Псалтирь 112 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Аллилуйя!
Слуги ГОСПОДНИ, славьте,
славьте имя ГОСПОДНЕ!
2 Да будет благословенно имя ГОСПОДА
отныне и вовек!
3 От восхода солнца до заката его
да славится имя ГОСПОДНЕ!
4 Превыше всех народов ГОСПОДЬ,
слава Его — превыше небес.
5 Кто подобен ГОСПОДУ, Богу нашему,
Который, на троне в высях вселенной восседая,
6 взирает вниз на небо и землю?!
7 Он бедного из праха поднимает,
вытягивает нищего из грязи,
8 чтоб посадить их вместе с князьями,
с князьями народа Своего.
9 Женщину в доме бездетном Он делает матерью,
радующейся о детях своих.
Аллилуйя!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 112

Псалмопевец призывает всех рабов Господних хвалить имя Того, Кто, будучи вознесен и над землею и над небесами (стих 4), склоняется к ним, «умаляет» Себя (стих 6), чтобы возвысить «бедных и нищих» (стих 7). В этом описании Господа предвиденье псалмопевцем кенозиса. т. е. уничижения Иисусом Христом Самого Себя, когда Он, отрекшись от Своей небесной славы, приходит на землю (Флп 2:7).

Псалмы 112−117 составляют так называемый галлел, или собрание хвалебных («аллилуйных») псалмов, которые воспевались как в дни великих религиозных праздников — на Пасху, в праздники Пятидесятницы и Кущей, так и в другие святые дни, например, при богослужении в новомесячие. На Пасху псалмы 112−113 пели до принятия пищи, а псалмы 114−117 — после принятия ее.

Пс 112:1−3. Псалом начинается и завершается словом хвалы и призывом к ней: Аллилуйя. Хвалите… Аллилуйя! Но здесь хвалить Господа (имя Его, с которым ассоциируются все Его Божественные свойства) призываются лишь рабы Господни, т. е. люди, верующие в Него и стремящиеся жить по воле Его. Лишь они — где бы ни жили они (от восхода солнца до заката его — символ известного тогда мира) — достойны чествовать и прославлять имя Господне.

Пс 112:4−5. Господь, обитающий на высоте, — несравненен (Пс 34:10; 70:19; 76:14; 88:7; Исх 15:11; 2Цар 7:22). Тут понятия высок и «высота» употреблены и в значении Его всеобъемлющей, никем не превзойденной власти над вселенной. Ничто, происходящее в истории народов, не происходит помимо Его воли или вразрез с нею.

Пс 112:6−9. Упомянутые «высок» и «высота» означают, однако (в сознании псалмопевца) и крайнюю удаленность местопребывания Господа от земли и людей, обитающих на ней. Неизмеримы как высота неба над землей, так и высота положения Творца по отношению к творению. Но несмотря на эту «неизмеримость» Господь, в неусыпном Своем попечении о Своих созданиях, приклоняется к небу и к земле (т. е. склоняется к ним), наблюдая за всем, что там происходит («призирает» на них), чтобы вовремя оказать помощь страдающим и беспомощным.

Из пыли (праха… брения), т. е. из крайнего унижения, поднимает милостивый Господь бедного, чтобы возвысить его до положения «князей» (стихи 6−8). Он делает это не с каждым «нищим», но в тех случаях, когда это происходит, действие милости Его явственно и ощутимо. В контексте Нового Завета милость Господня обретает духовный смысл, потому что благодаря ней верующие в Господа получают небесное наследие.

Поскольку деторождению придавали в древнееврейском обществе особое значение, в качестве второго примера явного Божиего благословения (милости) псалмопевец приводит обращение Им неплодной в счастливую мать; из ветхозаветной истории известны несколько таких случаев: Сара, Рахиль, Анна (мать Самуила).

Итак, темой Псалма 112 является свершение Богом, по милости Его, великих и чудных дел для несчастных и пребывающих в нужде.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.