когда он падает духом и в сетовании изливает пред ГОСПОДОМ душу свою
и мой вопль пусть дойдет до Тебя!
Склонись и услышь меня,
поспеши ответить, когда к Тебе взываю я.
горят мои кости, как угли тлеющие.
так что и хлеб свой я есть забываю.
от меня лишь кожа да кости остались.
уподобился филину на развалинах.
как одинокая птица на кровле дома.
те, кто насмехается надо мной,
пользуются именем моим для проклятия.
и питье мое со слезами пополам
Ибо Ты поднял меня только для того,
чтобы, отвергнув, отбросить.
иссох я, как трава.
и памятование о Тебе — из рода в род.
пришло время помиловать его, ибо срок настал.
и даже пыль его может растрогать их.
и все цари земли — пред славой Его.
и явится в славе Своей.
не отвергнет их просьбы.
чтобы ГОСПОДА1 славили и те,
кому родиться еще предстоит.
с небес взирает Он на землю.
и освободит на смерть обреченных.2
и прославлять Его в Иерусалиме,
соберутся все народы и царства.
сократил дни мои.
Жизни у меня в половине дней моих не отнимай —
Твои годы бытия чрез все поколения текут!
и небо Тобой сотворено.4
Все они обветшают, подобно одежде,
и, как одеяние, Ты сменишь их, и они исчезнут.
и потомство их будет всегда пред Тобою».
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 101
Необычная надпись, соответствующая первому стиху этого псалма, говорит о нем как о псалме-размышлении в тягостных обстоятельствах, как о псалме личной печали (каковым он в большей своей части и является). Мысли, содержащиеся в нем, перекликаются с таковыми в Пс 21, 68, 78. Известное сходство наблюдается также между этим псалмом и некоторыми размышлениями и высказываниями в Ис 40−66.
А. Скоро услышь меня. Ибо сердце мое поражено (101:2−12)
Пс 101:2−12. Страждущий, который обращается к Господу, испытывает крайнюю нужду в скором ответе Его, ибо скорбь его, уныние и печаль достигли предела. Услышь… скоро услышь меня! — молит он. На языке образов аллегорий описывает он свою бедственную ситуацию. Быстро бегущие дни свои, которые проводит в страдании, псалмопевец уподобляет дыму, бесследно тающему в воздухе; горечь мыслей, преследующих его, так глубоко проникает в него, что и кости его словно обожжены ею и уподобились головне.
Сердце его поражено, и иссохло, как трава (часто встречающийся в Библии образ бедствия, гибели: сравните стих 12; Пс 36:2; 102:15−16; Ис 40:6−8). Страждущий лишился аппетита (стих 5), и от этого, как и от постоянных стенаний своих, настолько исчах, что остались от него «кожа да кости» (стих 6). В стихах 7−8 — образы его одиночества.
Он знает, что враги клянут (стих 9) именем его тех, кому хотят несчастья (т. е. желают им таких же несчастий, какие обрушились на псалмопевца). В стихе 10 можно видеть сугубо образное выражение, но фраза Я ем пепел, как хлеб, может подразумевать и то, что в знак печали псалмопевец постоянно посыпает пеплом голову. Причину своих страданий он видит в гневе Господа, у Которого когда-то он знал блаженные дни (Ты вознес меня), но теперь он низринут Им в пучину бедствия. Я иссох, как трава, повторяет он (стих 12 сравните со стихом 5). Жизнь его ненадежна и неустойчива, как уклоняющаяся тень.
В. Господь умилосердится над Сионом (101:13−23)
Пс 101:13−14. Внезапный «поворот темы» — от эфемерности существования псалмопевца к вечности Божиего бытия. Очевидно, причина страданий автора связана была со страданиями всего Сиона (Иерусалима), и сам псалом написан был в связи с каким-то бедствием, постигшим город. Но вот в псалме возникает мажорная нота, ибо поющий его выражает уверенность в том, что Господь умилосердится над Сионом, ибо… пришло время… помиловать его.
Пс 101:15−18. Он напоминает Господу о безмерной любви к Иерусалиму его жителей, которым дороги не только камни его, но и пыль («прах»), покрывающая его улицы. И проникается все большей верой в то, что Господь откликнется на молитву беспомощных и вновь созиждет Иерусалим; он уже не сомневается в возвращении в город главы Господней, которой убоятся… все цари земные.
Пс 101:19−23. И о том, что произойдет, узнают потомки; ибо об этом напишется, и они тоже вознесут хвалу Господу, Который внимательно всматривается с небес в то, что происходит на земле (стих 20). Он слышит стон узников и посылает освобождение обреченным на смерть (оконч. Стих 21). По этой причине с благодарностью возвестят на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме в тот день, когда соберутся народы вместе и для служения Господу (стих 23), провидит псалмопевец.
В. Лета Твои не кончатся (101:24−29)
Пс 101:24−29. И опять неожиданный «поворот темы»: снова сетует псалмопевец на изнурившее его страдание, попущенное Господом, которое сократило дни его (стих 24). Он просит не восхищать души его теперь, когда он прожил лишь половину дней своих. Жизнь Самого Господа бесконечна (Твои лета в роды родов: стих 25), так пусть же Он в милости Своей хоть несколько продлит и его жизнь, подразумевает псалмопевец.
В стихах 26−28 — краткий, но торжественный гимн величию и неизменности в вечности Бога-Творца, которые подчеркиваются бренностью и «изменяемостью» творения (сравните 2Пет 3:10; Откр 21:1).
«Гимн» этот цитируется автором послания к Евреям (Евр 1:10−12). Псалмопевец обращается в стихе 26−28 к вечному Господу, с Которым новозаветный писатель отождествляет Иисуса Христа как того Бога, Который создал этот мир и «содержит» его силой Своей.
В стихе 29 автор псалма выражает надежду на осуществление идеального предназначения еврейского народа, на то, что он будет жить в согласии с Господними заповедями и из рода в род утверждаться пред лицем Господа. Народ этот, однако, «уклонился» от путей, указанных ему, и на «сегодняшний день» предназначение это осуществляется христианами.