Иов 21 глава

Книга Иова
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 И сказал в ответ Иов:
2

«Прислушайтесь к речам моим!
Хотя бы этим вы меня утешите!

3

Потерпите меня, пока я говорю,
а когда скажу — что ж, тогда глумитесь!

4

Разве на людей я сетую?1
И как мне оставаться спокойным?

5

Посмотрите на меня и ужаснитесь,
рот свой рукой прикройте!

6

Едва вспомню, меня бросает в дрожь,
и трепет плоть мою сотрясает.

7

Почему нечестивцы живут до глубокой старости
и, кажется, с годами лишь крепнут?

8

Дети их подле них благополучны,
внуки их — перед их очами.

9

В их домах царит мир и спокойствие,
и жезл Божий на них не обрушивается.

10

Быки у них породистые, осеменяют постоянно,
коровы их телятся, и выкидышей не бывает у них.

11

Детям их вольготно повсюду,2
словно стадо овчее, резвятся они.

12

Поют они, на бубнах и цитрах3 играют,
под звуки свирели радуются.

13

Все дни их проходят в счастье,
и в Шеол они сходят без мучений.4

14

Говорят они Богу: „Отойди от нас прочь!
Не желаем мы знать путей Твоих!

15

Кто это такой Всесильный, чтобы Ему служить?
Какой прок молиться Ему?“

16

Но ведь не в их власти счастье!5
Чужды мне замыслы нечестивцев!..6

17

Часто ли светильник у нечестивцев гаснет
и приходит ли к ним несчастье?
И обрекает ли Бог их во гневе Своем на страдания?

18

Иль становятся они подобны соломе на ветру,
мякине, гонимой вихрем?7

19

Скажете: „Бог для детей злодея приберег кару…“8
Лучше бы Он покарал его самого,
чтобы сам злодей изведал горе!

20

Пусть своими глазами беду увидит,
гнев Всесильного пусть он сам изопьет!

21

Какое дело ему до семьи после смерти,
когда дни жизни9 его окончатся?

22

Скажете: „Бога ли учить мудрости,10
когда Он судит и тех, кто на высоте обитает? ..“

23

Один до самой смерти полон сил,11
спокоен и счастлив,

24

тело его молочно бело,
кости его сочны.

25

А другой умирает в муках,
так и не вкусив добра…

26

Оба они во прах лягут,
тела обоих покроются червями.

27

Знаю я ваши мысли и ухищренья,
которыми вы меня одолеть пытаетесь.

28

Говорите вы: „Где же дом этого знатного?
Где шатер, в котором обитал нечестивец?“

29

Разве вы не расспрашивали путников
или не принимаете их свидетельство,

30

что в день погибели пощажен бывает злодей12
и в день гнева13 оставлен в живых?..

31

Только кто в лицо ему скажет
о его преступленьях?
Кто воздаст ему
за все его деянья?

32

Хоронят его в богатой гробнице
и у могильного камня ставят стражу.

33

Сладок сон его во прахе земли,
все идут за ним,14
и тех, кто перед ним, не счесть.

34

Разве утешите вы меня пустыми словами,
ответами, в которых одна лишь ложь?»

Толкование Далласской семинарии

6. ВТОРОЙ ОТВЕТ ИОВА СОФАРУ (глава 21)

В этой речи Иов отвечает всем трем своим оппонентам относительно неизбежной, якобы, гибели нечестивых. В отличие от других своих ответов, здесь он прямо к Богу не обращается. Значительная часть сказанного им в стихах 7−33 есть опровержение слов Софара (глава 20).

а. Иов просит терпеливо выслушать его (21:1−6)

Иов 21:1−3. Во внимательно приклоненном к нему ухе, а не в осуждающих устах нуждается страдалец, как бы напоминает своим горе-советникам Иов, моля их как об утешении о готовности терпеливо выслушать его. Дайте мне высказаться, — восклицает он, — а потом насмехайтесь!

Иов 21:4−6. Но тут же оговаривается, что, обращаясь к ним, он в сущности взывает к Богу (сравните 13:3; 16:20) — потому и звучит речь его так страстно и вместе так горестно, и дух его исполнен смятения (последнее в русском тексте выражено словом малодушествовать; стих 4). Иов молит своих «советчиков» еще раз взглянуть на него и, ужаснувшись (потому что есть чему!), умолкнуть (стих 5). он и сам, лишь обратится мыслью ко всему, что постигло его, содрогается от ужаса.

б. О процветании беззаконных (21:7−16)

Иов 21:7−16. Речь Иова звучит с прежним возбуждением, и это понятно: ведь он говорит о недоступном человеческому пониманию и о смущающем праведников благоденствии нечестивых; о нем, вопреки утверждениям Софара, свидетельствует сама жизнь! Ведь сплошь и рядом беззаконные долго живут и в старости все еще крепки… силами.

Дети… и внуки их… с ними, домы их в безопасности, и нет… на них карающего жезла Божия (стихи 7−9). Часто стада их многочисленны, как и собственное их потомство (стихи 10−11). Они поют и веселятся, и смерть их нередко бывает легкой и мгновенной (стихи 12−13). А ведь все это при том, что они цинично отвергают Бога!

Стихи 14−15 в известном смысле перекликаются с обвинениями сатаны в адрес Иова, что он-де верен Богу и праведен из корыстных побуждений (1:9−11). Вдумайтесь, говорит, между тем, Иов, не знавший о роли сатаны в своей судьбе, ведь нечестивцы, пренебрегающие Богом, процветают тут и там; он убежден, что благополучие их, в конечном счете, от Бога, а не от их рук (стих 16). Счастье дается грешникам легко, а Богу они служить не желают, но их «путь» противен Иову. Совет нечестивых будь далек от меня! — восклицает он.

Итак, не все и не всегда функционирует в этом мире по законам справедливости в ее человеческом понимании. Часто безбожники счастливы, а люди, преданные Богу, мучатся и погибают. Единственно возможные коррективы в это видимое торжество зла внесены будут строгим и справедливым судом, который состоится в жизни будущей.

О посмертном воздаянии учат оба Завета — сравните Пс 9:17; Ис 5:14−15; 30:33; Иез 32:22−25; Мф 7:13; 2Фес 1:8−9. «С течением времени это учение звучит на страницах Библии все яснее, в позднейшие времена — яснее чем в дни Иова». Так писал богослов Глисон Л. Арчер в своей работе «Книга Иова: Божий ответ на проблему незаслуженного страдания».

в. О смерти нечестивых (21:17−26)

Иов 21:17−21. Как бы в ответ на заявление Вилдада, что «свет у беззаконного потухнет» (18:5), и «гибель… с боку (под боком) у него» (18:12), Иов отвечает, что с настоящими беззаконниками это как раз случается не часто (часто ли? — стих 17). В стихе 18 образная картина того, что должно бы происходить с нечестивцами, но увы! — происходит с ними редко.

Как бы опережая возражения троих, что заслуженное им наказание нечестивый получит в детях своих, Иов восклицает, что пусть бы он сам испил от гнева Вседержителя, ибо что это за страдание, если, покинув земной мир, он перестает и думать о доме своем, тем более заботиться и тревожиться о нем! (стихи 19−21)

Иов 21:22−26. Нет, уверен Иов, Бог не разделяет тех ограниченных представлений о Его взаимоотношениях с человечеством, которые исповедуют трое. Отнюдь не всегда карает он злых (20:5) или обрекает несчастьям детей их, вместо них. Следуя Своими непостижимыми путями, Он позволяет одному сполна насладиться жизнью и мирно умереть, а другому во всю жизнь не дает вкусить добра, и тот живет и умирает с душею огорченною (стихи 23−25). По смерти же оба они «уравниваются в правах» и лежат рядом во прахе, поедаемые червями. Таким образом неразумно судить о характере и личности человека по здоровью его и богатству или по отсутствию у него оных. И нечестивый умирает как в юности, так и в старости, и благочестивый…

г. Еще о смерти нечестивых и о посмертных почестях им (21:27−34)

Иов 21:27−33. Поскольку оппоненты Иова неоднократно ссылались на то, что грешники наказываются и гибелью жилищ их (8:22; 15:34; 18:15, 21), он «предупреждает» (стих 28) возможное повторение ими того же «тезиса», ссылаясь на обширный опыт путешественников и наблюдения их. Они могли бы подтвердить, что нередко в день погибели пощажен бывает злодей (стих 30). Кто спросит с нечестивого за грехи его, и кто воздаст ему, если Сам Бог не делает этого? (подразумевает Иов; стих 31).

И после смерти пользуется грешник уважением (стих 32), продолжает он. «Стража» на… могиле здесь может означать род памятника. То есть память о нечестивом не исчезает, как утверждает Вилдад (18:17), ее, напротив, увековечивают. Преданный почетному погребению, он сладко спит в земле долины, а слава, которой он пользовался при жизни, побуждает многих «идти за ним», т. е. таким же нечестивым путем, как и сам он следовал беззаконникам, жившим до него, которым нет числа (вторую фразу в стихе 33).

Иов 21:34. Нет, на основании всех этих очевидностей пустыми, лишенными смысла, оборачиваются обличения друзей Иова и их попытки объяснить причину его страданий, как и попытки побудить его к покаянию в несуществующих его винах, и тем вновь возвратить себе свое былое счастье. Ничего, кроме лжи, не остается в их ответах.

Г. Обмен речами; третий «раунд» (главы 22−31)

В первом «раунде» посетители Иова строили предположения относительно его согрешений и нарушений им закона и призывали его к покаянию. При втором обмене речами они исподволь внушали Иову мысль о его вине и всячески описали ужасную судьбу нечестивцев, но о покаянии не упоминали. В ходе третьей словесной атаки на Иова «друзья» обвиняли его в конкретных беззакониях, и лишь Елифаз снова предложил ему обратиться к Богу. Иов, на протяжении всего этого времени, твердо оставался на своей позиции. Он отверг а) предположения троих, б) их утверждения, что нечестивые страдают всегда и в) что сам он грешил сознательно и постоянно.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: разве жалобу мою (я направляю) к человеку.
11  [2] — Букв.: малышей своих они выпускают. Ср. Ис 32:20.
12  [3] — Или: лирах. Цитра и лира — древние струнные инструменты. Играя на одном из таких инструментов, юный Давид успокаивал приступы безумия у Саула, см. 1Цар 16:23.
13  [4] — Букв.: мгновенно. В этих словах присутствует скрытая ирония: «смерть нечестивцев быстрая… после долгой и счастливой жизни».
16  [5] — Или: и что же, не владеют они своим добром?
16  [6] — Букв.: совет нечестивцев далек от меня. Ср. LXX: но Он (т. е. Господь) не благоволит к делам нечестивых. Друг. возм. пер.: как же далеки от Бога замыслы нечестивцев! Ср. также Пс 1:1.
18  [7] — Ср. Пс 1:4.
19  [8] — Эти слова явно принадлежат друзьям Иова, ср. 5:4 (Элифаз); 20:10 (Цофар), ср. также Исх 20:5.
21  [9] — Букв.: число месяцев.
22  [10] — Иов цитирует слова друзей, а возможно, они возражают ему прямо по ходу его речи. LXX: разве не Бог учит пониманию / проницательности…
23  [11] — Или: умирает в расцвете сил.
30  [12] — Друг. возм. пер.: на день беды прибережен злодей.
30  [13] — Имеется в виду «день гнева Господнего». Ср. 20:28; Притч 16:4; Рим 2:5; 2Пет 2:9.
33  [14] — По-видимому, эта фраза намеренно двусмысленная. С одной стороны, говорится о похоронной процессии, с другой — много было таких людей в прошлом и будет в будущем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.