Ездра 2 глава

Первая книга Ездры
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот те, кто переселился в Иудею, из некогда угнанных в Вавилон царем вавилонским Навуходоносором. Они возвратились в Иерусалим и в Иудею — каждый в свой город.
2 Во главе их выступили Зоровавель, Иисус, Неемия, Серая,1 Реэлая,2 Мардохей, Билшан, Миспар,3 Бигвай, Рехум4 и Баана.
Вот сколько насчитывалось израильтян,5 отправившихся вместе с ними:
3 две тысячи сто семьдесят два из рода Пароша,6
4 триста семьдесят два из рода Шефатьи,
5 семьсот семьдесят пять из рода Араха,
6 две тысячи восемьсот двенадцать из рода Пахат-Моава (то есть из рода Иисуса и Йоава),
7 тысяча двести пятьдесят четыре из рода Элама,
8 девятьсот сорок пять из рода Затту,
9 семьсот шестьдесят из рода Заккая,
10 шестьсот сорок два из рода Вани,7
11 шестьсот двадцать три из рода Вевая,
12 тысяча двести двадцать два из рода Азгада,
13 шестьсот шестьдесят шесть из рода Адоникама,
14 две тысячи пятьдесят шесть из рода Вигвая,
15 четыреста пятьдесят четыре из рода Адина,
16 девяносто восемь из рода Атера (то есть Езекии),
17 триста двадцать три из рода Вецая,
18 сто двенадцать из рода Йоры,8
19 двести двадцать три из рода Хашума,
20 девяносто пять из рода Гиббара,9
21 сто двадцать три из рода Вифлеема,
22 пятьдесят шесть человек из Нетофы,
23 сто двадцать восемь человек из Анатота,
24 сорок два из рода Азмавета,
25 семьсот сорок три из рода Кирьят-Арима,10 Кефиры и Беэрота,
26 шестьсот двадцать один из рода Рамы и Гивы,
27 сто двадцать два человека из Михмаса,
28 двести двадцать три человека из Бет-Эля и Ая,
29 пятьдесят два из рода Нево,
30 сто пятьдесят шесть из рода Магбиша,
31 тысяча двести пятьдесят четыре из рода другого Элама,
32 триста двадцать из рода Харима,
33 семьсот двадцать пять из рода Лода, Хадида и Оно,
34 триста сорок пять из рода Иерихона,
35 три тысячи шестьсот тридцать из рода Сенаа.
36 Священники: девятьсот семьдесят три из рода Едаи (из дома Иисуса),
37 тысяча пятьдесят два из рода Иммера,
38 тысяча двести сорок семь из рода Пашхура,
39 тысяча семнадцать из рода Харима.
40 Левиты — семьдесят четыре из рода Иисуса и Кадмиэля (из рода Ходавьи).11
41 Певцы — сто двадцать восемь из рода Асафа.
42 Потомки привратников: род Шаллума, род Атера, род Талмона, род Аккува, род Хатиты, род Шовая — всего сто тридцать девять.
43 Храмовые служители: род Цихи, род Хасуфы, род Таббаота,
44 род Кероса, род Сиахи,12 род Фадона,
45 род Леваны, род Хагавы, род Аккува,
46 род Хагава,13 род Салмая, род Ханана,
47 род Гиддэля, род Гахара, род Реаи,
48 род Рецина, род Некоды, род Газзама,
49 род Уззы, род Пасеаха, род Бесая,
50 род Асны,14 род Меуним, род Нефусим,
51 род Бакбука, род Хакуфы, род Хархура,
52 род Бацлута,15 род Мехиды, род Харши,
53 род Баркоса, род Сисеры, род Темаха,
54 род Нециаха, род Хатифы.
55 Потомки слуг Соломоновых: род Сотая, род Соферета, род Феруды,16
56 род Ялы, род Даркона, род Гиддэля,
57 род Шефатьи, род Хаттиля, род Покерета Цеваимского, род Ами.17
58 Всего храмовых служителей и потомков слуг Соломоновых было триста девяносто два.
59 Пришли также люди из Тель-Мелаха, Тель-Харши, Керува, Аддана и Иммера, но они не смогли доказать, что их отеческие роды и потомки принадлежат к Израилю, —
60 шестьсот пятьдесят два человека из рода Делаи, рода Товии и рода Некоды.
61 Среди потомков священников — род Ховаи, род Хаккоца и род Барзиллая ( потомки человека, взявшего в жены дочь Барзиллая Гиладского, откуда и родовое имя).
62 Они искали записи о своем родословии, но не смогли найти, а потому были исключены18 из списка священников.
63 Правитель19 запретил им вкушать жертвы, что относились к великим святыням, доколе не появится первосвященник с уримом и туммимом,20 чтобы вопросить Господа.
64 Вся община составила сорок две тысячи триста шестьдесят человек,
65 не считая семи тысяч трехсот тридцати семи слуг и служанок и еще двухсот певцов и певиц.
66 При них было семьсот тридцать шесть лошадей, двести сорок пять мулов,
67 четыреста тридцать пять верблюдов и шесть тысяч семьсот двадцать ослов.
68 Некоторые из старейшин21 пришли к Храму ГОСПОДНЮ в Иерусалиме и внесли добровольные приношения на восстановление Храма Божьего на прежнем месте.
69 По своему достатку они внесли в сокровищницу на восстановительные работы шестьдесят одну тысячу дариков22 золота, пять тысяч мин23 серебра и сто священнических одеяний.
70 Священники, левиты и некоторые люди из простого народа, а также певцы, привратники и храмовые служители поселились в своих городах, весь Израиль поселился в своих городах.

Толкование Далласской семинарии

В. Список возвратившихся людей (глава 2)

I. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СПИСКА (2:1−63)

Езд 2:1−63. Представленный здесь список подлежит разделению на несколько частей. Вот сыны страны (читаем в стихе 1), т. е. иудеи, которые возвратились каждый в свой город. Ездра начинает с перечисления 11 гражданских и религиозных «начальников», очевидно, пользовавшихся наибольшими известностью и авторитетом (стих 2). Среди них назван Иисус, первосвященник (3:2), этот Иисус был внуком Сераии (сравните 1Пар 6:14 с Агг 1:1), того священника, которого убил в Ривле Навуходоносор (4Цар 25:18−21). Неемия в Езд 2:2 не был, естественно, тем же Неемией, который возвратился в Иерусалим более чем 90 лет спустя, в 444 г. до Р. Х. Так же как названный здесь Мардохей не был двоюродным братом Есфири (Есф 2:5−7), который жил в Сузах примерно через 60 лет после первого возвращения евреев в свою землю.

В Неем 7:7 названо не 11 (как в Езд 2:2), а 12 имен. (Имена, перечисленные Ездрой и Неемией, частично различаются (даже будучи одними и теми же) в написании. Так названные в стихе 2 Сараий, Реелай и Рехум, возможно, те же люди, что Азария, Раамия и Нехум в Неем 7:7.) Имени Нахмания нет в списке Ездры; может быть, оно по ошибке было выпущено одним из первых переписчиков. Первоначально, как полагают, и у Ездры было приведено не 11, а 12 имен; число названных (12) могло иметь и символический подтекст: перечислялись главы народа, состоявшего из 12 колен (племен).

Затем Ездра перечисляет возвратившихся по родам и кланам; всего таковых было 15604 человека (2:3−20). За ними следовали обитатели (числом 8540) 21 города и селения (стихи 21−35; карту «Самария и Иудея в «постссыльную» пору»). Далее названы священники (стихи 36−39), числом 4289, а за ними левиты (341 человек), включая сыновей… певцов и привратников (стихи 40−42). Потом, в стихах 43−54, перечислены храмовые служители («нефинеи») и потомки царских слуг (стихи 55−56); всего их было 392 человека.

Последними названы шестьсот пятьдесят два «возвращенца», которые путались в своем родословии, не зная, от Израиля ли они (стихи 59−60). Священникам, которые тоже не нашли своей родословной… записи, Тиршафа (по всей вероятности, это не имя собственное, а титул, может быть, «областеначальника», так что речь могла идти о Шешбацаре, или Зоровавеле; толкование на 1:8) не позволил им есть от великой святыни (Лев 2:3, 10; Чис 18:9), пока не восстанет священник с уримом и туммимом.

Урим и туммим могли быть двумя священными камнями или предметами, посредством которых (может быть, через метание их как своего рода жребия) узнавалась Божия воля; Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; 1Цар 28:6; Неем 7:65. Тут, вероятно, имелось в виду, что в отсутствие храма воля Божия не открывалась первосвященнику даже с помощью урима и туммима. Хотя современному читателю все это перечисление имен и мест может показаться не заслуживающим внимания, для первых читателей книги Ездры оно имело немалое значение; им важно было найти в этих списках свои семьи и города.

2. ОБЩЕЕ ЧИСЛО ВОЗВРАТИВШИХСЯ (2:64−67)

Езд 2:64−67. Если сложить числа, приведенные в стихах 2−42, 58 и 60 (где перечислены возвратившиеся в землю), то получим 29829 (включая 11 особенно авторитетных людей, названных в стихе 2). Однако при сложении чисел, приведенных в стихах 64−65 (соответствующих «всему обществу вместе»), получаем 49897. Возможно, в это большее число входили женщины и дети. Оно могло включать и евреев из 10 северных племен, которые, не исключено, присоединились к своим возвращавшимся домой собратьям из двух южных племен Иуды и Вениамина (1:5). Может быть, в упомянутое число входили и те священники, которые не могли найти своих родословных записей (2:61−62).

Общее число, приведенное Ездрой, — 49897 — весьма близко к тому, что находим у Неемии: 49942 (Неем 7:66−67). 45 «лишних» у Неемии были певцами: Ездра пишет, что их было 200, а Неемия, что 245. Но могла здесь вкрасться и ошибка — при одной из переписок оригинального текста. Так, не исключено, что, переписывая книгу Неемии, писец цифру 245 машинально перенес из 7:68, где она относится к «лошакам», в 7:67, где речь идет о певцах. Ошибками такого рода могут объясняться и другие «несовпадения» в этих списках. (Подробнее это рассматривается в комментариях на Неем 7. также таблицу «Списки возвратившихся из изгнания в Езд 2 и Неем 7» — в комментариях на Неем 7:8−62.)

Подсчету подлежало все, что «возвращалось в землю обетованную», — даже животные; их общее число составляло 8136, причем более всего было ослов, на которых обычно и отправлялись в путь (стихи 66−67).

Около полутора тысяч километров отделяло Вавилон от Израиля; на путешествие это должно было уйти примерно 4 месяца (7:8−9); Ездра, однако, не пишет, сколько времени находились в пути «возвращенцы». Может быть, потому, что стремился привлечь внимание не к трудностям перехода, но — к задаче, ради которой переход совершался: к построению храма.

3. НАЧАЛО ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 2:68−70)

Езд 2:68−69. В стихе 68 фразу пришедши к дому Господню следует понимать как то, что главы родов и кланов пришли к месту, где в прежнее время находился дом Господень. Сказано, что некоторые из них тут же добровольно пожертвовали (в зависимости от своего достатка) на восстановление храма. Перечисление всего пожертвованного в книге Ездры заметно отличается от такового у Неемии (сравните Неем 7:70−72). Трудно объяснить эти различия иначе, как ошибками переписчиков.

Езд 2:70. Вторая глава завершается сообщением о том, что все возвратившиеся расселились по городам своим и селениям (карту «Самария и Иудея в «постссыльную» пору»).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Подобный список с некоторыми изменениями, отмеченными ниже, повторяется в Неем 7:6−72. Здесь в Неем 7:2: Азарья.
2  [2] — Неем 7:7: Раамья, а после него добавлено имя Нахамани.
2  [3] — Неем 7:7: Мисперет.
2  [4] — Неем 7:7: Нехум.
2  [5] — Букв.: народа Израиля.
3  [6] — Букв.: сыновей Пароша…; подобное в след. стихах.
10  [7] — Неем 7:15: Виннуя.
18  [8] — Неем 7:24: Харифа.
20  [9] — Неем 7:25: Гивона.
25  [10] — Неем 7:29: Кирьят-Еарима.
40  [11] — Неем 7:43: Ходвы.
44  [12] — Неем 7:47: Сии.
46  [13] — В Неем 7:48 нет: род Аккува, 46 род Хагава.
50  [14] — В Неем 7:52 нет: род Асны.
52  [15] — Неем 7:54: Бацлита.
55  [16] — Неем 7:57: Фериды.
57  [17] — Неем 7:59: Амона.
62  [18] — Букв.: были нечисты.
63  [19] — Евр. тиршата — букв. тот, пред кем благоговеют; вероятно, титул персидского наместника.
63  [20] — Урим и туммим — священные камни, предназначенные для определения воли Божьей. Вероятное значение этих слов соответственно: свет огня / освещение и полнота / совершенство.
68  [21] — Букв.: главы отеческих (домов).
69  [22] — Около полутонны (при весе 1 дарика в 8,5 г).
69  [23] — Ок. 3 т.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.