Псалтирь 104 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Благодарите ГОСПОДА, призывайте имя Его!1
Возвещайте среди народов о делах Его!
2 Пойте Ему, прославляйте Его,
говорите о всех чудесах Его!
3 Гордитесь святым именем Его!
И пусть радуются сердца всех ищущих ГОСПОДА!
4 Ищите ГОСПОДА и силы Его,
стремитесь быть в присутствии Его постоянно.
5 [5-6] Потомки слуги Его Авраама, избранника Его, Иакова сыны,
помните о чудесах Его, которые Он сотворил,
о знамениях, Им явленных, и о приговорах,
которые уста Его изрекли!
6
7 Он — ГОСПОДЬ, Бог наш,
повсюду на земле Он суд вершит.
8 Он вечно помнит Завет Свой —
слова Свои, которые Он заповедал тысяче поколений,
9 Завет, которым соединил Себя с Авраамом,
и клятву Свою, что дал Исааку.
10 И Он подтвердил его Иакову как закон,
Израилю — как Завет вечный.
11 «Тебе дам землю ханаанскую в удел, — сказал Он, —
ее в наследие отмерю тебе».
12 Тогда число сынов Израиля было очень малым,
и людьми пришлыми были они на земле той,
13 переходили от народа к народу,
от одного царства к другому.
14 Никому не позволял Он угнетать их
и царям с угрозой говорил:
15 «Не касайтесь помазанников Моих
и пророкам Моим не причиняйте зла».
16 До того как Он голод наслал на страну
и лишил запасов пищи сынов Иакова,
17 одному из них определил Он идти впереди:2
Иосиф в рабство был продан.
18 Ноги его в кандалы закованы были
и кольцо железное надето на шею его;
19 и, пока предсказанье его не исполнилось,
слово, ГОСПОДОМ ему данное, испытывало верность его.
20 Снять оковы с него царь велел,
освободил Иосифа правитель народов,
21 сделал его хозяином дома своего,
управляющим во всех владениях своих,
22 чтобы по своему усмотрению наказывал3 тот вельмож царских
и старейшин его учил мудрости.
23 Пришел тогда Израиль в Египет,
Иаков пришлым стал в земле Хама.
24 И сделал Господь многочисленным народ Свой,
так что силой своей превосходил тот врагов своих,
25 в сердцах которых Господь вызвал ненависть к народу Своему
и замыслы недобрые против слуг Его.
26 Послал Он слугу Своего Моисея
и Аарона, избранника Своего,
27 чтобы явили они там знамения Его
и чудеса в земле Хама.
28 Послал Он тьму кромешную — и мрак воцарился.
Разве египтяне не противились слову Его?4
29 Он в кровь превратил воду их
и рыбу их всю погубил.
30 Земля жабами воскишела
до самых покоев царских.
31 Сказал Он — и тучи злых мух налетели,
множество гнуса на всю их страну.
32 Вместо дождя послал Он им град,
огонь пылающий — на их землю.
33 Виноградники и смоковницы их Он погубил,
сокрушил деревья по всей их земле.
34 Он лишь слово сказал — пришла саранча,
и гусеницы явились в великом множестве:
35 поели они все растения в стране,
истребили все плоды на полях.
36 Всех первенцев египтян поразил Он —
весь первый плод их силы мужской.
37 Вывел Он из той земли израильтян,
серебро и золото с собой они унесли;
среди всего множества их ни один человек не пал.5
38 И когда уходили они, радовались египтяне,
ибо страх перед сынами Израиля напал на них.
39 Облако Господь простер покровом над народом Своим
и огонь, чтобы и ночью светло им было.
40 Просил Моисей6 — и послал Господь перепелов,
насытил их хлебом небесным.
41 Разверз Он скалу — и хлынули воды,
рекой потекли по пустыне,
42 ибо верен Он был святому Своему обещанию,
что слуге Своему Аврааму Он дал.
43 Радовался народ, когда Господь вел их,
избранные Его ликовали.
44 Он дал им земли язычников,
труд иноплеменников — в наследие,
45 дабы могли они заповеди Его соблюдать
и сохранять законы Его.
Аллилуйя!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 104

Прослеживая отдельные аспекты истории Израиля (от Авраама до начала скитаний евреев в пустыне), характер которых определяло Божие вмешательство, ибо это Он чудесным образом вел Свой народ — во исполнение обетований, которые дал ему по завету, — псалмопевец славит величие любви Господа к «помазанным» (стих 15) Его.

А. Хвала величию Господню (104:1−6)

Пс 104:1−6. Призыв к славословию Господа и к возвещению в народах чудесных Его свершений («дел Его»). «Хвалиться именем Его святым» (стих 3) — то же, что возвещать о свойствах Божией личности, открытых людям. Ищущие приблизиться к Господу да радуются («веселятся») в сознании, что Он — истинно Всемогущий Бог (стих 3). Постоянно вспоминая все, что Он сотворил для Израиля, народ этот должен во всем полагаться только на Него: искать Господа и силы Его и лица Его всегда (стихи 4−5). Следует обращение к сынам Иакова, которых Господь избрал (стих 6).

Б. Хвала верности Его (104:7−41)

Пс 104:7−15. Господь, чьи суды совершаются (в значении: чьи решения и справедливые воздаяния за добро и зло осуществляются) по всей земле, есть Бог наш, Который вечно помнит завет Свой с нами, — напоминает псалмопевец Израилю; не обязывает ли это нас тем более хранить верность Ему? — подразумевает он (стих 5 сопоставьте со стихом 8, 42). Факты, на которые автор ссылается в стихах 8−11, запечатлены в ветхозаветной истории (Быт 12:1−3; 15:18−21; 22:15−18; 28:13−15; 32:12).

Когда он говорит о начале образования Израиля как великого народа, находившегося под особым покровительством Господа и защитой Его (стихи 12−15), то, возможно, имеет в виду переход Авраама из Ура Халдейского в Харан (Быт 11:31), Ханаан (Быт 12:4−5), Египет (Быт 12:10−20), а затем — на юг (т. е. в пустыню Негев); Быт 20:1. «Помазанные Мои» в стихе 15 тождественно по смыслу «богоизбраным» и относится ко всему еврейскому народу.

Пс 104:16−41. Продолжается перечисление фактов из еврейской истории в той последовательности, как они запечатлены в книгах Бытия и Исхода: о появлении евреев в Египте, возвышении Иосифа фараоном, о долговременном пребывании Израиля в Египте, где весьма размножил Бог народ Свой (стихи 16−24; сравните Быт 37; 39−41; Исх 1:6−14). «Землей Хамовой» в стихе 23 Египет назван потому, что основателем его считался один из сыновей Хама.

В стихах 25−36 следует рассказ о том, как евреев возненавидели в Египте, и как Господь — через рабов своих Моисея и Аарона — совершил чудеса… в земле Хамовой, т. е. подверг египтян десяти казням (сравните Исх 7−11; Пс 77:43−51); скнипы в стихе 31 — то же, что «мошка», «гнус».

В стихах 37−41 говорится об исходе евреев из Египта и о том, как Господь питал и поил их в пустыне.

В. Хвала Господу за избавление Его (104:42−45)

Пс 104:42−45. Псалмопевец говорит о том, что Господь — по слову, которое дал Аврааму… вывел народ Свой из рабства, и дал ему в наследие землю обетованную, поставив благополучие или неблагополучие его в будущем в зависимость от того, будет ли он следовать уставам и законам Его. Объяснение завершающего псалом восклицания Аллилуия! в комментариях на Пс 103:35.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: богослужения совершайте во имя Его; или: поклоняйтесь Ему.
17  [2] — Букв.: послал Он человека впереди них.
22  [3] — Букв.: связывал; в LXX и древн. пер.: наставлял.
28  [4] — В масоретском тексте это предложение не вопросительное, а утвердительное.
37  [5] — Букв.: во всех их коленах не было ни одного споткнувшегося.
40  [6] — Букв.: он; древн. пер.: они просили.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.