От всего сердца благодарю Тебя, Господи,
перед богами1 пою Тебе хвалу!
и с благодарностью имя Твое прославляю
за любовь и верность2 Твою,
ибо над всем Ты возвысил и слово, и имя Свое.3
ободрил меня и силу душе моей дал.
когда услышат слова из уст Твоих!
ибо слава ГОСПОДА велика!
и гордеца издали узнаёт.
жизнь мою Ты оберегаешь,
какой бы сильной ни была ярость врагов моих.
Ты руку Свою простираешь,
спасает меня сильная4 рука Твоя.
Вечна, ГОСПОДЬ, любовь Твоя неизменная!
Не предай забвению дело рук Твоих.
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 137
Пс 137:1−8. Горячей верой в Господа, хвалой и благодарностью Ему исполнен этот короткий псалом царя Давида. Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе (стих 1). Относительно «богов» в этом стихе высказываются разные предположения. В латинском и греческом текстах стоит не «богами», а «ангелами». в книге пророка Малахии (Мал 2:7) как о «вестнике» Господа Саваофа, т. е. как об «ангеле», говорится о священнике.
На основании этого сопоставления можно придти к выводу, что здесь Давид славит Господа перед священниками. Известно, однако, что на страницах Библии под «богами» порой понимались судьи, или просто власть имущие (к примеру, Исх 21:6; 22:8). Так что не исключено, что в Пс 137:1 подразумеваются именно они. Возможно и третье: Давид славит Господа «пред языческими богами» (как бы бросая им вызов). Ведь многие в Израиле продолжали чтить их на протяжении веков, иногда наряду с Иеговой.
Во второй части стиха 2 некоторые видят косвенное свидетельство о поводе и в связи с ним о приблизительном времени написания Псалма 137. Ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. Под «словом» при этом понимается обетование Давиду свыше о том, что от него произойдет Мессия. Такое обетование не могло не быть для него выше и больше всех милостей, которыми когда-либо благословлял его Господь («Ты возвеличил слово»), и которые побуждали его «превозносить» имена Господни как отражение тех или иных свойств Его Личности.
При таком прочтении этого места естественно предположить, что псалом был написан царем Давидом в связи с получением им упомянутого обетования, а, значит, после того, как оно было получено. Экспрессивная форма хвалы Давида (как если бы он воскликнул: «Добрые дела Твои более доброты Твоей!») объясняются безмерной благодарностью его Богу, слово Которого он продолжает благословлять и в стихе 3 — как источник утешения к ободрения для человека: Я воззвал, и Ты услышал… вселил в душу мою бодрость. В стихах 4−5 псалмопевец выражает уверенность в том, что придет день, когда все цари земные, услышав слова уст Господних и, поняв их величайший смысл, прославят Господа и воспоют пути Его. ибо велика слава (очевидно, в значении любви Его и могущества) Господня.
В стихе 6 — восхваление Господа за то, что Он, будучи столь высок (непостижим для людей и недостижим на «высоте положения Своего»), видит… смиренного и уделяет ему внимание, как узнает… и гордого, которому не обмануть Всевышнего показным смирением. Давид не сомневается в том, что посреди любых напастей… спасет его десница (правая рука — символ силы) Господня. в стихе 8 — либо та мысль, что все, что необходимо для Давида, Господь сделает для него, либо, что Он исполнит (совершит) цель, которую в отношении Давида имеет. Отсюда заключительная фраза псалма: дел рук Твоих не оставляй.