Псалтирь 110 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Аллилуйя!1
Всем сердцем своим благодарить ГОСПОДА буду
в кругу людей честных, в собрании праведных.
2 Велики дела ГОСПОДНИ,
размышляют о них все радующиеся им.
3 Всё, что делает Он, славы и величия полно,
и праведность Его вечна.
4 Всё сделал Он так, что дивные дела Его памятны,
милостив ГОСПОДЬ и сострадателен.
5 Дает Он пищу благоговеющим пред Ним,
вечно помнит Завет Свой.
6 Он силу явил народу Своему в делах Своих,
когда давал им земли2 язычников.
7 Печать верности и правды на всем, что сделали руки Его,
и все установления Его верны,
8 определены они на веки вечные,
исполняться должны с верностью и искренностью.
9 Он послал избавление народу Своему,
Завету Своему определил пребывать вечно —
имя Его свято, благоговение оно вызывает.
10 И благоговение перед ГОСПОДОМ есть начало мудрости,
у тех, кто заповеди Его исполняет, разум верный.
Слава Ему вовек!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 110

Можно говорить о «единстве содержания» этого и следующего псалмов, которые оба являются «алфавитными», или акростихами. Тема, затронутая в последнем стихе Пс 110, получает дальнейшее развитие в Пс 111. По всей видимости, оба они были написаны одним и тем же автором и в одно время. Но если одни богословы видят в слове «избавление» (стих 9) указание на то, что Псалом 110 был написан в дни Неемии, по избавлении народа из плена вавилонского, то, по утверждению некоторых древних авторов, он возник при жизни пророков Аггея и Захарии. Так или иначе, перед нами псалом, исполненный чувством благодарности Господу за великие дела, которые Он сотворил для народа Своего, настроением радостной хвалы. Обращают на себя внимание общие или схожие выражения, употребляемые как в Пс 110 и 111, так и в Притчах.

А. Прославление Господа в совете праведников и а собрании (110:1−3)

Пс 110:1−3. Вероятно, «совет праведных» и «собрание» — не одно и то же. Под первым могло пониматься синагогальное собрание — таковые стали утверждаться у евреев после возвращения их из вавилонского изгнания (они состояли преимущественно из знатоков и ревнителей закона); под вторым, очевидно, понималось общенародное собрание.

Дела Господни — вожделенны (стих 2) в том смысле, что дают пищу для размышлений о Боге и для все более ясного познания Его.

Б. Восхваление дел Господних (110:4−9)

Пс 110:4−9. Многими чудесными делами засвидетельствовал Господь Израилю о Своей верности ему; нередко «чудеса» эти имели преходящее значение, но немало было и таких, которые определяли дальнейший ход его истории, и они остались в памяти народа, увековечены были в праздниках его (в Пасхе, например), т. е. «соделались памятными» (стих 4). Следует перечисление дел Божиих для блага Израиля, и восхваление этих справедливых дел и заповедей Господних (стихи 5−8). Имя Господне — свято для любящих Его и страшно для Его врагов (стих 9).

В. О страхе Господнем (110:10)

Пс 110:10. Первая фраза этого стиха идентична той, с которой начинается 7-ой стих в 1-ой главе книги Притчей. Вторая фраза в Пс 110:10 означает, что не только знающие заповеди Его, но и живущие по ним — воистину разумны. Вознесением Богу вечной хвалы псалом завершается.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Пс 110 и 111 в оригинале написаны в форме алфавитного акростиха; см. примеч. к 9:1.
6  [2] — Букв.: наследие / владения.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.