется царям ассирийским!»
5 Езекия действовал мужественно. Он заделал проломы в городской стене и построил на ней башни. Вокруг старой городской стены он воздвиг еще одну. Он укрепил насыпь Милло в Городе Давидовом и заготовил много оружия и щитов.
6 Он назначил военачальников, чтобы руководить народом, и, созвав всех на площади, произнес воодушевившую их речь:
7 «Будьте мужественны, будьте тверды! Не бойтесь, не страшитесь царя ассирийского со всем его полчищем, потому что с нами сила бóльшая!
8 С ним сила человеческая, а с нами — ГОСПОДЬ, Бог наш, Он поможет нам и Сам будет за нас сражаться». Речь Езекии, царя иудейского, ободрила народ.
9 Некоторое время спустя царь ассирийский Синаххериб осадил Лахиш, там же находилось всё его войско. Вскоре он отправил в Иерусалим послов, чтобы те сказали Езекии, царю Иудеи, и всем иудеям в Иерусалиме:
10 «Так говорит Синаххериб, царь Ассирии! На что вы надеетесь, оставаясь в осажденном Иерусалиме?
11 Обманывает вас Езекия, обрекая на смерть от голода и жажды, когда говорит вам: „ГОСПОДЬ, Бог наш, спасет нас от царя ассирийского!“
12 Разве не сам он разрушил капища и жертвенники, потребовав от Иудеи и Иерусалима, чтобы только перед одним жертвенником в Иерусалиме они поклонялись и лишь там приносили жертвы?
13 Разве не знаете вы, что я и отцы мои делали с народами разных стран? Какие боги каких народов и стран смогли спасти от меня свою землю?
14 Кто из богов всех этих народов, истребленных моими отцами, смог спасти свой народ от моей руки? Неужели Бог ваш спасет вас от меня?
15 Пусть не обманывает вас Езекия, не сбивает с толку, не верьте ему. Ни один бог ни одного народа или царства не смог спасти свой народ от меня и отцов моих, а Бог ваш не спасет вас от меня и подавно!»
16 Слуги Синаххериба еще долго поносили ГОСПОДА Бога и Езекию, слугу Его.
17 Отправил Синаххериб и письма, в которых хулил ГОСПОДА, Бога Израилева, и так поносил Его: «Боги земных народов не спасли от меня своих людей, точно так же и Бог Езекии не спасет от меня Своего народа».
18 Послы Синаххериба громко кричали всё это по-еврейски, обращаясь к толпившимся на стенах жителям Иерусалима, желая запугать их и, приведя в ужас, захватить город.
19 Они говорили о Боге Иерусалимском так же, как о богах земных народов, что изготовлены человеческими руками.
20 Видя всё это, царь Езекия и пророк Исайя, сын Амоца, стали молиться и взывать к небу о помощи.
21 И послал ГОСПОДЬ Своего ангела, и тот уничтожил войско царя ассирийского: всех его воинов, и главнокомандующего, и военачальников. Опозоренный, царь вернулся в свою страну, и там, когда он вошел в капище своего бога, его закололи мечом его собственные сыновья.
22 Так ГОСПОДЬ избавил Езекию и всех жителей Иерусалима от рук Синаххериба, царя Ассирии. От всех врагов сберегал ГОСПОДЬ Езекию и даровал ему покой повсюду.
23 После этого множество людей стали приносить дары ГОСПОДУ в Иерусалим и дорогие подарки Езекии, царю Иудеи. И слава о Езекии распространилась среди всех других народов.
24 В те дни Езекия смертельно заболел. Стал он молиться ГОСПОДУ, и Он услышал его и явил ему знак.
25 Но Езекия не возблагодарил Господа за проявленную к нему милость, потому что сердце его возгордилось. Разгневался Бог на Езекию, на Иудею и Иерусалим.
26 И Езекия исполнился смирения и раскаялся в своей гордыне, а вместе с ним раскаялись и жители Иерусалима, и потому гнев ГОСПОДЕНЬ не обрушился на них при жизни Езекии.
27 Езекия был очень богат и всеми почитаем. Сделал он себе сокровищницы для серебра и золота, для драгоценных камней и благовоний, для щитов и для всякой драгоценной утвари.
28 Кроме того, он построил хранилища для зерна, вина, оливкового масла, стойла для быков и загоны для овец.
29 Строил он также города. Были у него огромные стада овец и коров, потому что Бог одарил его великим богатством.
30 Это Езекия заградил выход источника Гихон на вершине и отвел его воды вниз, к западной стороне Города Давидова. За что бы он ни взялся, всё ему удавалось.
31 Лишь однажды, когда пришли послы от правителей вавилонских узнать о происшедшем на земле знамении, лишь тогда оставил его Бог, чтобы испытать Езекию и открыть всё, что скрыто у него в сердце.
32 Остальные события царствования Езекии, его благочестивые дела описаны в видении пророка Исайи, сына Амоца, и в Книге царей Иудеи и Израиля.
33 Езекия почил с праотцами своими. Похоронили его в верхней части гробницы сыновей Давидовых. Все иудеи и жители Иерусалима воздали ему на похоронах великие почести. После Езекии царем стал сын его Манассия.

Толкование Далласской семинарии

4. ВТОРЖЕНИЕ СЕННАХИРИМА (32:1−23)

2Пар 32:1−8. Вскоре после начала своего единовластного правления Езекия порвал вассальный договор, заключенный его отцом с ассирийцами (4Цар 16:7) и «отложился» (как сказано в 4Цар 18:7) от царя ассирийского (по всей вероятности, Саргона, который правил в 722−705 гг. до Р. Х.), перестав платить ему дань. (По-видимому, в это время ассирийцы заняты были подавлением мятежа в вавилонских провинциях, и сразу «наказать» Езекию не сумели.) Однако преемник Саргона на ассирийском троне — Сеннахирим (705−681 гг. до Р. Х.) решил вернуть себе покорность Иудеи, и с этой целью начал против нее военную кампанию; было это в 701 г. до Р. Х., т. е. на 14-ом году правления Езекии (4Цар 18:13). Поначалу Сеннахирим осадил несколько иудейских крепостей, а затем повернул на Иерусалим (32:1−2).

В надежде помешать ассирийцам захватить его столицу Езекия и его сановники прибегли к распространенному в те дни стратегическому приему: принято было решение засыпать источники воды, которые вне города (чтобы лишить врагов доступа к питьевым запасам). Поток, упоминаемый в стихе 4, это, по-видимому, Геон (сравните стих 30), или Тихон.

По приказу Езекии были восстановлены все разрушенные участки городской стены; началось и сооружение другой, внешней, стены (закончилось ее строительство уже при Манассии; 2Пар 33:14). В старой части Иерусалима (городе Давидовом) Езекия укрепил Милло (насыпной холм под городскими стенами; 3Цар 9:15, 24). И наготовил он множество оружия и щитов. Все это делалось им для усиления оборонительной мощи Иудеи, однако, как царь благочестивый, Езекия в гораздо большей мере, чем на нее уповал на помощь Господа и к этому же призывал народ, в таком именно духе говоря к сердцу его.

С нами Господь… чтобы помогать нам, ободрял Езекия народ и военачальников, и это более, нежели имеет армия ассирийцев при всей ее мощи! (об ассирийцах в комментариях на книгу Наума.) Заметим, что летописец опустил тот факт, что поначалу Езекия предпринял попытку откупиться от ассирийцев, о чем говорится в 4Цар 18:14−16.

2Пар 32:9−15. Прежде чем явиться под стены Иерусалима лично, Сеннахирим… послал туда из Лахиса (крупного города, находившегося примерно в 50 км на юго-запад от Иерусалима), где в то время стоял, своих послов — с предложением Езекии о сдаче (стихи 10−15). Хвастливая речь ассирийского царя в передаче его рабов сводилась к одной мысли: ни одному из богов ближних и дальних народов не удалось защитить их от Сеннахирима. (Некоторые из этих народов и городов перечислены в 4Цар 19:12−13.) Так на что же рассчитывают теперь иудеи?

Сеннахирим действительно не понимал этого, полагая, что Господь — лишь один из местных богов, к тому же «обиженный» Езекией, который приказал разрушить высоты Его и жертвенники, обязав своих подданных к поклонению пред жертвенником единым. (Ассирийцы исповедовали многобожие и, соответственно, поклонялись «и здесь и там».)

2Пар 32:16−23. И продолжали хвастливо и дерзко говорить посланцы Сеннахирима и громогласно зачитывали они письма своего царя, в которых тот оскорблял Господа, Бога Израилева, приравнивая Его к бессильным местным божествам других народов. Примечательно, что говорили ассирийские послы по-иудейски, чтобы их понимал народ, скопившийся на стене (сравните 4Цар 18:26−28), в надежде напугать его (стихи 16−19). И тогда возопили к небу… царь Езекия и Исаия… пророк, умоляя Господа о помощи.

И через пророка Своего Бог дал царю утешительный ответ (4Цар 19:20−34), а вслед за тем послал… Ангела, который истребил значительную часть ассирийских полчищ и вынудил Сеннахирима к постыдному бегству (стихи 20−21а). Автор 4-й Царств уточняет, что «в ту ночь» было уничтожено 185 тысяч ассирийцев (4Цар 19:35).

Немалое время спустя (хотя в повествовании летописца события как бы следуют друг за другом) ассирийский царь был убит своими же сыновьями (названными поименно в 4Цар 19:37), когда он находился в капище бога своего Нисхора (сравните Ис 37:38), в Ниневии. Согласно ассирийским клинописям, это убийство произошло в 681 г. до Р. Х., т. е. 20 лет спустя после попытки ассирийцев взять Иерусалим (701 год).

В результате чудесного спасения иудейского царя и его столицы от руки Сеннахирима и последующих событий, которые свидетельствовали о том, что Господь оберегал народ Свой отовсюду, высоко поднялся в глазах окрестных народов авторитет Господа и угодного ему царя — Езекии, и со всех сторон стекались дары… в Иерусалим (стихи 22−23).

5. БОЛЕЗНЬ И ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ЕЗЕКИИ; ЕГО ПРОЦВЕТАНИЕ (32:24−33)

2Пар 32:24−30. История заболевания Езекии и его чудесного выздоровления (в соответствии с данным знамением; 4Цар 20:11), и продления жизни его рассказана летописцем очень лаконично (сравните 2Пар 32:24 с 4Цар 20:1−11 и Ис 38:1−8), может быть, потому, что его намерением было обратить внимание читателя не на благочестие этого царя, а на то, что возгордилось сердце его (стихи 25−26). Возгордилось потому, вероятно, что многого достиг и многое совершил царь Езекия (и это перечислено автором в стихах 27−31).

Он строил складские помещения, и стойла, и города. Он даже изменил направление течения р. Геона (или Гиона), источника водоснабжения Иерусалима (отведя его от восточной стороны города к западной); целью этого было провести воду внутрь города, устроив в нем водохранилище, столь необходимое на случай вражеской осады.

Для этого по указанию Езекии был пробит (сквозь скалу) подземный туннель, или канал, получивший название Силоамского, так как вел от истоков реки Геон к Силоамскому пруду внутри города. Подсчитано, что для этого пробивавшим скальную породу рабам пришлось идти навстречу друг другу на участке протяженностью около 700 метров. (сравните с мероприятием Езекии по перекрытию подземных источников вне города (32:3−4); и то и другое мероприятия имели оборонное, стратегическое значение.)

2Пар 32:31−33. И вот случилось, что Езекия в гордыне своей поступил весьма неразумно, когда дал увидеть все богатства храма и собственного дворца послам вавилонского царя Леродах Баладана (4Цар 20:12−19 и комментарии на эти стихи, а также Ис 39). (О знамении, упоминаемом в стихе 31, в 4Цар 20:11.) В этой связи летописец лишь сообщает, не вдаваясь в подробности, что Бог попустил произойти этому, желая испытать Езекию и открыть все, что у него на сердце. Другими словами. Бог дал Езекии самому убедиться, к чему ведет гордыня.

После смерти Езекию с почестями похоронили среди его царственных предков (над гробницами сыновей Давидовых; фраза свидетельствует о том, что погребальные ниши в этих гробницах располагались в несколько ярусов, и Езекия погребен был в верхнем ярусе).

Летописец сообщает, что более подробно жизнь и царствование Езекии были записаны пророком Исаией (Ис 36−39), а также в книге царей Иудейских и Изриальских.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.