К какому из святых существ ты обратишься?
Ведь гнев погубит глупца,
и наивного ревность1 убьет.
Видел я, едва глупец пустит корни,
как тотчас его жилище постигает проклятье.2
Дети его беззащитны:3
их перебьют у городских ворот,4
и спасти их некому будет.
Урожай его достанется голодным,
что средь колючек пропитанье добывают,
и мучимые жаждой5 разграбят его богатства.6
Ведь зло не из праха поднимается,
не из земли вырастает горе.
А человек рожден для страданий,7
он словно искра,8 что ввысь устремляется.9
Но я взыскал бы Бога,
Ему изложил бы свое дело —
Тому, Чьи дела велики, непостижимы,
чудеса — бессчетны,10
Кто дождь посылает на землю,
водой орошает поля,
Кто униженных возвышает,
поднимает скорбью сокрушенных и спасает их.11
Бог разрушает козни коварных,
и валится из рук их дело.12
Он ловит мудрых на их же лукавстве
и замыслы хитреца в ничто обращает.13
При свете дня окажутся они во тьме,
в полдень будут идти на ощупь, словно ночью.
Бедняка Он спасает от их меча,14
от руки сильного.
И несчастный обретает надежду,
и беззаконие затворяет свои уста.
Благо тому, кого Бог вразумляет,
не отвергай наставления15 Всесильного.16
Ведь если ранит Он, Он же и перевяжет,
и если сокрушает Он, Его рука и исцелит.
В шести бедах Он тебя спасет,
и седьмая тебя не коснется.17
В год голодный Он избавит тебя от смерти,
на войне от меча спасет.
От жала злого языка убережешься18
и разорения не будешь бояться, когда оно настигнет тебя.
Над разорением и голодом лишь посмеешься,
дикие звери не будут тебе страшны.
В союзе будешь с камнями поля,
и звери дикие будут с тобою в мире.
Будешь знать, что мир в шатре твоем,
обходя владения, недостатков не увидишь.
Многочисленным будет твое потомство,19
рожденных в роду твоем20 — что травы в поле.
В старости глубокой21 ты сойдешь в могилу,
словно сжатые вовремя снопы.
Исследовали мы всё это, и так оно и есть.
Выслушай и ты и с этим согласись!»
Толкование Далласской семинарии
г. Совет Елифаза Иову (5:1−16)
Иов 5:1−7. Продолжая свою речь, Елифаз отметает целесообразность обращения к ангелам («святым»): они не помогут Иову, ибо и сами не совершенны (4:18); как же поручиться им перед Богом за безгрешность человека, низшего, по сравнению с ними, создания! Итак, нет у Иова защитников ни среди людей ни среди небожителей.
Сетования Иова (глава 3) Елифаз расценивает как гневливость и раздражительность… глупца.
Начиная со стихом 3, Елифаз, снова ссылаясь на свой жизненный опыт, говорит о том, как гибнут «глупцы»: конечную судьбу их («проклятие дома их») можно предсказать заранее, когда они только «укореняются», т. е. в начальной поре их процветания (сравните 4:9, 19).
Прозрачно и, значит, безжалостно намекая на бедствия, постигшие Иова, Елифаз говорит о гибели детей «глупца» (стих 4), его урожая (который расхищен будет и через терновую ограду, стих 5), о разграблении всего его имущества (стих 5). Из сказанного Елифаз делает вывод, что не из земли вырастает беда, которая приходит к человеку, но в нем самом обитает она, ибо такова его природа. Человек рождается на страдание. Ибо он совершает преступления, за которые следует возмездие, и это так же закономерно, как то, что искры устремляются вверх.
Иов 5:8−16. Но если человек (а, значит, и Иов) грешен от природы, То почему бы ему не признаться в этом и не обратиться к Богу, Который благостен и всемогущ (стихи 9−10) и сострадает униженным (стих 11), гордых же, которые противятся Ему, напротив, наказывает (стихи 12−14). В стихе 15 подразумевается, что Бог спасает бедного от клеветы (от меча, исходящего из уст) и от руки сильного. Хотя в принципе совет Елифаза, обращенный к Иову, нельзя назвать неверным, он, исходя из того, что бедствия постигли Иова как кара за грехи его, ошибался.
д. Елифаз напоминает о благословениях Божиих (5:17−27)
Иов 5:17−27. В стихе 17 Елифаз снова выражает главную свою мысль: через наказание Бог… вразумляет человека, и поэтому наказанию надо радоваться, а не отвергать его. Целью же вразумления как раз и является привести человека к осознанию его греха, к смирению перед Богом. После чего последуют «возвышение и спасение» смирившегося. Елифаз подробно перечисляет и описывает благодеяния Божии: нанося раны. Он… Сам и обвязывает их, поражает, но и врачует.
Если Иов примет совет Елифаза, то сколько бы бед ни постигло его («шесть и семь»), Бог спасет его от них. В стихе 19 за числом «шесть» следует другое — то, что на порядок выше его, — это характерный для Библии литературный прием, выражающий идею полноты; сравните Притч 30:15, 18, 21, 29; Ам 1:3, 6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6.
Из возможных бед Елифаз упоминает смерть от голода, гибель на войне, страдания от клеветы и опустошения (связанного, возможно, с вражеским нашествием; стих 21). Дикие звери не будут опасны смиренному (а, значит, и Иову, если смирится), и даже камни будут в союзе с ним (т. е. не повредят урожаю его полей); стихи 22−23. Дом твой будет в безопасности, говорит Елифаз, и, осматривая его, ты не найдешь недостатки в нем (именно так следует читать окончание стих 24). У тебя будет многочисленное потомство, и ты умрешь, достигнув зрелости (сравните 42:17). Во всем этом и состоит мудрость, которой они владеют, и Иову необходимо задуматься над этим; таков итог сказанному им, который Елифаз подводит в стихе 27.