Даже те, кто знает Его,
дней суда Его над нечестивыми не смогут увидеть…
Сдвигают нечестивцы межу установленную, 2
угнанный скот выгоняют на свои пастбища.
3 Осла у сироты уводят,
вола у вдовы забирают за долги.
Сгоняют они бедняков с дороги,
и все обездоленные от них прячутся…
Словно дикие ослы в пустыне,
выходят они на свою работу —
ищут пропитание,4
в пустыне добывают пищу для своих детей.
Жнут они на чужом поле,5
в винограднике нечестивца
подбирают то, что осталось.
Нагими они ночуют, без одежды,
в стужу им нечем укрыться.
Мокнут они под дождями в горах,
к скалам жмутся, лишенные крова.
Сироту от груди отрывают,
забирают у бедняка ребенка за долги.
Нагими бродят бедняки, без одежды,
носят снопы, а сами голодны.
В рощах нечестивцев
выжимают они оливковое масло,6
топчут виноград в давильнях,
а сами испытывают жажду.
Стонут в городе люди,7
взывают израненные о помощи,
но ничего худого в том Бог не видит.8
Восстали нечестивцы против света,9
путей Его не знают,
по дороге Его не ступают.
Поднимается убийца до рассвета
бедняка и нищего умертвить,
по ночам воровством промышляет.
Прелюбодей дожидается, пока стемнеет,
говорит себе: „Никто меня не заметит“ —
и лицо свое скрывает.
Проламывают они ночью стены домов,10
а днем запираются,11
и свет им неведом.
Ибо утро для них для всех что смерти тень,
а ужасы мрака у них в друзьях.
Скажете: 12 „Они что уносимая по воде пена,
удел их на земле проклят,
и к виноградникам заказан их путь.
Как жара и зной поглощают талые воды,
так и Шеол — грешника.
Чрево материнское его позабудет,
лакомством червям он станет,
и никто о нем не вспомнит:
будет срублено зло, словно дерево!“
Они обижают13 бездетную,
что никогда не рожала,
со вдовою они жестоки…
Скажете: „Но Бог сметет могучих Своею силой,
поднимется Он —
и никто в жизни своей не будет уверен!“
А Он защищает злодеев, дает им отдых…
Скажете: „Не сводит Бог глаз с их поступков!14
Чуть возвысятся — и нет их больше,
на землю все брошены, срублены,
словно колосья, срезаны“.
Но кто обвинит меня во лжи,
кто слова мои отвергнет
и скажет, что это не так?»
Толкование Далласской семинарии
г. Переживания Иова из-за безразличия Бога к нему и ко всему сущему (24:1−17)
1) Бог не заинтересован в суде над явными грешниками (24:1−12).
Иов 24:1−8. Загадочный смысл стиха первого в этой главе может быть прояснен при некотором лингвистическом анализе; дело в том, что глагол цафан, переведенный как Почему не сокрыты, употреблен здесь в значении сбережения, сохранения Богом наказания на будущее (сравните 21:19). Из этого делают вывод, что под «временами» и «днями» понимаются в этом стихе времена и дни Божиего отмщения грешникам, Его суда над ними (Иез 30:3). «Почему не сокрыты от Вседержителя времена» (отмщения) правильнее прочитать как «Почему (они) не сохранены (так думает Иов!) Вседержителем», или еще точнее: «не установлены Им?» Их, по мысли Иова, как бы не существует, во всяком случае для людей; поэтому у знающих Его, т. е. у праведников, создается впечатление, что Божие правосудие по отношению к грешникам вообще никогда не осуществится.
Между тем, сетует Иов, люди отторгают друг у друга земельную собственность (Межи передвигают) и угоняют скот, и лишают последнего их достояния вдов и сирот. Бедных сталкивают с дороги (может быть, фраза употреблена в переносном смысле, но возможно и такое значение ее: притеснение бедных доходит до того, что им даже милостыню на дорогах просить запрещают, и они принуждены скрываться).
Подобно диким ослам, рыщут они по степи, ища пищу (хлеб) для себя и для детей своих. («Хлеб» этот, очевидно, представлял из себя ягоды, травы и корни растений, и чтобы добыть их, спозаранку выходили они на это дело свое.) стихи 5−6. А еще жалкое пропитание свое добывают бедные, лишенные одежды и крова (стихи 7−8), на чужих полях (Руфь 2) и в чужих виноградниках.
Иов 24:9−12. По-разному толкуют стих 9: как в том смысле, что в залог забирают грудных детей, отрывая их от сосцов овдовевших матерей, так и в том, что детей отбирают, обращая их в рабов (может быть, в уплату долга), и с нищего не стесняются брать залог (т. е. видят в этой фразе выражение двух мыслей).
В первой половине стих 10 повторяется та же мысль, что в стихе 7; вторая половина буквально читается как «они голодны и носят снопы» (т. е. смысл здесь тот, что бедных заставляют тяжело трудиться и при этом оставляют голодными).
Между стенами в стихе 11 может означать «между рядами оливковых деревьев»; стих продолжает ту же мысль — о том, что бедняки тяжело трудятся, но не имеют возможности удовлетворить ни голода ни жажды: топчущие виноград в точилах… жаждут. И в городах стонут и погибают люди, и Бог не воспрещает того. Все это мучит Иова: почему же он, не совершивший сколько-нибудь серьезного греха, на который можно указать, страдает, а другие, совершающие перечисленные им злодеяния сознательно и открыто, наказанию не подвергаются?
2) Незаинтересованность Бога в обличении тайных грешников.
Иов 24:13−17. Убийцы, воры, грабители, прелюбодеи — враги света, и свои страшные дела они совершают в темноте, уповая на то, что дела эти не будут открыты. Злодеям, знакомым с ужасами смертной тени по характеру своей деятельности, опасностью грозит свет, потому-то и утро… для них, как смертная тень. Но и в отношении них Бог не осуществляет Своего правосудия.
д. Иов о том, что конец нечестивых — таков же, как конец всякого человека (24:18−25)
Здесь Иов повторяет и прежде высказанную им мысль о том, что страдают или процветают как праведник, так и нечестивый (к примеру, 21:23−26). И это принципиально отличается от позиции трех его оппонентов. В то же время в этих стихах как бы содержится признание Иовом конечного наказания нечестивых. Из того, как переданы эти стихи в Септуагинте и Вульгате, некоторые исследователи делают вывод, что здесь (стихи 18−19) Иов не столько выражает уверенность в грядущем суде над грешниками, сколько желает и призывает его.
Иов 24:18−25. Начинает Иов с того, что положение нечестивых в мире неустойчиво: их счастье проходит так же быстро, как быстро уносится водою легкий предмет. Проклята земля нечестивца, дорога садов виноградных (образ мира и покоя) не расстилается перед ним (он не видит ее перед собою). Участь грешников, несомненно, в преисподней (стих 19).
Иов предрекает им полное забвение, даже со стороны близких (включая матерей); стих 20. в стихе 22 выражена та мысль, что в пору своего процветания грешник даже сильных подавляет (увлекает) своею силою; и в этом ему помогает Бог, хранящий его в безопасности, хотя и видит злодейские пути того, который и самым нуждающимся (вдовам) не делает добра (стих 23, 21). И так нечестивые, опираясь на силу свою, и с Божией помощью, поднимаются высоко, но в конце-концов и они падают и умирают, как и все.
В образе «срезанных верхушек колосьев» (на Востоке существовал обычай срезать лишь верхушку колоса, а часть стебля оставлять на корню) некоторые видят намек на то, что потомки нечестивых продолжают существовать; они не обязательно погибают, как утверждают это три оппонента Иова.
Так или иначе, нечестивые погибают, пусть не «в одночасье», пусть «в конце-концов», но это происходит со всеми. Мучительной загадкой для Иова остается все то же: почему вообще Бог допускает их процветание?