Псалтирь 21 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
На мелодию «Лань зари предрассветной»
Псалом Давида
2 Боже мой! Боже мой! Почему Ты оставил меня?!
Ты так далеко, и слова стенаний моих
не приносят спасения мне.
3 Боже мой! Днем вопию к Тебе — не отвечаешь,
ночью — нет успокоения мне.
4 Но Ты свят, и в Святилище, где Ты как царь восседаешь,
к Тебе возносится хвала Израиля.1
5 Отцы наши на Тебя уповали,
уповали — и Ты спасал их.
6 Взывали они к Тебе и Ты избавлял их от бед,
уповали на Тебя и посрамлены не были.
7 Я же червь, не человек, —
посмешище для каждого, в презрении я у народа.
8 Кто ни увидит меня, надо мною глумится;
усмехаясь презрительно, качает головой:
9 «На ГОСПОДА он полагался,2
так пусть Господь и избавит его,
пусть спасет его, раз он угоден Ему».
10 Но это же Ты из чрева матери на свет меня вывел
и берег меня на груди ее.3
11 От рождения был я вверен заботе Твоей,
от чрева матери моей Ты — Бог мой.
12 Так не оставляй же меня:
беда настигает, и нет никого, кто помог бы мне.
13 Стадо быков обступило меня,
окружили меня дикие твари башанские.
14 Раскрыли они пасти свои,
как львы рыкающие, львы разъяренные.
15 Я пролился как вода,
распались все кости мои,
сердце сделалось воску подобно
и растаяло у меня в груди.
16 Иссякли силы мои —
как черепок из глины я стал;4
к нёбу присох мой язык;
в прах могильный я повергнут Тобой.
17 Псы окружили меня,
обступила толпа злодеев,
пронзили5 руки и ноги мои.
18 Я бы мог сосчитать все кости мои.
А они глядят на меня, зрелищем стал я для них.
19 Делят между собою они одежды мои,
жребий об одеянии моем бросают.
20 Не стой поодаль от меня, ГОСПОДИ,
Ты — сила моя, поспеши мне на помощь.
21 Спаси от меча жизнь мою,
от псов — единственное, что у меня осталось.
22 От пасти льва избавь меня
и от рогов быка дикого защити.
Молю, внемли и ответь мне!
23 Об имени Твоем поведаю братьям моим,
когда соберемся все вместе, воспою хвалу Тебе.
24 ГОСПОДА почитающие да прославят Его,
все потомки Иакова да воздадут Ему честь,
да благоговеют пред Ним все сыновья Израиля!
25 Не пренебрег Он и не погнушался
страданиями угнетенного,
не отвернулся6 от него,
услышал, когда тот взывал к Нему.
26 Хвала моя в собрании великом Тобой вдохновлена,
и я исполню обеты мои пред теми, кто Тебя7 почитает.
27 Будут есть и насытятся кроткие,
будут ГОСПОДА славить все, кто ищет Его.
Восторг ваш да будет нескончаемым!8
28 Будет помнить о том вся земля и ко ГОСПОДУ обратится,
и поклонятся все народы Ему.
29 Ибо ГОСПОДУ принадлежит царство,
Он правит народами.
30 Все сильные земли поклонятся Ему;
преклонятся пред Ним и все слабые, во прах нисходящие
и в живых души свои не сберегшие.
31 Потомки их будут служить Ему
и расскажут о Нем грядущему поколению,
32 возвестят о праведности Его,
говоря и тем, кому предстоит еще родиться:
«Это Он совершил!»

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 21

Хотя в историческом плане некоторые связывают написание Псалма 21 со временем гонений Саула на Давида, но этому нет достаточно убедительных аргументов. В тексте псалма мы видим образ казни и казнимого, и это скорее относится к распятию Иисуса Христа, чем к чему-то, что могло происходить в личной жизни Давида. К примеру, в первой части второго стиха мы видим слова, которые позже были произнесены Христом, висящим на кресте.

В Евангелиях просматривается прямая связь между отдельными фразами этого псалма, или даже целыми его стихами, и событиями, связанными со страданиями Спасителя на кресте (стихи 9, 17 и 19). Также, стих 23 цитируется автором послания к Евреям (Евр 2:12). По вдохновению свыше Давид говорил о собственных страданиях в таких поэтических выражениях и образах, которые спустя тысячилетие буквально осуществились в крестных страданиях Иисуса Христа.

Стоит заметить, что в Псалме 21 нет слов покаяния или ненависти в адрес врагов. Этот псалом является сетованием праведника, обреченного нечестивцами на смерть.

Горячая молитва «богооставленного» (21:2−11):

Окруженный врагами, охваченный чувством богооставленности, Давид в глубине души все-таки верил, что Бог не совсем отвернулся от него. Стихи 2−11 образуют вводную часть псалма и являются плачем псалмопевца. Их можно подразделить на две части: сетование (стихи 2−6) и переход к выражению надежды на Бога (стихи 7−11).

Вводная надпись содержит указание на авторство Давида, и также на то, что этот псалом исполнялся во время утреннего богослужения («при появлении зари»).

Пс 21:2−3 Давид испытывает сильное чувство оставленности Богом, но в то же время он осознает, что молитвы «отцов» Бог не оставлял без ответа (стих 5). Иисус Христос, распятый на кресте выразил всю Свою скорбь словами из этого псалма: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Матфея 27:46; Марка 15:34). Давид проникнут ощущением, что его вопль не достигает Бога, источника его спасения. Потому что хотя он «вопиет» днем и ночью, он не слышит ответа.

Пс 21:4 Надежда Давида основывается на том, что Бог евреев является Святым, и, значит, Он покровительствует Своему народу Израилю, который непрестанно прославляет Его.

Пс 21:5−6 Предки Давида обращались с молитвами к Богу, и они не разочаровывались в этом. Мысли об этом поддерживают в Давиде душевные силы.

Пс 21:7−9 Окруженный презрением людей, Давид уподобляет себя «червю» в их глазах; они постоянно поносят его, осуждающе покачивая головами. Сказанное Давидом в стихе 8 о себе самом явно перекликается со словами, которыми евангелист Матфей описывал тех, кто злорадно наблюдал, как умирает на кресте Иисус Христос (Матфея 27:43). Те люди, конечно же, не осознавали, что перед ними страдающий Мессия, и что на них исполняется пророчество, произнесенное Давидом за тысячу лет до этого.

Пс 21:10−11 Здесь псалмопевец обосновывает свою веру в Господа тем, что он впитал ее с молоком матери.

Жалоба страдающего царя (21:12−19):

Пс 21:12 Давид жалуется Господу потому что кроме Него он не видит другого помощника для себя.

Описание Давидом его врагов и переносимых им страданий снова можно подразделить на две части: стихи 13−16 и 17−19.

Пс 21:13−14 Своих врагов псалмопевец уподобляет тупым, безжалостным животным: тельцам (быкам) и львам. Васан, находился в Галилее, восточнее Киннеретского моря. Его население занималось скотоводством, этот район славился богатыми пастбищами (подробнее об этом рассказывается в толковании к Ам 4:1). Отсюда происходит образ «тучных васанских тельцов».

Пс 21:15−16 Давид образно описывает свое тяжелое физическое состояние, причиной которого является преследование его врагами. Он видит себя лежащим в «смертном прахе».

Пс 21:17 Псалмопевец сравнивает своих врагов с псами не только по причине их злобы. На древнем Востоке собаки (псы) питались падалью. Таким образом Давид хотел сказать, что ненавидящие его ждут его гибели, чтобы наброситься на него и растерзать. Слова «пронзили руки мои и ноги мои» пророчески относясь к Иисусу Христу, хотя Давид и говорил это о самом себе.

Пс 21:18−19 Эти слова тоже являются пророческими по отношению к Иисусу Христу. Сравните их с Матфея 27:35; Марка 15:24; Луки. 23:24; Иоанна 19:23−24.

Пс 21:20−22 Давид обращается с мольбой к Господу как к источнику силы. Здесь снова используется образ псов как и в стихе 17.

Обещание прославлять Бога (21:23−32):

Пс 21:23 Обещание Давида возвещать имя Божие и восхвалять Бога среди еврейского народа почти дословно передается автором послания к Евреям как слова Иисуса Христа (Евр 2:12).

Пс 21:24−27 Здесь тон псалма изменяется, он становится мажорным. Как бы в исполнение обещания, данного в предыдущем стихе, Давид призывает все «семя Иакова» (Израильский народ) славить Господа и благоговеть пред Ним за то, что Он не пренебрег скорбью страждущего (Давида) и услышал его. Можно предположить, что эта часть псалма была написана Давидом после того, как он был избавлен в его бедственной ситуации. Но, также может быть, что здесь псалмопевец просто выражает свою уверенность в том, что Бог ответит. В стихе 27 вероятно выражается мысль о том, что Господь, избавляет и не оставляет без пропитания бедного.

Пс 21:28−32 Здесь описывается обращение к Господу, Который является единственным Владыкой над всеми народами («все концы земли» и «все племена язычников»). Перед Богом преклонятся как сильные мира сего («все тучные земли»), так и вообще все смертные, нисходящие в прах и не способные жить дольше положенного им времени. В стихе 31 речь может идти не только о еврейском народе, но о будующих поколениях, которые станут «Господними» через веру во Христа. Господь ответил на молитву Давида, Он отвечает и на молитвы праведников, — и об этом будут возвещать людям в будущие времена, утверждая в них веру в Бога (стих 32).

&

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: Ты — хвала Израиля.
9  [2] — Так в LXX; масоретский текст: полагайся на Господа.
10  [3] — Друг. возм. пер.: Ты вселил доверие к Тебе уже на груди матери моей.
16  [4] — Букв.: высохла сила моя, как глиняный черепок.
17  [5] — Так в LXX и друг. древн. пер.; масоретский текст: как лев (терзают).
25  [6] — Букв.: не скрыл лица Своего.
26  [7] — Букв.: Его.
27  [8] — Букв.: да живут вовеки сердца ваши (ср. 68:33).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.