Псалтирь 28 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Давида
Воздайте ГОСПОДУ должное, все небожители,1
воздайте ГОСПОДУ должное за славу и силу Его!
2 Славу ГОСПОДУ воздайте, имени Его подобающую!
В великолепии святости ГОСПОДУ поклонитесь!
3 Глас ГОСПОДА звучит над водами,
в небесах Бог славы гремит громами,
ГОСПОДЬ — над водами великими.
4 Глас ГОСПОДА могуч,
глас ГОСПОДА величественен.
5 Глас ГОСПОДА и кедры ломает,
ломает ГОСПОДЬ кедры ливанские.
6 Как тельцов, заставит Он скакать Ливан
и Сирион2 — как молодых буйволов.
7 Глас ГОСПОДА огонь возжигает,
8 глас ГОСПОДА сотрясает пустыню,
сотрясает ГОСПОДЬ пустыню Кадеш.
9 По гласу ГОСПОДА роды лань постигают3
и леса обнажаются…
Но во Храме Его все восклицают: «Слава, слава Ему! »
10 На престоле ГОСПОДЬ восседает над водами,4
и как Царь будет восседать на престоле ГОСПОДЬ вовеки.
11 Народ Свой да одарит ГОСПОДЬ силою,
да благословит ГОСПОДЬ народ Свой благоденствием!5

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 28

Этот псалом называют иногда «Песнью грозы». В еврейской и греческой Библиях имеет дополнительную «приписку»: «при окончании праздника кущей», из чего следует, что левиты исполняли его в последний день праздника кущей. Ничто не указывает на время и обстоятельства написания Псалма 28. Впрочем, поводом к написанию его могла послужить сильнейшая гроза, «прокатившаяся» из конца в конец ханаанской земли. Давид поет о ней как о свидетельстве силы Божией, и в этом смысле Пс 28 можно рассматривать как полемический, иначе говоря, направленный против представления язычников, будто грозы вызываются и насылаются их «богами».

А. Призыв к славословию (28:1−2)

Пс 28:1−2. Экспрессия первых трех стихов усиливается троекратно повторенным Воздайте. Воздайте Господу славу и честь. Псалмопевец обращает свой призыв к «сынам Божиим», которые одними понимаются как люди, а другими — как ангелы, из-за разного прочтения окончания стиха 2. Переводчиками на английский язык оно понято как «в благолепии святости Его», и комментаторы английского текста видят здесь призыв к ангелам «склониться перед Господом, окруженным чудным сиянием святости». В русском переводе говорится о красоте («благолепии») святилища Господнего; отсюда мысль о том, что призыв Давида был обращен к сильным и знатным людям Израиля, которых он и называет «сынами Божиими».

Б. Обоснование славословия (28:3−9)

В наводящей ужас грозе (буре) псалмопевец видит свидетельство всеобъемлющего владычества Господа над природой.

Пс 28:3−4. Громовой голос Господа раздается над развязанной Его силой водной стихией (Глас Господень… возгремел… над водами многими).

Пс 28:5−7. Грозой (символ которой гром — глас Господа) ломаются и вырываются с корнем могучие кедры Ливанские; под действием сильного ветра они скатываются по склонам гор (образ «скачущих тельцов» и «скачущего молодого единорога»; в англ. тексте — молодой дикий бык). Обломки деревьев «скачут» по Ливану и Сириону (горы Антиливанского хребта; Сирион — одно из названий горы Ермон).

В стихе 7 подразумевается молния, озаряющая небо после очередного раската грома.

Пс 28:8−9. В стихе 8 — действие грозы в пустыне. Поднимаемые бурей тучи песка пугали населявших ее животных, «пускавшихся в бегство от грозы». Ветром срывало листья с деревьев, и они стояли обнаженные (стих 9). Глас Господа разрешает от бремени ланей (стих 9). Явление, издавна известное на Востоке: пугливые лани, «потрясенные» грозой, преждевременно разрешаются от бремени.

В. Заключение (28:10−11)

Пс 28:10. Здесь, видимо, параллель между грозой, «воспеваемой» Давидом, и потопом времен Ноя, который тоже обрушил на землю Господь (Он восседал над ним). Этой же метафорой символизируется непреходящая власть Господа над миром.

Пс 28:11. Псалмопевец выражает уверенность в том, что всемогущий Господь не лишит силы народ Свой. Развязывающий все природные стихии, Он несет в Себе и мир (поэтическое противопоставление разрушения и покоя, источником которых является все тот же Иегова), которым благословит Израиль.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: сыны Бога / богов.
6  [2] — Сидонское название горы Ермон.
9  [3] — Друг. чтение: по гласу Господа дубы кружатся.
10  [4] — Друг. возм. пер.: и над потопом восседал на престоле Господь.
11  [5] — Или: миром.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.