Псалтирь 108 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
Бог хвалы моей, молю, не будь безмолвен!
2 Ибо злословят обо мне уста нечестивые и коварные,
языками лживыми говорят обо мне.
3 Словами ненависти со всех сторон осыпают меня,
нападают на меня без причины.
4 На любовь мою враждой они отвечают,
а я продолжаю молиться.
5 Воздают они мне злом за добро,
ненавистью — за любовь мою.
6 Выставь же против врага моего1 свидетеля нечестивого,
обвинителя поставь по правую руку его.
7 И на суде да окажется он виновным,
сама молитва его да обернется против него.2
8 Да будут дни его коротки,
и должность его займет другой.
9 Да будут дети его сиротами,
и жена его — вдовой.
10 Бродягами и нищими пусть будут дети его,
пусть попрошайничают вдали от развалин своих.
11 Пусть захватит заимодавец всё, что есть у него,
и чужие расхитят плоды труда его.
12 Да не будет никого, кто был бы милостив к нему,
никого, кто сирот бы его пожалел.
13 Пусть уничтожено будет потомство его,
и уже в следующем поколении имя его исчезнет.
14 Да будет вспомянуто пред ГОСПОДОМ нечестие отцов его,
и не изгладится грех матери его.
15 Да будут грехи предков его всегда пред ГОСПОДОМ,
а о них самих и памяти на земле не останется!
16 Ведь не думал он милость оказывать, нет —
он человека удрученного, в нужде живущего
и духом упавшего, преследовал, дабы его умертвить.
17 Любил он проклинать — пусть на него падут проклятия!
Не хотел он людей благословлять —
так пусть будет благословение и от него далеко!
18 Облекался он в проклятие, как в одежду, —
так пусть же оно проникнет внутрь его, как вода,
просочится к костям его, как елей.
19 Пусть окутает оно его, как одежда,
как пояс, которым подвязывается.
20 Да будет это возмездием от ГОСПОДА обвинителям моим,
тем, кто злословит обо мне.
21 Но Ты, ГОСПОДИ, Владыка мой,
вступись за меня ради имени Своего!
Любовь Твоя так велика — спаси ж меня!
22 Ибо угнетен я и в большой нужде,
изранено сердце в груди моей.
23 Исчезаю я, как тень вечерняя,
сброшен наземь, как саранча.
24 От поста ослабели колени мои,
в полном истощении тело мое.
25 Завидев меня, люди качают головами,
стал я для них посмешищем.
26 Помоги мне, ГОСПОДИ, Боже мой!
Спаси меня по любви Своей неизменной.
27 Пусть знают они, что спасла меня рука Твоя,
что это Ты, ГОСПОДИ, совершил.
28 Пусть проклинают, только бы Ты благословлял,
нападения их пусть обернутся позором для них,
а для слуги твоего — радостью.
29 Пусть враги мои в бесчестье облекутся
и, как плащ, носят на себе позор свой.
30 С великой благодарностью на устах восхвалять ГОСПОДА буду
и в толпе народа прославлять Его,
31 ибо стоит Он на стороне нуждающегося,
чтобы защитить его от тех, кто его на смерть осудил.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 108

Это молитва Давида, обращенная к Господу, в которой он просит об отмщении своим врагам, безжалостно преследующим его. Этот псалом изобилует проклятиями, преимущественно направленными в адрес одного из врагов Давида. Во вступлении к книге Псалтырь объясняется смысл темы «Проклятий в псалмах».

А. Жалобы на коварных врагов (108:1−5):

Пс 108:1−5. Давид возносит хвалу Богу и молит Его «не промолчать», т. е. не оставить безнаказанными тех, кто безжалостно преследует Давида, отвечая ему злом на добро, и ненавистью на любовь.

Б. Проклятия в адрес одного из врагов (108:6−20):

Пс 108:6−19. Существует предположение, что врагом, вызвавшим особое чувство гнева у Давида, был Доик идумеянин, главный смотритель над стадами Саула. Он коварно предал Давида, скрывавшегося от царя, а затем умертвил 85 священников во главе с Ахимелехом (1-й Царств 22).

Настроение псалма определяется той горечью, которой томится несправедливо гонимый праведник. Он молит Бога о возмездии своим мучителям, которые являются не только его личными врагами, но и нечестивцами, противными Самому Господу. В стихах 6−7 представлен образ суда над ненавистником. Этот суд настолько же беспощаден, насколько были беспощадными и поступки нечестивца. «Молитва его да будет в грех» — возможно означает то, что на суде нечестивец начнет молиться, но не из-за раскаяния, но из-за страха, т. е. неискренне, поэтому пусть такая молитва лишь усугубит его грех.

Косвенные свидетельства того, что в Псалме 108 подразумевался именно Доик идумеянин, можно увидеть в стихе 8. Давид просит о том, чтобы не только дни этого человека были краткими, но и чтобы достоинство его перешло к другому. Имеется ввиду занимаемое им почетное положение главного смотрителя царских стад. Ссылка на это место находится в Деяния 1, когда апостолы избрали Матфия вместо повесившегося Иуды. Другими словами, предатель Доик выступает прообразом Иуды Искариота. Возможно, что автору книги Деяний было известно, что Доик тоже был лишен своего положения.

В стихах 8−19 перечисляются проклятия, которые Давид призывает на голову не только своего врага, но и на всех его близких. В древности на Ближнем Востоке была распространена идея о том, что дети наследуют не только образ жизни своих родителей, но и их характер, психологию. Поэтому в представлении Давида «сироты» Доика должны были вырасти такими же порочными людьми, как их отец. И он просит Господа обречь их на погибель (стихи 12−13).

В сущности, псалмопевец хочет, чтобы к его жестокому врагу, возлюбившему проклятие (16−17), был применен древний принцип «око за око, зуб за зуб». В стихе 16 могли подразумеваться несчастные священники в Номве, безжалостно умерщвленные Доиком. За злодеяние против таких «бедных» людей да истребится даже память о роде Доика на земле.

Пс 108:20. Такого же воздаяния от Господа Давид желает всем своим врагам, видя их врагами и Самого Господа.

В. Молитва о помощи (108:21−31):

Пс 108:21−25. Молитва к Господу о поддержке и милости. «Беден и нищ» — это часто встречающийся в псалмах образ, передающий бедственное состояние человека, взывающего к Богу. «Сердце мое уязвлено во мне» — другими словами, я пал духом и не нахожу в себе силы больше держаться.

Пост о котором упоминает Давид в стихе 24, был, скорее всего, вынужденным. Спасаясь от постоянных преследований, он не всегда имел пищу, и поэтому он ослаб, похудел, и уже еле стоял на ногах. Враги же гонят его с такой злобой, с какой прогоняли саранчу с полей. Кроме того, они еще и издеваются над ним, насмешливо кивая головами в его адрес (стихи 23, 25).

Пс 108:26−31. Заключительная молитва Давида о том, чтобы нечестивцы осознали, что это Господь воздает им (26−27). Будучи убежден в том, что Бог всегда будет защищать бедного (находиться «по правую руку от него»), псалмопевец выражает намерение громко прославлять Господа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Букв.: против него, некоторые полагают, что псалмопевец цитирует проклятия своих врагов (ст. 6−19).
7  [2] — Букв.: молитва его да будет во грех.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.