Сказал ГОСПОДЬ Господу1 моему:
«Сядь по правую руку Мою,
доколе не положу врагов Твоих под ноги Твои».
чтобы даже над врагами Своими Ты правил!
когда Ты поведешь воинства Свои на холмы священные.3
Как роса из лона зари является,
так юные силы Твои придут к Тебе.4
«Ты священник навеки по чину Мелхиседека».5
истребит Он царей в день гнева Своего.
поле брани будет трупов полно —
истребит князей на всей земле.6
и, освежившись, поднимет голову Свою.
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 109
Это пророчески-мессианский псалом, часто цитируемый в Новом Завете, — как Самим Христом, так и новозаветными авторами.
Слова Псалма 109 обращены к Господу псалмопевца. Они как бы звучат из уст пророка, получившего откровение свыше. Царь, подразумеваемый в псалме, одновременно является священником, и, следовательно, не об Аароновом священстве здесь речь, так как Аарон не относился к царскому роду. Стих 1 этого псалма цитировался Иисусом Христом в Мк 12:36 (сравните Мф 22:44; Лк 20:42); Господь обратился к этим именно словам, чтобы показать, что Он, Мессия, и должен был прийти как Господь Давида как Потомок его (Мк 12:35, 37). Самый факт цитирования Христом этого места убеждает в том, что Давид писал Псалом 109 под действием Святого Духа, и что он — о Нем, Мессии. Пс 109:1 приводится также авторами книг Деяний апостолов и к Евреям (Деян 2:34−35 и Евр 1:13).
Были попытки приурочить написание Псалма 109 к периоду Маккавеев, когда некоторые священники временно осуществляли и царскую власть, однако, из вышесказанного ясно, что попытки эти безосновательны. Кстати, еврейские вожди периода Маккавеев были священниками в первую очередь, и лишь во вторую — теми, кто одновременно осуществляли и гражданскую власть, тогда как в Пс 109 подразумевается Царь, являющийся и Священником.
Осуществление Мессией «объединенных функций» и Царя и Священника; предсказывалось и в других местах Ветхого Завета, к примеру, в Зах 6:12−13.
Не исключено, что написание Давидом Псалма 109 было связано с каким-то инцидентом в его жизни, однако, с каким именно, установить не представляется возможным. Может быть, он был создан тогда, когда Давид осознал, что Помазаннику предстоит править царством праведных (2Цар 23:2−4). К концу своих дней он уже понимал, что не он — тот Помазанник, а некто гораздо больший, чем он, Который придет, чтобы вечно владычествовать в силе и славе. Итак, в Пс 109 Давид излагает полученное им пророчество о возвеличении его Господа.
А. Пророчество о возвеличении (109:1−2)
Пс 109:1−2. Давид как бы «слышит разговор», происходящий в небесах, — между Господом (Яхве) и своим Господом (Адонаем), т. е. между Богом Отцом и Мессией. Интересно, что русскому сказал соответствует еврейское неум — слово, часто употреблявшееся в отношении пророчества или откровения. В этом пророчестве Яхве открывает, что Господу Давида, Мессии, дано занимать место по правую руку от Него, т. е. самое почетное место, подразумевающее и равную с Ним власть — и так будет до конца времен (сравните Пс 2:8−9).
Словом доколе в русском тексте Библии нередко передается понятие времени неопределенной продолжительности. Неопределенность времени в данном случае следует из контекста: если Яхве дает Мессии сидеть одесную Себя все то время, пока сопротивление врагов Божиих не будет полностью сломлено, то после этого власть Мессии тем более будет продолжаться всегда, вечно.
Положить в подножие ног — образ, символизирующий полное подчинение.
Жезл силы, или власти, которая со временем распространится на всех врагов Мессии, Яхве передает Ему с Сиона (где Бог Отец невидимо присутствует среди избранного Им народа).
Б. О господстве Мессии (109:3−4)
Пс 109:3. Под «днем силы» может пониматься день, когда сила и власть Мессии откроются всему миру. Представление о нем может быть продолжено как о «дне» справедливого осуждения нечестивых и награждения праведников. Непременным атрибутом, или украшением, такого дня должна стать святость (в значении высокой нравственной чистоты и искреннего искания Господа) Его народа (народ Твой готов во благолепии святыни.
Как древние израильтяне — прежде чем отправиться в битву, посвящали себя Богу, так и к концу времен истинно верующие в Господа должны быть «готовы» в святости своей.
Вторая часть стиха 3 в русском тексте звучит иначе, чем в английском. Фраза в синодальной Библии объясняется так: Яхве говорит Мессии, что Он рожден был из существа Его (из чрева) прежде чем появился свет («денница» значит «заря»), т. е. прежде создания мира. Сравнение с росой можно объяснить тем, что она выпадает до восхода солнца.
Иное понимание этого текста, представленное в английском переводе Библии, подразумевает рождение народа Божиего «из чрева зари», подобно росе. При таком прочтении толкователи видят в росе символ свежести, красоты, новизны. Более соответствующим всему контексту Псалма 109 представляется, однако, звучание стиха 3 (особенно во второй его части по-русски).
Пс 109:4. «Клялся Господь (Яхве) и не раскается» означает, что клятва, данная Богом Отцом, не подлежит отмене: Мессия станет Священником навеки по чину Мельхиседека. Другими словами, народ Мессии получит в Его лице вечного Первосвященника. Напомним, что Мелхиседек был царем Салима (Иерусалима) и священником Бога Всевышнего (Быт 14:18; Евр 7:1). Исполнивший же волю этого истинного Бога, пославшего Его, Мессия является Царем Иерусалима Небесного, куда придут все, кто веруют в Него, как подданные Его… Автор Псалма 109 правил в Иерусалиме земном долгие века спустя после Мелхиседека.
Итак, слияние функций священника и царя в одном лице, имевшее место в глубокой древности, возродится в Мессии, но этого не могло бы произойти, если бы не прервалось Аароново священство, на что особое внимание обращает автор послания к Евреям; четыре раза говорит он о Мелхиседеке, как о прообразе Иисуса Христа (Евр 5:6; 6:20; 7:17, 21), подчеркивая одновременно превосходство служения Христа перед служением Мелхиседека.
Как Священник, Иисус принес Себя в жертву на кресте (Евр 7:27−28; 10:10). Не принадлежа к линии Аарона (Евр 7:11−18), Он является вечным Первосвященником (Евр 7:21−26, 28), «Ходатаем нового завета» (Евр 8:13; 9:15), будучи в то же время обещанным Богом Царем из дома Давидова, Он один осуществляет обе вышеупомянутые функции.
В. Победа Мессии (109:5−7)
Пс 109:5−7. Давид предвидит великую победу Мессии и наступление дня гнева Божиего, т. с. суда над народами (сравните Иоиль 3:2, 11−14) и их царями. Это Мессия — Священник, придя, нанесет им поражение (Откр 16:16; 19:13−15); слово «голова» в англ. переводе стиха 6 стоит во множественном числе. В первой фразе стиха 7 видят образ обновления Мессией Своей силы в процессе Его деятельности (пути): во второй его фразе подразумевается вознесение (возвышение) Мессии над миром по воле Бога Отца.
Согласно Новому Завету Иисус Христос возвратится, в сопровождении Своих святых, на землю, чтобы судить мир, и затем установит на земле Свое царство.