Псалтирь 138 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
Ты испытал меня, ГОСПОДИ, и знаешь меня.
2 Знаешь Ты, когда сажусь я и когда встаю,
издали читаешь1 мысли мои.
3 Иду ли я, отдыхаю ли — всё это у Тебя как на ладони,
и Ты хорошо знаешь обо всех путях моих.
4 Слово еще не слетело с языка моего,
как оно уже, ГОСПОДИ, Тебе ведомо.
5 Спереди и сзади Ты оградил меня
и руку Свою на меня возложил.
6 Удивительно знание Твое
выше оно моего понимания, не постичь его мне.
7 Куда уйду от Духа Твоего?
От присутствия Твоего куда укроюсь?
8 Взойду ли на небо — Ты там;
в мире ли мертвых2 будет ложе мое — и там Ты!
9 Полечу ль на восток я на крыльях зари
или жить буду там, где солнце за морем заходит3
10 и там Ты будешь вести меня
и поддерживать правой рукою Своей.
11 Если бы даже сказал я: «Тьма пусть сокроет меня,
вместо света пусть ночь окружит»,
12 но и тьма не темна для Тебя,
и ночь так же светла, как и день:
сама тьма светом была бы Тебе.
13 Всё, что есть во мне, — это Ты создал,
соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя за то, что я так удивительно,
так превосходно создан.
Дела Твои дивны, и душа моя хорошо это знает.
15 Не были сокрыты от Тебя кости мои,
когда втайне я был созидаем,
когда был искусно творим в недрах земли.4
16 Ты видел меня прежде, чем я родился,5
и в книге Твоей записаны были
все дни, отведенные мне,
когда ни одного из них еще не было.
17 Как непостижимы6 для меня замыслы Твои, Боже!
Как велико их число!
18 Если бы их мог я сосчитать,
но их более, чем песчинок у моря.
Мне ясно одно: засыпаю ли я, просыпаюсь ли — я с Тобой!
19 О Боже, если бы Ты поразил нечестивых!
Если б удалены от меня были люди кровожадные!7
20 Они злобно говорят о Тебе.
Враги Твои поминают имя Твое всуе.8
21 ГОСПОДИ, не должен ли я ненавидеть тех, кто Тебя ненавидит?
Не должен ли питать отвращения к восстающим против Тебя?
22 Непримиримой ненависти к ним я исполнен —
враги они мне.
23 Испытай меня, Боже, и узнай побуждения сердца моего,
проверь меня, Господи, и узнай помыслы мои.
24 Посмотри, не иду ли я путем пагубным,
и направь меня на путь вечный.9

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 138

Всеведенье Божества и вездесущность Его, и всемогущество — вот предметы размышлений царя Давида в этом прекрасном, удивительно поэтичном псалме. Он делится на четыре строфы, по шесть стихов в каждой. Всепроникающее и всеобъемлющее знание Господа образует тему первой строфы. Из нее плавно возникает вторая тема (вторая строфа): псалмопевец сознает, что каждый аспект его жизни — под контролем всеведущего Бога, «убежать» от Него невозможно и потому, что Он — вездесущ.

Тема всемогущества Бога (третья строфа) раскрывается тут для Давида в плане дивной творческой потенции Его — на примере сотворения Им его собственной жизни. Все это вызывает у псалмопевца восторженное благоговение перед Господом, чувство преданной любви к Нему и, вместе с безграничным доверием Ему, горячее желание, чтобы Он и впредь направлял земные пути его и вывел на путь вечный. (В контексте псалма слово «вечный» может быть понято как «долговременный», «долгий», а фраза «путь вечный» — как «путь, ведущий к многолетию, к долгой жизни».)

Четвертая строфа, хотя и связана с предыдущими, в первой своей части несколько выбивается из общей тональности псалма. Но два его последних стиха перекликаются с двумя первыми — и поэтически, и по смыслу («Ты испытал меня и знаешь — Испытай меня… и узнай; Ты разумеешь помышления мои — Зри, не на опасном ли я пути»).

А. О всеведении Божием (138:1−6)

Пс 138:1−6. Тема стихов 1−6 открывается вводной фразой (стих 1): Давид признает в ней, что Господь глубоко изучил (испытал) его, а потому знает о нем все. Ему известно каждое движение Давида; противоположный характер названных здесь: «сажусь — встаю» символизирует все представимые движения (литературный прием, так называемый меризм; сравните стих 3 и 8). Однако не только движения, но даже и помышления Давида известны Господу. Он «разумеет» их издали (тут в значении «задолго до того, как они возникнут»).

Как и слово его — еще не успеет оно сформироваться на языке Давида — а Господь уже знает, что он собирается сказать. (Некоторое, пусть весьма приблизительное, представление о поэтичности этих стихов в оригинале можно составить на примере созвучия двух слов в стихе 4 — слова и совершенно; по-еврейски они звучат как миллах и куллах.)

Образ всеобъемлющего знания Господа о Давиде и Его контроля над ним — в стихе 5. Дивно для меня такое ведение Твое! — восклицает он: непостижимо и недостижимо (высоко); стих 6.

Б. О вездесущности Господа (138:7−12)

Пс 138:7−12. Мысль о ней выражена двумя риторическими вопросами в стихе 7 и развивается в последующих стихах этой строфы. Гипотетическое «Взойду ли на небо… сойду ли в преисподнюю» (стих 8) — пример еще одного «меризма» (сравните стих 2, 3). Господь-повсюду, сознает псалмопевец: и в этих «крайних сферах» вселенной, и в любом месте между ними. В стихе 9 — образ движения со скоростью света от восточной границы вселенной (на крыльях зари) до западной ее границы (каковую образовывало, в представлении жителей древнего Востока, подразумеваемое здесь Средиземное море).

Повсюду рука Господа поведет… и удержит Давида (стих 10 сравните со стихом 5). В обоих этих стихах «рука» Всевышнего изображается, однако, как сила направляющая, а не принуждающая: псалмопевец сознавал, что человек волен избирать свои пути, но Господь в Своем предведении об этих путях и во всеведении Своем направляет и удерживает земные Свои создания в рамках Своих предначертаний о них.

Для Господа ночь так же светла, как день, поэтому и во тьме невозможно скрыться от него тому, кто пожелал бы этого (стихи 11−12). «Тьма» может служить здесь и образом действий втайне: в отношении Бога бесполезны попытки осуществить их.

В. О всемогуществе Божием (138:13−18)

Мысль о том, что и тьма бессильна скрыть человека от Господа, образует переход к следующей строфе, начинающейся со слова «Ибо». Богу ли не ведать и «не видеть» все касающееся того, кого Он сотворил «во чреве матери его»!

Пс 138:13−16. Все свое внутреннее устройство, в его удивительном единстве и взаимозависимости, псалмопевец уподобляет искусно сотканной ткани (Ты… соткал меня; стих 13), в которой каждая ниточка, «уложенная продуманно», исполняет свою функцию и определяет, наряду с другими, общую завершенность замысла художника. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен, восклицает царь Давид, который сознает это, как и то, что все дела Господни — дивны (стих 14).

Пс 138:17−18. Возвышенны… помышления Господа, т. е. мысли Его, планы и замыслы, получающие творческое осуществление во всем многообразии окружающего Давида мира. Они многочисленнее песка и не подлежат исчислению человеком, даже если человек этот, как псалмопевец, едва просыпается, начинает думать о них и повсюду ищет их проявления, постоянно ощущая себя в присутствии Божием. (Возможно, все еще в окончании стиха 18 лучше читать как «по-прежнему»; здесь может быть тот смысловой оттенок, что псалмопевец и во сне «ощущает себя в присутствии Божием»; когда же он открывает глаза, ощущение это не оставляет его, оно по-прежнему, «все еще» длится.)

Г. Верность Давида Господу (138:19−24)

Пс 138:19−22. При том трепетном благоговении, с которым относится к Господу Давид, понятно гневное неприятие им «нечестивых» — врагов Господа, неуважительно говорящих о Нем и употребляющих имя Его всуе (так звучит окончание стих 20 в английских переводах Библии). Он ненавидит их (в значении «отвергает всякое общение с ними»), ибо они и ему — враги.

Пс 138:23−24. На высокой лирической ноте завершается этот псалом; два его последних стиха — молитва Давида Господу об испытании сердца его и помышлений: да убедится (еще раз!) Господь, глубоко и тонко знающий Давида, в безраздельной его преданности Ему. И если Он, всеведущий, заметит, что Давид хоть в чем-то уклонился с пути повиновения Ему, да направит его вновь на путь вечный (толкование на эту часть стиха 24 во Вступлении к комментариям на Пс 138).

В заключение стоит заметить, что все верующие, которые начинают постигать представленные в этом псалме свойства Бога как Личности, находят в них источник великого утешения и стимул к послушанию Ему.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: понимаешь.
8  [2] — Евр. Шеол. См. примеч. «б» к 6:6.
9  [3] — Букв.: жить буду у пределов морских.
15  [4] — «Недра земли» — вероятно, имеется в виду чрево матери.
16  [5] — Букв.: глаза Твои видели зародыш мой.
17  [6] — Или: драгоценны.
19  [7] — Букв.: удалитесь от меня, люди кровожадные.
20  [8] — В некот. рукописях: восстали на Тебя.
24  [9] — Или: древний; ср. Иер 6:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.