Псалтирь 18 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
2 Небеса о славе Божией возвещают,
о произведении рук Его повествует свод небесный.
3 День дню о том рассказывает
и ночь ночи знанье открывает —
4 без речей и слов
голосом неслышным.
5 И всё же проносится по всей земле глас их1
и весть — по всей вселенной.
В небесах Он устроил жилище солнцу.
6 Как жених, выходит оно из-под полога своего,
как атлет, радо оно пробежать путь свой.
7 От края небес выходит оно
и круг свой завершает у края их —
ничто не сокрыто от зноя его.
8 Так и Закон ГОСПОДА совершенен, жизнь обновляет,
свидетельства ГОСПОДНИ достоверны,
умудряют простых.
9 Повеления ГОСПОДА верны, радуют они сердце,
заповедь ГОСПОДА чиста, просветляет взор.
10 Благоговейное поклонение пред ГОСПОДОМ чисто
и пребывает вовек.
Установления ГОСПОДНИ истинны,
и справедливо каждое из них,
11 желаннее они золота, множества самородков золотых,
слаще меда, из сот капающего.
12 Слуга Твой в них озаренье обретает,2
и в соблюдении их — награда великая.
13 Заблуждения — кто замечает их за собой?
Очисти же меня от грехов невольных!3
14 От сознательных грехов 4 удержи слугу Своего,
дабы не возобладали они надо мною!
Тогда непорочен и чист буду я от тяжких прегрешений.
15 Слова мои пусть будут угодны Тебе всегда,
как и думы мои.
О ГОСПОДИ, скала моя и Искупитель мой!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 18

Псалом воспевает величие Творца в природе и величие закона Его, который действует в человеке, очищая, укрепляя и умудряя его. Ничто в содержании псалма не подсказывает времени и обстоятельств написания его. Представляется, что, вот, охваченный восхищением, царь наблюдает небеса, эту усеянную бесчисленными яркими светилами «твердь».

Ночная картина неба сменяется, может быть, в воображении Давида, дневной: солнце, величайшее из светил, выходит из «чертога» своего. Царь мыслит о славе Божией, которую «проповедует природа», и по аналогии в сознании его возникает мысль о совершенстве нравственного закона Творца. В сердце его рождается торжественный гимн, песнь восхищения и хвалы.

«Надпись» соответствует стиху 1.

А. Небеса проповедуют славу Божию (18:2−7)

Пс 18:2−5б. Они вещают о делах рук Его. Изо дня в день они как бы «держат речь» к людям, донося до них знание о Творце. Простираясь «из конца в конец земли», небеса проповедуют повсюду, и нет языка и… наречия, т. е. нет народа и племени, которым была бы недоступна их бессловесная речь (которые не слышали бы голос их); сравните Рим 1:18−20.

Пс 18:5в−7. В небесах «поставлено» жилище солнцу. Оно сравнивается с сияющим красотою женихом и с могучим атлетом, радостно пробегающим поприще свое (т. е. обходящим землю, чтобы согреть ее, не обделив своей теплотой ни одного уголка ее; стих 7).

Б. О совершенстве Божиего закона (18:8−12)

Пс 18:8−10. Размышления псалмопевца переключаются на духовную, нравственную сферу. Закон… Повеления… Страх… Суды, исходящие от Господа, — здесь понятия более или менее идентичные. Все они соответствуют откровениям Его человеку для блага его, так как затрагивают лучшие струны его души, порождают в нем стремление к идеальному, формируют и направляют это стремление. «Закон» в стихе 8 (который включает в себя и все последующие идентичные понятия в стихе 9 и 10) направлен на нравственное укрепление людей, их воспитание (умудрение и просвещение). Он «веселит» им сердце — при мысли, что Господь, суды Которого праведны, царит надо всем.

Страх, т. е. благоговение перед Собой, внушает людям Сам Бог, потому-то он, который есть «начало мудрости», не иссякнет вовек.

Пс 18:11−12. В глазах Давида откровение Господне — желаннее золота и слаще меда. Он, раб Божий, храним им, и в том, что Бог дает ему соблюдать закон Его, видит великую для себя награду.

В. Молитва об очищении (18:13−15)

Пс 18:13−15. Понимая, что человек рождается с наклонностью ко греху и потому нередко грешит, не сознавая того (как бы втайне от самого себя), Давид просит, чтобы Господь, видящий его (как и каждого человека) подноготную, вовремя дал бы ему осознать опасность того или иного шага, удержал от него и тем очистил от последствий тайных греховных влечений (стих 13).

Однако и сознавая, что то или иное делать не следует, человек далеко не всегда в состоянии не сделать этого. Чтобы удержаться от совершения грехов умышленных и не дать им «возобладать» над собою, он тем более нуждается в Божией помощи. Горячо желая быть «непорочным» и спастись от великого развращения, действующего в этом мире, Давид просит Бога помочь ему в этом (стих 14). Дай, чтобы и слова и мысли, и чувства мои были угодны Тебе, Господи, твердыня моя и Избавитель мой! — заключает псалмопевец гимн Всевышнему.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Так в LXX и друг. древн. пер.; масоретский текст: проходит их мера / линия.
12  [2] — Друг. возм. пер.: и слуга Твой ими предостерегается.
13  [3] — Букв.: сокрытых.
14  [4] — Букв.: от высокомерных (грехов; или: людей).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.