Неемия 11 глава

Книга Неемии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Предводители народа стали жить в Иерусалиме. Остальной народ разделился по жребию: одному из десяти положили жить в священном городе Иерусалиме, а остальным девяти — в других городах.
2 И народ благословил тех, кто сам вызвался жить в Иерусалиме.
3 Остальные вернувшиеся в Иудею израильтяне: священники, левиты, храмовые служители и потомки слуг Соломоновых — поселились в своих городах, каждый в своем наследном уделе.
Вот главы нашей области, которые стали жить в Иерусалиме1
4 (потомки родов Иуды и Вениамина, поселившиеся в Иерусалиме). Из потомков Иуды первым был Атая, сын Уззии, сына Захарии,2 сына Амарьи, сына Шефатьи, сына Махалалэля, потомок Пареца;
5 и Маасея, сын Баруха, сына Кол-Хозе, сына Хазаи, сына Адаи, сына Йоярива, сына Захарии, сына Шилони.3
6 Всех потомков Пареца, поселившихся в Иерусалиме, было четыреста шестьдесят восемь человек, все люди достойные.4
7 Из потомков Вениамина Саллу, сын Мешуллама, сына Йоэда, сына Педаи, сына Колаи, сына Маасеи, сына Итиэля, сына Исайи,
8 за ним5 Габбай и Саллай — всего девятьсот двадцать восемь человек.
9 Руководил ими Иоиль, сын Зихри, а вторым распорядителем в городе был Иуда, сын Хассенуи.
10 Из священников Едая, сын Йоярива, Яхин,
11 Серая, сын Хилкии, сына Мешуллама, сына Цадока, сына Мерайота, сына Ахитува, распорядитель в Храме Божьем,
12 вместе с их собратьями, трудившимися в Храме, — всего восемьсот двадцать два человека. Еще Адая, сын Ерохама, сына Пелальи, сына Амци, сына Захарии, сына Пашхура, сына Малкии,
13 и его собратья во главе отеческих родов — всего двести сорок два человека. Еще Амашсай, сын Азарэля, сына Ахзая, сына Мешиллемота, сына Иммера,
14 и его собратья, могучие воины, — всего сто двадцать восемь человек, руководил ими Завдиэль, сын Хаггедолима.
15 Из левитов Шемая, сын Хашшува, сына Азрикама, сына Хашавьи, сына Бунни;
16 за храмовыми работами вне пределов Храма следили из главных левитов Шаббетай и Йозавад;
17 хвалы, прославления и молитвы возглавлял Маттанья, сын Михея, сына Завди, сына Асафа; вторым из его собратьев был Бакбукья, а далее Авда, сын Шаммуи, сына Галала, сына Едутуна.
18 Всего левитов в святом городе было двести восемьдесят четыре.
19 Привратниками были Аккув и Талмон с собратьями, всего охранявших ворота было сто семьдесят два человека.
20 Остальные израильтяне, священники и левиты жили каждый в своем наследном уделе по городам Иудеи.
21 Храмовые служители жили на холме Офел; этими служителями распоряжались Циха и Гишпа.
22 В Иерусалиме левитами руководили Уззи, сын Бани, сына Хашавьи, сына Маттаньи, сына Михея из потомков Асафа, поющих на богослужении в Храме, —
23 о них было особое царское распоряжение, где всё было точно указано о певцах на каждый день.
24 Петахья, сын Мешезавэля, потомок Зераха, сына Иуды, был доверенным от царя по разным делам народа.
25 В сельской местности потомки Иуды проживали в селениях: Кирьят-Арба с окрестными селениями, Дивон с окрестными селениями, Екавцеэль с окрестностями,
26 Иисус, Молада, Бет-Пелет,
27 Хацар-Шуаль, Беэр-Шева с окрестными селениями,
28 Циклаг, Мехона с окрестными селениями,
29 Эн-Риммон, Цора, Ярмут,
30 Заноах, Адуллам с окрестностями, Лахиш с его полями, Азека с окрестными селениями — во всех землях от Беэр-Шевы до долины Хинном поселились потомки Иуды.6
31 А потомки Вениамина жили начиная от Гивы, в Михмасе, Ае, Бет-Эле с окрестными селениями,
32 в Анатоте, Нове, Ананье,
33 Хацоре, Раме, Гиттаиме,
34 Хадиде, Цевоиме, Неваллате,
35 Лоде, Оно и в долине Харашим.7
36 Некоторые из левитов, что были с коленом Иуды, тоже поселились среди вениаминитян.8

Толкование Далласской семинарии

1. ОБИТАТЕЛИ ИЕРУСАЛИМА (11:1−24)

Неем 11:1−4а. Наряду с «начальниками народа», в Иерусалиме, названном здесь «святым городом» (сравните стих 18; Ис 52:1; Дан 9:24; Откр 11:2), должен был поселиться один из десяти израильтян, на которого падет жребий (Притч 16:33). Вероятно, прежде чем приступить к бросанию жребия, вызваны были (и нашлись) добровольцы; может быть, они избавляли других от невыгодного тем переселения и потому были благословлены народом (стих 2).

Вот главы страны (стих 3) означает «главы персидской провинции Иудея». Следующую фразу правильнее было бы начать не с «а», а с «и»: и в городах Иудеи жили. Список открывается с сыновей Иуды и… Вениамина, которые поселились в Иерусалиме.

Неем 11:4б−19. Потомки «начальников» различных родов и кланов, которые поселились в Иерусалиме, составляли четыреста шестьдесят восемь человек, принадлежавших к колену Иудину (стих 4б−6) и девятьсот двадцать восемь, принадлежавших к колену Вениаминову (стихи 7−9); кроме того, было 1192 священника (стихи 10−14), 284 левита (стихи 15−18) и 172 привратника (стих 19) — всего 3044 человека. Согласно 1Пар 9:3 потомки Ефрема и Манассии тоже жили в Иерусалиме.

Из числа занимавших разные начальственные посты в провинции Иудея («начальники страны» в 11:3), которые осели в Иерусалиме, были (из сыновей Иуды): Афаия — потомок Фареса, и Маасея — потомок Шелы (Шилония); стихи 4−5. Фарес и Шела были, как известно, сыновьями Иуды (Быт 38:2−5, 26−29). Но потомков третьего его сына, Зары (Быт 38:30), упоминаемых в 1Пар 9:6, Неемия в 11:4−6 не указывает (предполагают, что ко времени Неемии их никого не осталось в живых). Может быть, этим объясняется, что список переселенцев (из потомков Иуды) в 1-й Паралипоменон длиннее чем в книге Неемии (сравните 690 человек в 1Пар 9:6 с 468 в Неем 11:6).

Из потомков Вениамина Неемия указывает лишь на одну линию (стих 7), тогда как летописец называет переселенцев, происходивших от Вениамина по четырем линиям. Можно (с известным сомнением) допустить, что только этим объяснялось небольшое расхождение в числе вениамитян у Неемии и летописца (928 у первого и 956 (1Пар 9:9) — у второго). Вообще расхождения в цифрах здесь и в 1Пар 9 не всегда поддаются объяснению.

Священники происходили от шести глав семейных кланов; вот они (Неем 11:10−14): Иедаия; сын Иоиарива; Иахии; Сераия… Адаия и Амашсай. В 1Пар 9:10−13 названы те же лица, но порой они названы не одними и теми же именами, или в именах их имеются разнописания. Так, Сераия — то же, что Азария, а Амашсай — то же, что Маасай; сын Иоиарива — это Иоиариф. Трудно объяснить, почему общее число священников у Неемии 1192, а у летописца — 1760 (1Пар 9:13); может быть, ко дням Неемии оно просто сократилось.

При сравнении списков глав левитских семей в книге Неемии (11:15−18) и в 1Пар 9:14−16 находим разнописания, добавления и пропуски. Так, Бакбукия может быть тем же лицом что, Вакбакар, а Авда — тем же, что Овадия (сравните Неем 12:25). Летописец перечисляет Хереша, Галала и Берехию, которых нет у Неемии; Неемия, с другой стороны, называет Шавфаю и Иозавада (стих 16; они возглавляли левитские кланы, ответственные за «внешние дела» дома Божия (судя по 1Пар 26:29, люди этих кланов исполняли, среди прочего, работу писцов и судей), однако, в 1Пар 9 эти имена не приводятся).

Говоря о привратниках, Неемия называет глав двух их кланов, тогда как в 1Пар 9:17 приведены четыре. Возможно, поэтому число привратников у Неемии (11:19) сто семьдесят два, а в 1Пар 9:22 их 212.

Неем 11:20−24. Прочие Израильтяне… жили по всем городам Иудеи (стих 20), за исключением нефинеев (помощников священников), живших в Офеле (сравните 3:26), на южном выступе Храмовой горы в Иерусалиме. Уззий начальствовал над левитами (стих 22), и был он из сыновей Асафовых, из «певческого клана». Дается пояснение (стих 23), что храмовые певцы находились под особым покровительством царя (вероятно, имелся в виду Артаксеркс).

Петахия (стих 24; сравните 9:5) был чем-то вроде царского комиссара в Иерусалиме, в обязанности которого входило как докладывать царю о положении в провинции Иудея, так и доводить пожелания и распоряжения царя до сведения иудеев (здесь называемых общим названием — израильтянами). Не известно, пересекались ли и как служебные обязанности Петахии и областеначалъника (губернатора).

2. О СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЯХ ИЗ КОЛЕН ИУДИНА И ВЕНИАМИНОВА (11:25−36)

Неем 11:25−30. При Неемии многие иудеи, возвратившиеся из изгнания, осели в 17 городах и «зависивших» от них селах. Занятая ими территория простиралась от долины Енномовой, находившейся тотчас на юг от Иерусалима, и до Вирсавии, которая находилась километрах в 40 от столицы, южнее ее.

Кириаф-Арба — то же, что Хеврон (более старое название; Нав 14:15). Почти все местности, перечисленные в стихе 25:29, упоминаются как города Иудины уже в Нав 15.

Неем 11:31−35. На север от поселений Иуды осели в 15 поселениях вениамитяне. (Многие из их «городов» можно видеть на карте «Самария и Иудея в постссыльную» пору — в комментариях на Езд 2.) Долина Харашим, или долина Ремесленников, вероятно, находилась близ Лода и Оно.

Неем 11:36. Сказано, что левиты жили среди как Иуды, так и Вениамина.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — В масоретском тексте первая и последняя части этого стиха распологаются в обратном порядке.
4  [2] — Здесь и далее текст можно понять не только как родословие, но и как перечисление многих людей, названных лишь по имени их отцов: сын Захарии, сын Амарьи и т. д.
5  [3] — Друг. возм. пер.: родом из Силома (евр. Шило).
6  [4] — Или: могучие, как в ст. 14.
8  [5] — Друг. возм. пер.: и его братья.
30  [6] — Букв.: они поселились.
35  [7] — Или: в долине умельцев.
36  [8] — Так в масоретском тексте (ср. Нав 15). Во многих рукописях LXX: часть левитов жила как среди (колена) Иуды, так и с вениаминитянами.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.