Ездра 8 глава

Первая книга Ездры
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот список тех, кто в правление царя Артаксеркса пришел со мной из Вавилона, перечень их по отеческим родам и главам:
2 Гершон из потомков Финееса, Даниил из потомков Итамара, Хаттуш из потомков Давида
3 (из потомков Шеханьи); Захария из потомков Пароша1 и с ним сто пятьдесят родственников, считая только мужчин;
4 Эльехоэнай, сын Зерахьи, из потомков Пахат-Моава, и с ним двести мужчин;
5 Шеханья, сын Яхазиэля, из потомков [Затту],2 и с ним триста мужчин;
6 Эвед, сын Ионафана, из потомков Адина, и с ним пятьдесят мужчин;
7 Исайя, сын Гофолии, из потомков Элама, и с ним семьдесят мужчин;
8 Зевадья, сын Михаила, из потомков Шефатьи, и с ним восемьдесят мужчин;
9 Авдий, сын Ехиэля, из потомков Йоава, и с ним двести восемнадцать мужчин;
10 Шеломит, сын Иосифьи, из потомков Бани,3 и с ним сто шестьдесят мужчин;
11 Зехарья, сын Бевая, из потомков Бевая, и с ним двадцать восемь мужчин;
12 Йоханан, сын Хаккатана, из потомков Азгада, и с ним сто десять мужчин;
13 пришедшие последними из потомков Адоникама, поименно: Элифелет, Еиэль и Шемая — и с ними шестьдесят мужчин;
14 Утай и Заккур из потомков Бигвая, и с ними семьдесят мужчин.
15 Я собрал их у реки, текущей к Ахаве, где мы простояли три дня. Осмотрев народ и священников, я не нашел никого из потомков Левия.
16 Тогда я послал за главами: Элиэзером, Ариээлем, Шемаёй, Эльнатаном, Яривом, другим Эльнатаном, Натаном, Захарией и Мешулламом — и за учителями Йояривом и Эльнатаном.
17 Их я отправил к Иддо, начальствовавшему в Касифье, и велел им просить Иддо и его братьев, храмовых служителей в Касифье, чтобы они прислали нам служителей для Храма Бога нашего.
18 И поскольку благодеющая рука Бога нашего была над нами, они привели к нам разумного человека из потомков Махли, сына Левия, сына Израиля, по имени Шеревья, и его сыновей и братьев — восемнадцать человек,
19 а с ним Хашавью и Исайю из потомков Мерари с сыновьями и братьями — двадцать человек
20 и двести двадцать человек из потомков храмовых служителей, которых Давид со своей знатью назначил в помощь левитам — все они были перечислены поименно.
21 Там, у реки Ахавы, я объявил пост, чтобы нам смиренно испросить у Бога нашего благополучного перехода для нас и наших детей со всем нашим скарбом.
22 А просить у царя пеших воинов и всадников для защиты в пути от врагов я постыдился, ведь мы сказали царю: «Бог наш действует во благо всем, кто к Нему прибегает,4 а могучий гнев Его — на всех, кто Его оставил».
23 Мы, постясь, молили об этом Бога нашего — и Он внял нашей мольбе.
24 Из тех, кто возглавлял священников, я выбрал двенадцать человек: Шеревью, Хашавью и десятерых их собратьев —
25 и отдал им, взвесив, серебро, золото и утварь, поднесенные5 для Храма Бога нашего царем, его советниками и знатью и всеми израильтянами, какие там были.
26 Я передал им, взвесив, шестьсот пятьдесят талантов6 серебра, серебряную утварь весом в сто талантов,7 сто талантов золота,
27 двадцать золотых чаш ценой в тысячу дариков8 и два сосуда из блестящей9 меди — они ценились как золотые.
28 Я сказал тем людям: «Вы посвящены ГОСПОДУ, и утварь эта посвящена, а серебро и золото это — добровольное приношение ГОСПОДУ, Богу ваших отцов.
29 Бережно храните всё это, пока не сдадите по весу главам священников и левитов и главам израильских отеческих родов в Иерусалиме, в комнаты и сокровищницы ГОСПОДНЕГО Храма».
30 Так священники и левиты приняли по весу серебро, золото и утварь, чтобы отвезти всё это в Иерусалим, в Храм Бога нашего.
31 От реки Ахавы мы в двенадцатый день первого месяца отправились в Иерусалим, и Бог наш оберегал нас10 в пути от врагов и засад.
32 Придя в Иерусалим, мы провели там три дня,
33 а на четвертый в Храме Бога нашего передали по весу серебро, золото и утварь Меремоту, сыну Урии, Элеазару, сыну Финееса, и левитам, бывшим при них: Йозаваду, сыну Иисуса, и Ноадье, сыну Биннуя.
34 Всё было в точности взвешено, и вес сразу же был записан.
35 Былые изгнанники, вернувшись из плена, принесли Богу Израиля всесожжения: двенадцать быков за весь Израиль, девяносто шесть баранов и семьдесят семь ягнят, а в жертву за грех — двенадцать козлов. Все эти приношения были всесожжениями ГОСПОДУ.
36 А царские указы были переданы сатрапам царя и наместникам областей за Евфратом, чтобы они поддерживали и народ, и Храм Божий.

Толкование Далласской семинарии

3. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ВОЗВРАТИВШИХСЯ (8:1−14)

Езд 8:1−14. Здесь перечислены главы семейных кланов, и указано число возвращавшихся под началом каждого из них. Большинство из названных тут было связано родственными узами с теми, кто возвратился в землю обетованную за 79 лет до того, при Зоровавеле (в 537 г. до Р. Х.); о них в главе 2. Сравните имена, перечисленные здесь (в 8:3−14) с таковыми в 2:3−15. Гирсон был потомком Финееса, сына Елеазара (третьего из сыновей Аарона; Исх 6:25), а Даниил — потомком Ифамара (четвертого сына Аарона; Исх 6:23).

Общее число возвращавшихся составило 1514 человек, включая 18 родоначальников. С учетом 258 левитов, собравшихся в путь позже (Езд 8:15−20), их оказалось 1. 772. Полагают, что вместе с женщинами и детьми эта группа могла насчитывать от 4-х до. 5 тысяч человек, т. е. в любом случае она была значительно меньше первой группы возвращенцев, насчитывавшей около 50 тысяч человек (2:64−65).

4. ПОДРОБНОСТИ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИБЫТИЕ НА МЕСТО (8:15−36)

а. О левитах, отправившихся в путь (8:15−20)

Езд 8:15. Левитам — как учителям закона (сравните Лев 10:11; Втор 33:10) — предстояло играть исключительно важную роль в возрождающейся общине. Исполнение этой роли предполагало немало трудностей для самих левитов, так как жизнь их ставилась, с возвращением в Иерусалим, в зависимость от строгого распорядка храмовых служений и отягощалась ответственностью за обучение народа жизненно важному для него закону Моисея.

Может быть, поэтому они и «не явились» поначалу к Ездре: видимо, большой охоты расставаться с независимой, обеспеченной жизнью в Вавилоне они не испытывали. Напомним, что и с Зоровавелем возвратилось в свое время сравнительно немного левитов, а именно 733 человека (2:40−58), т. е. менее полутора процентов от общего числа-49897 — первых возвращенцев (2:64−65).

Полагают, что Агавой (стихи 21, 31) назван тут один из притоков Евфрата или соединявший их канал.

Езд 8:16−17. И тогда Ездра призвал 9 «начальников» народа и двух ученых мужей и поручил им отправиться в Касифью (скорее всего, располагавшуюся рядом с городом Вавилоном или на его территории), к некоему Иддо, чтобы привести от него служителей для дома Бога. Хотя автор не уточняет, кем был этот Иддо, из самого текста следует, что среди левитов и храмовых служителей (помощников левитов; стих 20) — нефинеев он был лицом авторитетным, возможно, возглавлявшим в Вавилоне своего рода общину или школу, созданную для изучения истории Израиля и его закона.

Езд 8:18−20. И посланные Ездрой привели к нему 40 левитов — 18 из семьи Шеревии (вместе с ним) и 22 человека из рода Мерари: Хашавию… Иешаию… а сыновей их двадцать. С ними пришло и двести двадцать нефинеев.

б. Приготовления к путешествию (8:21−23)

Езд 8:21−23. Примечательно, что в свете своего заявления перед царем Артаксерксом о том, что Бог Израиля хранит всех, прибегающих к Нем; (стих 22), Ездра не счел возможным просить у царя охранного отряда, который сопровождал бы их в путешествии. Он целиком положился на Бога; подготовка отправлявшихся в путь была прежде всего духовной: Ездра провозгласил… пост у реки Агавы, и они постились — в знак смирения пред лицем Бога (т. е. признания полной своей зависимости от Него), и просили Его, и Он услышал их. Годы спустя Неемия, в отличие от Ездры, от предложенного ему охранного отряда не откажется (Неем 2:9).

Езд 8:24−27. Затем Ездра отделил двенадцать человек… из начальствующих… левитов и распределил между ними драгоценности, пожертвованные для храма персидским царем, его сановниками и остававшимися на чужбине израильтянами. На них возложена была ответственность за доставку в Иерусалим 25 тонн серебра (здесь и далее — в переводе на современные меры измерения), серебряных сосудов (общим весом 3, 75 тонн) и такого же количества (по весу) золота, а также двадцати… чаш золотых (общим весом 8, 5 кг.) и двух драгоценных сосудов из… меди. Сегодня все это было бы оценено во много миллионов долларов. Не удивительно, что Ездра беспокоился за благополучный исход их путешествия.

Езд 8:28−34. Двенадцати левитам Ездра напомнил, что они так же посвящены Господу, как все эти сосуды и драгоценные металлы, добровольно пожертвованные Ему (вы — святыня… и сосуды святыня; стих 28). Он призвал их сберечь все это и точно, по весу, дабы ничего не пропало, сдать по прибытии в Иерусалим в хранилище при доме Господнем.

е. Прибытие в Иерусалим (8:31−36)

Езд 8:31−34. Итак, группа, возглавляемая Ездрой, вышла из Вавилона в первый день первого месяца (7:9), а от реки Агавы отошла в двенадцатый день того же месяца. Поскольку у Агавы они оставались три дня (8:15), то от Вавилона до нее (вероятно, километров 200) шли девять дней. Расстояние же от Вавилона до Иерусалима составляло не менее полутора тысяч километров, и путь этот для людей, которых не сопровождал охранный отряд, не мог быть легким.

Однако Ездра ограничивается лишь констатацией того факта, что рука Бога… была над нами (сравните 7:6, 9, 28; 8:18, 22) и спасала их па пути от врагов. По прибытии в Иерусалим они отдыхали три дня, а на четвертый день по весу сдали все принесенное священникам и левитам, служившим в храме (стихи 33−34). Несколько из названных тут имен встречаются и в книге Неемии: Меремоф (Неем 3:4, 21), Иозавад (Неем 11:16) и Виннуй (Биннуй) — в Неем 3:24.

Езд 8:35−36. Переселенцы принесли жертвы Богу Израилеву. Число тельцов (двенадцать), видимо, и овнов (девяносто шесть: 12X8) и козлов (двенадцать) символизировало число колен Израиля. Примечательно, что все жертвы были принесены Господу… во всесожжение, т. е. общинная трапеза этому жертвоприношению не сопутствовала.

Затем возвратившиеся передали сановникам Артаксеркса его повеления, которые тем следовало исполнять, сообразуясь с пожеланиями Ездры. (Полагают, что в административной системе Персидской империи областеначальники подчинялись сатрапам.) Отношение высокопоставленного начальства к народу Божию и к его храму было, в согласии с распоряжением царя, весьма почтительным.

Б. Искоренение смешанных браков (главы 9−10)

Мажорной нотой Божиего благословения завершается предыдущий раздел (8:36). Но этот начинается с безрадостного сообщения о том, что «постссыльная» община впала в тяжелый — в глазах Божиих — грех. Смысл возвращения иудеев в землю обетованную был в их обращении к Иегове — по примеру тех отцов их, которые соблюдали закон, данный им через Моисея. Но люди, возвратившиеся с чужбины, все еще страдали неспособностью твердо следовать слову Божию и являли прежнюю тенденцию уклоняться от него.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: Захария из потомков Шеханьи и потомков Пароша.
5  [2] — Имя в квадратных скобках из друг. древн. рукописей, в том числе LXX.
10  [3] — Так в друг. древн. рукописях.
22  [4] — Букв.: ищет Его.
25  [5] — Букв.: приношения, принесенные; ср. 7:15,16.
26  [6] — Т. е. ок. 22 т.
26  [7] — Т. е. ок. 3,5 т.
27  [8] — Т. е. ок. 8,5 кг.
27  [9] — Или: начищенной.
31  [10] — Букв.: и рука Бога нашего оберегала нас.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.