Псалтирь 140 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Давида
ГОСПОДИ, к Тебе взываю, поспеши ко мне!
Услышь мой зов о помощи!
2 Да будет молитва моя, как фимиам, пред Тобою,
и руки мои, к Тебе воздетые, как жертва вечерняя.
3 ГОСПОДИ, возле уст моих стражу поставь,
обуздай пылкость речи моей.1
4 Не дай сердцу моему к делу злому склониться,
чтобы ничего худого я не совершил
вместе с теми, кто зло творит.
Не дай мне быть участником в их удовольствиях!
5 Пусть лучше исправляет меня праведник по своей доброте,
пусть он обличает меня — елей это для головы моей,
и я не воспротивлюсь этому.2
Лишь бы прекратились злодеяния нечестивых —
вот о чем я всегда молюсь.3
6 Когда судьи их со скал будут сброшены,
поймут они тогда, что слова мои были верны,
7 и скажут они: «Как бывает при пахоте,
когда землю вскрывают,
так кости наши рассыпаны у могильного зева».4
8 Но я смотрю на Тебя, ГОСПОДИ, Владыка мой.
Ищу в Тебе я убежище,
и Ты без защиты меня не оставь.
9 Сохрани меня от силков, для меня расставленных,
и от ловушек злодеев избавь.
10 Пусть все вместе попадут они сами в сети свои,
в то время как я мимо пройду.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 140

Псалом написан Давидом в пору гонений на него (может быть, Авессалома), в некоей острой конфликтной ситуации, в которой, по убеждению автора, лишь Господь может помочь ему.

Пс 140:1−4. Судя по стих 2, Давид мог находиться в это время вне Иерусалима, вдали от храма: не будучи в состоянии принять участие в вечернем жертвоприношении (совершавшемся около 3 часов пополудни), с возжиганием фимиама, он просит Господа принять, вместо них, молитву его, которую приносил, воздев вверх руки (в книге Откровения молитва представлена в образе фимиама; Откр 5:8; 8:3−4).

В стихах 3−4 псалмопевец молит Господа соблюсти его от неугодных Ему речей (по другим переводам в стихе 4 стоит «дел»). Так или иначе, Давид боится уклониться на путь «лукавого» поведения, лицемерного оправдания дел греховных, — по примеру творящих беззаконие. Да не станет он причастен к «сластям» их (возможно, имеется в виду чувственная роскошь, которой предавались «беззаконные»).

Пс 140:5−7. В этом псалме Давид нигде не говорит о полной своей невиновности. Он, напротив, допускает, что заслуживает осуждения. Но пусть оно исходит от праведника (стих 5); для него это было бы как благотворное возлияние на голову елея. (В этой связи приходит на память, как в свое время Давид принял обличение в грехе его с Вирсавией и в убийстве Урии от пророка Нафана; обличение это привело царя Давида к покаянию и примирению с Господом.) Заканчивается стих 5 мольбой псалмопевца оградить его от злодейства людей враждующих против него. В стихе 6 — образ повсюду присутствующих вождей этих «враждующих»; Давид обращается к ним с кроткими увещаниями, но напрасно: они исполнены намерения сеять раздор в народе, они жаждут видеть, как кости Давида и его сторонников «посыпятся в преисподнюю» (стих 7).

Пс 140:8−10. Завершение молитвы к Богу, выражение уверенности в том, что падут нечестивые в сети свои, а он, Давид, переживет и эти обстоятельства (а я перейду).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: двери губ моих стереги.
5  [2] — Букв.: голова моя не будет противиться.
5  [3] — Перевод отрывка с конца ст. 5 по ст. 7 не может быть определенным ввиду неясности оригинала.
7  [4] — Букв.: у входа в Шеол. См. примеч. «б» к 6:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.