Неемия 9 глава

Книга Неемии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 На двадцать четвертый день того же месяца1 израильтяне собрались вместе, постясь, облачившись в рубище и посыпав головы прахом.
2 Потомки израильтян отделились от всех иноплеменников — они стояли и исповедовались в своих грехах и в беззакониях своих отцов.
3 Четверть дня они стояли и читали свиток Закона ГОСПОДНЕГО, а четверть дня — исповедовались и поклонялись ГОСПОДУ, Богу своему.
4 Стоя на возвышении для левитов, Иисус, Бани, Кадмиэль, Шеванья, Бунни, Шеревья, Бани и Кенани громко взывали к ГОСПОДУ, Богу своему.
5 Затем левиты Иисус, Кадмиэль, Бани, Хашавнея, Шеревья, Ходия, Шеванья и Петахья провозгласили: «Поднимитесь, воздайте хвалу ГОСПОДУ,2 Богу вашему, от века и до века! Пусть будет прославлено величественное имя Твое — оно превыше всякой хвалы и прославления!
6 Лишь Ты один — ГОСПОДЬ наш! Ты сотворил небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней, воды и всё, что в них, Ты даешь жизнь всему этому, и Тебе поклоняется Воинство небесное.
7 Это Ты, ГОСПОДИ, — Бог, избравший Аврама, Ты вывел его из Ура Халдейского и дал ему имя Авраам.3
8 Зная, что он верен Тебе всем сердцем, Ты заключил с ним Союз, Завет, обещая отдать его потомству землю ханаанеев, хеттов, амореев, периззеев, евусеев и гиргашеев. Ты исполнил обещание Свое, ведь Ты праведен!
9 Ты увидел, какие муки терпели отцы наши в Египте, внял их воплю у Красного моря,4
10 явил знамения и чудеса фараону с его слугами и всему народу той страны, видя дерзость их, — Ты сделал великим имя Свое, как это есть и поныне.
11 Перед отцами нашими по воле Твоей расступились воды моря, Ты провел их по сухому дну посреди моря, а преследователей низринул в глубину, словно камень в могучий поток.
12 Ты шел перед отцами нашими днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая им путь, которым они шли.
13 Ты сошел на гору Синай и говорил с ними с небес, Ты дал им праведные повеления, истинный Закон, установления и заповеди благие.
14 Ты открыл им святую Свою субботу, через слугу Своего Моисея передал им заповеди, установления и законы.
15 Они голодали — Ты послал им хлеб с небес, жаждали — воду извел из скалы. Ты повелел им наследовать землю, которую обещал им передать, клятвенно воздев руку Свою.
16 Но наши отцы упорствовали,5 проявляя упрямство,6 не слушали заповедей Твоих,
17 отказывались слушать и не помнили о чудесах, которые Ты сотворил у них на глазах.7 Проявили они упрямство и в мятеже избрали вождя, который повел их назад в египетское рабство, — но Ты Бог прощающий, милосердный и добрый, преисполненный неизменной любви Своей, не скор Ты на гнев — Ты не оставил их.
18 Сделав литого тельца, они называли его богом, который вывел их из Египта, тем совершая великое кощунство, —
19 но Ты по милости Своей безмерной не оставил их в пустыне, не лишил путеводного облачного столпа днем и огненного — ночью, освещая им путь, которым они шли.
20 Для наставления Ты дал им Дух Свой благой, не лишил их и манны для пропитания, а для утоления жажды давал им воду.
21 Сорок лет Ты поддерживал их в пустыне, и ни в чем они не нуждались: одежда их не знала сносу, и ноги их не опухали.
22 Ты отдал им народы и царства, каждый уголок земли вручил им в надел: овладели они землями Сихона, царя из Хешбона, Ога, царя башанского.
23 Сделал Ты потомство их многочисленным, что звезд на небе, ввел их в страну, которую их отцам обещал дать в наследие.
24 Придя туда, потомки завладели этой страной, а Ты покорил им ее ханаанских жителей: и царей, и народы предал в их руки, чтобы поступили с ними, как пожелают.
25 Захватив укрепленные города и плодородные поля, они овладели домами, полными всякого добра, высеченными в камне колодцами, виноградниками, масличными рощами и плодовыми деревьями — всем в изобилии. Насыщаясь, они становились тучными, наслаждались великой Твоей благостью —
26 и, закоснев в упрямстве, восстали против Тебя, пренебрегли8 Твоим Законом, убили Твоих пророков, призывавших их к покаянию, а Тебе ответили великим кощунством.
27 Тогда Ты предал их в руки врагов, которые угнетали их, а они во время бедствий взывали к тебе, и Ты с небес слышал их и по великому Своему милосердию посылал им избавителей, чтобы те спасли их от руки угнетателей.
28 Но они, едва передохнув, снова начинали творить пред Тобой зло, и Ты отдавал их в руки врагов, которые правили ими, — а они каялись и взывали к Тебе, и Ты с небес слышал их и избавлял по милости Своей безмерной, и так многократно.
29 Так Ты предостерегал их, чтобы они вернулись к Закону Твоему, но они упорно отказывались слушать Твои заповеди и грешили против правосудия Твоего — а ведь в этих заповедях человек и находит жизнь, если только исполнит их! Но они, надменно поднимая плечи свои, проявляли упрямство и были непослушны.
30 Долгие годы Ты терпеливо наставлял их Своим Духом, словами Своих пророков, но не стали они слушать, и тогда Ты предал их в руки окружавших их народов.9
31 По великому Своему милосердию Ты не истребил их до конца и не оставил их, ведь Ты — Бог милосердный и добрый.
32 И теперь, Боже наш, Боже великий, могучий и благоговение внушающий, верно хранящий Завет Свой и любящий любовью неизменной, да не сочтешь Ты ничтожным то страдание, что обрушилось на нас: на царей, на вельмож, на священников и на пророков, на наших отцов и на весь Твой народ со времен царей ассирийских и до наших времен.
33 Во всем, что нас постигло, видна Твоя праведность, ибо дела Твои истинны,10 а мы творили зло.
34 Ни цари наши, ни вельможи, ни священники, ни отцы наши не соблюдали Твоего Закона и не внимали заповедям Твоим и предостережениям Твоим.
35 В собственном своем царстве, при великих Твоих благодеяниях, на земле просторной и обильной, которой Ты наделил их, не служили они Тебе, не оставляли своих злодеяний.
36 И вот сегодня мы — рабы. В той самой стране, что Ты дал нашим отцам, чтобы они насыщались ее плодами и пользовались ее благами, — теперь мы здесь рабы.
37 Весь ее обильный урожай — для царей, которых Ты поставил над нами за наши грехи. Распоряжаются они и телами нашими, и скотом нашим, как пожелают, а мы в большом бедствии.
38 И во всем этом мы даем письменное ручательство, и скрепляют его печатью наши вельможи, священники и левиты».

Толкование Далласской семинарии

2. ИЗРАИЛЬТЯНЕ ИСПОВЕДУЮТСЯ ВО ГРЕХАХ (9:1−37)

В своей книге о Ездре и Неемии Дж. Карл Лани писал:

«Слово Божие оказало огромное воздействие на возродившуюся общину. Оно обличало народ в его грехах (8:9), побуждало его поклоняться Богу так, как это угодно Ему (8:12, 14); оно приносило народу великую радость (8:17). Теперь это слово побудило его исповедать свой грех»

Неем 9:1−5а. Праздник кущей завершался на 22-ой день месяца (толкование на 8:14). После перерыва, длившегося один день, все сыны Израилевы опять собрались на двадцать четвертый день. На этот раз никого из инородных среди собравшихся не было: евреи отделились (сравните 10:28) от них, чтобы предстать в покаянии перед Господом, Богом своим.

И предстали перед Ним — во свидетельство глубины своей печали и искренности раскаяния — постящиеся (толкование на 1:4), во вретищах (одежда из грубой ткани, изготовленной из козьей шерсти; сравните Быт 37:24; Есф 4:1−4; Пс 29:12; 34:13; 68:12; Ис 22:12; 32:11; 37:1−2; Плач 2:10; Дан 9:3), и с пеплом на головах своих (сравните Нав 7:6; 1Цар 4:12; 2Цар 1:2; 15:32; Иов 2:12; Плач 2:10; Иез 27:30).

Около трех часов народу читали вслух из книги закона Господа, и каждый, слушая, стоял на месте… своем. И потом столько же примерно времени они исповедывались в грехах своих и поклонялись Господу, Богу своему.

Процессом покаяния народа и вознесения им хвалы к престолу Всевышнего руководили несколько левитов; пять из восьми, названных в 9:4, идентичны пяти из восьми, перечисленным в 9:5, так что, надо думать, речь идет об одной и той же группе левитов. Левит Петахия упоминается и в 11:24. В перечислении возможны погрешности в написании имен и пропуски их по вине переписчиков.

Возвышенное место (стих 4) могло быть «подъемом» к какой-то части храмового комплекса, либо «деревянным возвышением», упомянутым в 8:4.

Неем 9:5б−31. Этот текст и последующий, будучи, в сущности, молитвой, построен, тем не менее, по принципу обычного сюзеренно-вассального договора, которые в древности имели на Ближнем Востоке широкое распространение: преамбула (9:5б−6), исторический пролог (9:7−37), официальное подтверждение договора (9:38 — 10:29) и принятие на себя связанных с ним обязательств (10:30−39). От имени народа молитву возносили левиты (9:5б−31). В ней упомянуты были важнейшие события израильской истории, перечислению которых предшествовало вознесение славословия Господу (стих 5б−6).

Левиты начали от избрания Богом Аврама, которого Он вызвал из Ура Халдейского (Быт 12:1), чтобы заключить с ним завет (Быт 15:4−21). Продолжая «обзор» исторических событий, левиты вспоминали перед лицом Бога о том, как Он вывел Израиля из Египта (Неем 9:9−12 сравните с Исх 1−15) и дал им закон и поил их в пустыне и питал манною (хлебом с неба; стих 15; сравните Исх 16−17). (О том, как Бог, подняв руку… клялся дать Израилю землю (стих 15), в Исх 6:8.)

Молясь, левиты вспоминали, как, исполнившись мятежного духа, их предки отказались повиноваться Богу и отлили себе для поклонения золотого тельца (9:16−18; сравните Исх 32). Но Бог, любящий прощать… милосердый, долготерпеливый и многомилостивый… не оставил их (Исх 34:6; Чис 14:18; Пс 85:15; 102:8; 144:8; Иоиль 2:13; Иона 4:2). Он продолжал вести их и наставлять (Неем 9:19−21). И помогал им одерживать победы над их врагами (стих 22; Чис 21:21−35), и привел их в обещанную им землю Хананеев (стихи 23−25).

Все доброе и удивительное, что происходило с израильтянами, происходило по великой благости Его, но они постоянно являли Господу свою неблагодарность (стих 35). И восставали против закона Его и убивали Его пророков (стих 26; сравните стих 17). По этой-то причине отдавал их Бог в руки врагов их. Но по великому милосердию Своему вновь и вновь посылал им спасителей в лице судей, которые спасали их от рук врагов их (стихи 27−28).

На протяжении веков грешил Израиль против своего Господа, а Он все ожидал его покаяния (обращения; стих 30) и медлил, не желая истреблять его до конца… и напоминал… Духом Своим чрез пророков (стихи 29−31). Но в конце-концов предал упорствовавший в своих грехах Израиль в руки иноземных народов, которые увели его в плен в свои земли (стих 30).

Неем 9:32−37. В заключительной части своей молитвы левиты просят Отца Небесного, славословя силу Его, милость и верность, об облегчении участи народа израильского, который бедствовал на протяжении всей своей истории по причине своего упорного неповиновения Господу. Ассирия была первым (после Египта) государством, которое стало угрожать Израилю и Иудее, начиная с 9-го века до Р. Х., т. е. более чем за 400 лет до дней Неемии.

С горечью признают левиты, что при всей доброте Господа к Его народу, которую Он постоянно являл ему на деле, народ этот не поклонялся Иегове должным образом и не прекращал злых дел своих (стих 35). И вот теперь они рабы в своей земле! (стих 36). Имеется в виду, что, и живя в земле, которую Бог дал отцам их, они стали «рабами» (подданными) Персии, царям которой, распоряжающимися ими по своему произволу, они вынуждены платить дань (стих 37). (Полагают, что фраза телами нашими… владеют говорила об обязательной для иудеев службе в персидской армии.)

3. ИЗРАИЛЬТЯНЕ ОБЕЩАЮТ ВПРЕДЬ ПОВИНОВАТЬСЯ ГОСПОДУ (9:38 — 10:39)

а. Подписание официального документа (9:38 — 10:27)

Неем 9:38 — 10:27. В еврейском подлиннике стих 38 отнесен к началу следующей главы (10-ой). По всему этому, т. е. по причине всего того, что признано было левитами в покаянной молитве, произнесенной от имени народа.

Гражданские вожди иудеев, начиная с губернатора Неемии, и религиозные вожди его (левиты и священники) и весь народ изъявляют готовность дать твердое обязательство в том, что впредь они будут повиноваться Богу, исполняя все постановления Моисеева закона (9:29).

И на подписи (9:38) печать князей наших… Под «подписью» понимался запечатанный письменный документ (евр. чаттум; то же слово, что в Иер 32:11, 14), который удостоверялся подписями и печатями представителей народа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Вероятная дата — 30 октября 445 г. до Р. Х.
5  [2] — Букв.: благословляйте Господа; то же ниже в этом стихе.
7  [3] — Быт 11:31; Быт 12:1−4; Быт 17:5.
9  [4] — Или: у Тростникового моря; или: у моря Суф; Син. пер.: у Чермного моря.
16  [5] — Или (ближе к букв.): но они, отцы наши, были дерзки.
16  [6] — Букв.: шею свою делали жесткой; то же в ст. 17, 29.
17  [7] — Букв.: среди них.
26  [8] — Букв.: забросили за спину.
30  [9] — Букв.: народов (соседних) земель.
33  [10] — Или: верны.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.