Иов 11 глава

Книга Иова
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 И сказал в ответ Цофар из Наамы:
2

«Можно ли оставить без ответа это многословие?
Если речист человек, то, стало быть, и прав?

3

Неужто пустословие твое людей молчать заставит?1
Глумиться будешь — и никто тебя не одернет?

4

Ты говоришь Богу: „Ученье мое2 непорочно,
чист я перед Тобою!“

5

О если бы Сам Бог заговорил,
если бы Он о тебе речь повел,3

6

открыл тебе тайны премудрости!..
Ведь у истины — две стороны!4
Пойми, часть грехов твоих Бог и не припомнит!5

7

Разве можешь ты открыть все тайны6 Бога?
Разве можешь до конца постичь премудрость Всесильного?

8

Выше неба она — а что ты можешь?
Шеола глубже — а что знаешь ты?

9

Самой земли она необъятнее7
и шире моря.

10

Решит ли Он пройти мимо
или привлечь к суду и заключить в тюрьму
кто сможет противиться Ему?

11

Ведь знает Он недостойных людей,
зло видит и всё примечает!8

12

Но не раньше поумнеет пустоголовый,
чем дикий осел человеком станет.

13

Если ты обратишься к Богу всем сердцем,
если протянешь к Нему руки,

14

если руки свои от греха удержишь9
и нечестие из жилища своего изгонишь,

15

вот тогда без стыда смотреть будешь прямо,10
стоять будешь крепко, не ведая страха.

16

И горе свое позабудешь,
как о воде утекшей, не вспомнишь о нем.

17

Ярче полудня засияет жизнь твоя,
и тьма в зарю превратится.

18

И будешь ты спокоен, потому что будет надежда,
защищен будешь
и спать будешь спокойно.11

19

Ляжешь — никто тебя не потревожит,
и будут многие добиваться милости твоей.

20

А взоры нечестивцев померкнут,
убежище их рухнет,
и вся надежда их развеется».12

Толкование Далласской семинарии

5. ПЕРВАЯ РЕЧЬ СОФАРА (глава 11)

В особенности резкой и немилосердной «отповедью» Иову звучит речь Софара.

а. Софар отвергает сказанное Иовом (11:1−6)

Иов 11:1−6. Многословие не свидетельствует о мудрости, — гневно начинает Софар, но нельзя оставить без ответа все это множество пустых слов, которые произнес Иов, убеждая их в своей невиновности и глумясь над Богом. Софар хотел бы, чтобы Бог заговорил к Иову и дал ему настолько проникнуть в тайны премудрости Своей, чтобы тот убедился: не чист он в очах Божиих (стих 4), но столь грешен, что вдвое большее наказание следовало бы понести ему, однако, милостивый Бог предал забвению… некоторые из беззаконий его (стих 6).

б. Софар возносит хвалу Божией мудрости (11:7−12)

Иов 11:7−10. Бог — больше, превыше и глубже вселенной, сотворенной Им, и, если человек не может своим ограниченным разумом проникнуть в ее тайны, то тем более не поддается его «исследованиям» Вседержитель. Как же они, люди, которые не в состоянии постигнуть Его, могут отвергать суд Его? (сравните 10:2)

Иов 11:11−12. Бог настолько знает лживость человеческого сердца, говорит Софар, что видит и то беззаконие, которое глубоко сокрыто в нем, и не может оставить его без наказания. Разумному человеку следует понять это и подчиниться Богу, подразумевает он. Иова же, за то, что тот мудрствует, Софар называет «пустым человеком». Саркастическую фразу Софара, оканчивающую стих 12, в разных переводах Библии передают по-разному, в частности, и так: стать истинно мудрым у Иова не больше шансов чем у дикого осленка стать человеком или дикому осленку родиться домашним.

в. Софар призывает Иова покаяться (11:13−20)

Иов 11:13−20. Однако, заканчивая свою речь, Софар, подобно Елифазу и Вилдаду, призывает Иова к покаянию (стихи 13−14). «Справься с сердцем своим», т. е. перестань роптать, убеждает он страдальца, и протяни руки твои к Богу, постарайся удалить порок, который в тебе, и беззаконие, обитающее в шатрах твоих, и тогда лицо твое очистится (ты поднимешь его к небу незапятнанное; стих 15); тогда, и только тогда, Бог даст тебе твердость (чувство уверенности и безопасности) и отведет от тебя страх, и ты забудешь горе свое, и радость, надежда, покой возвратятся к тебе (стихи 16−18), как и почтительное отношение окружающих (стих 19).

В противном случае Иов не избавится от участи всех беззаконных, глаза которых слепнут от слез (стих 20; сравните Втор 28:32), и которые не имеют укрытия от бед и надежды на облегчение.

Итак, первые речи, произнесенные каждым из трех друзей Иова, едва ли можно назвать утешительными. Все, что они говорили о доброте и милосердии Бога, о Его справедливости и мудрости, соответствовало истине. Но в своих упорных, чуждых сострадания, попытках заставить Иова покаяться в каком-то тайном его грехе они «били мимо цели». Ложность их понимания Божества состояла в том, что никаких иных причин страдания, кроме неукоснительного наказания Творцом человеческого греха, они не видели.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. возм. пер.: пусть твое пустословие заставит замолчать людей (но не Бога, Он скажет Сам — ст. 5).
4  [2] — Друг. чтение: жизнь моя.
5  [3] — Букв.: открыл уста Свои к тебе.
6  [4] — Возможно, в знач., что необходимо выслушать и другую сторону, т. е. Бога. Друг. переводы: мудрость имеет две стороны (тайную и явную); мудрость Его — удивительна / разностороння.
6  [5] — Или: Бог поступает с тобой мягче, чем ты заслуживаешь за свои грехи.
7  [6] — Букв.: отыскать глубины.
9  [7] — Букв.: длиннее.
11  [8] — Или: когда Он видит беззаконие, разве пройдет мимо.
14  [9] — Или (ближе к букв.): если (нечто) ничтожное (предмет идолопоклонства) в руке твоей, удали его как можно дальше.
15  [10] — Букв.: тогда поднимешь лицо свое незапятнанное. Ср. Син. пер. Некоторые исследователи усматривают здесь намек Цофара не только на нравственную нечистоту, но также и на тот факт, что лицо Иова было обезображено отвратительными язвами.
18  [11] — Или: посмотришь (кругом) — и будешь спать спокойно.
20  [12] — Или: надежда их что предсмертный вздох.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.