2 Паралипоменон 35 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Иосия восстановил в Иерусалиме празднование Пасхи ГОСПОДНЕЙ.1 В четырнадцатый день первого месяца стали приносить в жертву2 пасхального ягненка.
2 Иосия также восстановил обязанности священников и твердо определил их служение в Храме ГОСПОДНЕМ.
3 Он сказал левитам, которые посвящены ГОСПОДУ и учат весь Израиль: «Поставьте ковчег в святом Храме, построенном царем Израиля Соломоном, сыном Давида; не нужно вам больше носить его на плечах. Служите ГОСПОДУ, Богу вашему, и народу Его, Израилю!
4 Разделитесь по родам вашим и чередам, как учредили это Давид, царь израильский, и сын его Соломон.
5 В Святилище встаньте по родам, рядом с вверенными в ваше попечение собратьями, вашими соплеменниками, согласно родовым делениям левитским.
6 Заколите пасхального ягненка, освятите самих себя и приготовьте ягненка для собратьев ваших, сделайте всё, как велит слово ГОСПОДНЕ, данное через Моисея».
7 Раздал Иосия всему собравшемуся там народу из своих стад тридцать тысяч ягнят и козлят для пасхальной жертвы, а также три тысячи быков.
8 Вельможи его по собственному желанию также одарили народ, священников и левитов. Хилкия, Захария и Ехиэль, главные смотрители в Храме Божием, раздали священникам для пасхальной жертвы две тысячи шестьсот ягнят и козлят и триста быков.
9 Начальники левитов Кананья и братья его Шемая и Нетанэль, а также Хашавья, Еиэль и Йозавад раздали левитам для пасхальной жертвы пять тысяч ягнят и козлят и пятьсот быков.
10 Когда закончились приготовления к служению, священники и левиты встали на свои места, по чередам своим, как приказывал царь.
11 Заколоты были пасхальные жертвенные животные. Священники кропили кровью, левиты снимали шкуры.
12 Всех предназначенных для жертвоприношения животных распределили, чтобы раздать народу по родам сынов Израилевых для совершения жертвоприношения ГОСПОДУ, как записано в книге Моисея. Так же поступили с быками.
13 По обычаю на огне испекли пасхального ягненка, остальные священные жертвы приготовили в котлах, горшках и сковородах и тут же раздали народу.
14 После этого левиты стали готовить мясо жертвенных животных для себя и священников — ведь священники, сына Аароновы, до ночи совершали всесожжения и сжигали жир жертвенных животных, поэтому левиты готовили и для себя, и для священников, сынов Аароновых.
15 Певцы, потомки Асафа, стояли на своих местах, как это было предписано им Давидом, Асафом, Хеманом и провидцем царским Едутуном; и у всех ворот стояли стражи — ведь им не было нужды оставлять свою службу, поскольку собратья их левиты готовили мясо жертвенных животных и для них.
16 Таким было служение ГОСПОДУ в тот день, когда, по велению царя Иосии, совершена была Пасха и принесены всесожжения на жертвеннике ГОСПОДНЕМ.
17 В течение семи дней все собравшиеся сыны Израилевы праздновали Пасху и праздник Опресноков.
18 Со времен пророка Самуила не было такой Пасхи в Израиле. Ни один царь израильский не совершал такой Пасхи, какую совершили тогда царь Иосия, священники, левиты, все собравшиеся туда иудеи и израильтяне и жители Иерусалима.
19 Пасха эта была совершена в восемнадцатый год правления Иосии.
20 Когда Иосия восстановил служение в Храме, Нехо, царь египетский, отправился в поход на Каркемиш, что на Евфрате. Иосия пошел ему навстречу, чтобы сразиться.
21 Нехо направил к нему послов, чтобы те сказали царю: «Царь иудейский! Разве мы в ссоре? Ныне иду я не против тебя, а против тех, кто со мной воюет. Велит мне спешить Бог, Который мне помогает. Не дерзай противиться Богу, иначе Он тебя погубит!»
22 Но не отступил Иосия от царя египетского, а, напротив, облачился в доспехи простого воина, чтобы сразиться с ним. Пренебрег он словами Нехо, произнесенными по воле Бога, и начал бой на равнине Мегиддо.
23 Царь Иосия был ранен лучниками и сказал своим слугам: «Выведите меня отсюда, я тяжко ранен».
24 Слуги сняли его с колесницы, положили в другую колесницу, что была у царя, и отвезли в Иерусалим. Там он и умер. Похоронили его в гробнице отцов его. Вся Иудея и Иерусалим оплакивали Иосию.
25 Иеремия сложил плач по Иосии, и доныне певцы и певицы поют плачи в память Иосии. Стало это обычаем в Израиле, и записаны эти песни в Книге плачей.
26 Прочие события царствования Иосии, его добрые дела, которые совершил он, следуя Закону ГОСПОДНЕМУ,
27 и все его деяния, от первых и до последних, записаны в Книге царей Израиля и Иудеи.

Толкование Далласской семинарии

2. СОВЕРШЕНИЕ ПАСХИ ИОСИЕЙ (35:1−19)

а. Подготовка к Пасхе (35:1−9)

2Пар 35:1−4. На восемнадцатом году своего правления (35:19), т. е. в тот же год, когда начались, и, очевидно, были закончены ремонтные работы в храме (34:8), совершил Иосия… пасху Господу (сравните с описанием пасхи, совершенной Езекией, в Гл. 30). Обязав священников и левитов исполнять их служение в доме Господнем… на местах их, он повелел им установить ковчег во Святом-святых и больше не носить его на плечах, подобно тому, как это некогда делалось в пустыне. Но возникает вопрос: разве ковчег не стоял во святилище с тех пор, как Соломон построил храм Господу?

Ответ, вероятно, в том, что или ассирийский царь, взявший Иерусалим при Манассии, приказал вынести ковчег, либо это сделал сам нечестивый Манассия или сын его Амон. Но теперь благочестивый Иосия приказал водворить ковчег на место. Существует и другое предположение: священники и левиты, хранившие верность Господу, могли (в неблагоприятные для поклонения Иегове времена) прятать ковчег в каком-то тайном месте; возможно, они переносили его с места на место «на раменах своих» (стих 3), как столетия назад их «отцы» в пустыне. Так или иначе, при благочестивом Иосии ковчег был установлен на месте, предназначенном для него.

Левиты вновь, как это было предписано Давидом и соблюдалось Соломоном, были разделены для несения соответствующих служб по родам и кланам (по поколениям, по чередам; стих 4). В дни совершения пасхи они (каждый в своем клане) находились во дворе храма.

2Пар 35:5−9. Им (предварительно освятившись) предстояло закалывать пасхальных агнцев для сынов народа (т. е. для общинной трапезы приходивших в храм иудеев; сравните 30:16-! 7 и комментарии на эти стихи). По случаю необычайно торжественного праздника (35:18) из стад и отар, принадлежавших лично царю, было поставлено тридцать тысяч голов мелкого скота (включая агнцев) и три тысячи волов. (Для сравнения: царь Езекия дал для совершения пасхи 10 тысяч мелкого скота и тысячу тельцов; 30:24). Щедрым был вклад в народное празднество и со стороны высших сановников Иосии. Сказано, что и священники, начальствующие в доме Божием, дал и… две тысячи шестьсот голов мелкого скота и триста волов. А начальники левитов — пять тысяч… овец, и пятьсот волов.

б. Празднование пасхи (35:10−19)

2Пар 35:10−14. И приступили левиты к закланию пасхальных агнцев. Кровию их, принимая ее от левитов… кропили священники большой медный жертвенник, на котором затем приносились всесожжения. Предназначенное не для пасхальной трапезы, а к всесожжению, для принесения Господу, левиты распределяли среди народа, по кланам и семьям. Все это, в том числе и приготовление пасхальной пищи, которую пекли и варили, совершалось в соответствии с предписаниями закона (как написано в книге Моисеевой; Ис 12:7−9; Втор 16:7).

И лишь сделав все для народа, приготовили левиты для себя и для священников, ибо сыны Аароновы… были слишком заняты весь день, чтобы позаботиться о себе.

2Пар 35:15−19. И о музыкантах и привратниках, которые оставались на местах своих, позаботились левиты.

Пасхальные празднества продолжались и вторую неделю, и это уже был праздник опресноков. По словам летописца, пасхи равной той, что совершена была при царе Иосии, не было у Израиля от дней Самуила пророка.

3. РОКОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ ИОСИИ С ФАРАОНОМ НЕХАО (35:20−27)

2Пар 35:20. К 609 г. до Р. Х. Ассирия ослабела до такой степени, что, в сущности, перестала быть империей; ее владения отторгались от нее одно за другим, в первую очередь вавилонянами (халдеями). Еще в 612 году пала столица ассирийцев — Ниневия, и после этого основные ассирийские силы сосредоточены были вокруг Харана и Кархемиса (в верхнем течении Евфрата).

Возможно, Египетский фараон Нехао (609−595 гг. до Р. Х.) решил поживиться какими-то территориями за счет Ассирии, давнего, а теперь обессилевшего, врага Египта (толкование на 4Цар 23:28−30), и выступил против него на войну. Но на его пути оказался царь Иосия (о возможных причинах его выступления в толковании на 4Цар 23:28−30).

2Пар 35:21−27. Нехао, армия которого шла территорией Иудеи, попытался предотвратить столкновение с Иосией. Его слова в начале стих 21 следует понимать как «что у нас за счеты с тобой, царь Иудейский?» Он даже сослался на то, что, выступая теперь против Ассирии, исполняет волю Божию, и Иосии не следует противиться ей, чтоб Бог не погубил его.

Тон летописца в стихе 22 свидетельствует о том, что Нехао действительно получил некое повеление свыше, но Иосия — увы! — не отступил от своего намерения. Из стиха 22 в других переводах следует, что «приготовление» иудейского царя к битве выразилось в том, что царское одеяние он сменил на одежду обычного воина, в целях маскировки (так же в свое время поступил царь Ахав; 2Пар 18:29). Несмотря на это он был тяжело ранен; произошло это на равнине Мегиддо. На протяжении веков это место служило полем битвы. Битва Христа с Его врагами, при втором пришествии Господа, тоже разыграется в Мегиддо: Армагеддон буквально означает «гора Мегиддо».

В Иерусалим Иосию доставили еще живым, но там он… умер, и был похоронен в гробницах отцов своих. Смерть этого благочестивого царя явилась горестным потрясением для всего народа. Сказано, что даже пророк Иеремия оплакал его кончину в сложенной им песне. И много плачевных песен, которые долго жили в еврейском народе, было сложено в те дни (стих 25). Книгу плачевных песней, о которой говорится в стихе 25, не следует, однако, принимать за «Плач Иеремии».

Рассказ о царствовании Иосии завершается сообщением о том, что подробно деяния его… описаны в книге царей Израильских и Иудейских.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. ст. 18, 19.
1  [2] — Букв.: закалывать.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.