Псалтирь 31 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Псалом Давида. Стих1
Блажен, чьи преступления прощены2
и грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому ГОСПОДЬ не вменяет прегрешения
и дух которого чужд обмана!
3 Пока замалчивал я грех свой,
изнемогла плоть3 моя от непрестанных стенаний.
4 День и ночь ощущал я, как тяжела рука Твоя,
иссякли силы мои, как влага в летний зной.4
5 Но Тебе признался я во грехе своем
и вину свою не стал скрывать.
Сказал я тогда: «Исповедую я ГОСПОДУ преступления мои»,
и Ты снял с меня вину мою, простил мой грех.
6 Так пусть же каждый слуга Твой верный
Тебе молится, пока даешь ему возможность найти Тебя;5
тогда и при большом разливе своем
никакие воды его не достигнут.
7 Ты прибежище мое, защитишь меня в день бедствия
и песнями избавления окружишь меня.
8 Ты обещал мне: «Я умудрю тебя,
наставлю на путь, по которому идти ты должен,
совет тебе дам, и око Мое над тобою пребудет ».
9 Поэтому я всем скажу:
«Не будьте ж столь неразумны, как кони иль мулы,
буйство которых сдерживать нужно уздой с удилами,
иначе к себе их никогда не приблизишь».
10 Много скорбей у человека нечестивого,
а кто ГОСПОДУ вверяется,
любовью неизменной окружен будет.
11 Радуйтесь же в ГОСПОДЕ и торжествуйте, живущие праведно,
ликуйте все, кто говорит и поступает честно.6

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 31

В надписи, предваряющей этот Псалом Давида, слово Учение может быть понято в значении «наставления», вразумления (сравните стих 8). Давид «наставлен» был Господом, и, многое поняв как в результате этого, так и благодаря собственным размышлениям и покаянию, «вразумляет» теперь других.

В Пс 31-Царь, по всей видимости, подразумевает совершенный им грех прелюбодеяния и убийства (2Цар 11); вразумлению его послужило понесенное им наказание (смерть ребенка, рожденного Вирсавией). Познав «тяготеющую над ним руку Божию» (стих 4) и после покаяния своего — прощение Его, он призывает и других «искать» в подобных случаях Господа, ибо не смирившийся и не покаявшийся не будет избавлен от тяжести своего состояния.

Этот псалом перекликается с Псалмом 50, в котором Давид молит Господа простить его за грех с Вирсавией и за гибель Урии. В то время он не каялся на протяжении года. Так что Пс 31 должен был бы следовать за Псалмом 50, так как тот является «псалмом покаяния», а в этом подчеркиваются извлечение Давидом урока из происшедшего и радость Божиего прощения.

А. Благословение и прощение (31:1−2)

Пс 31:1−2. «Отпущение беззакония» и «не вменение греха» здесь более следует понимать в смысле нравственного очищения (когда дух покаявшегося освобождается от лукавства), чем в буквальном значении — освобождения от ответственности за совершенное и от всяческого наказания (известно ведь, что кара за грех с Вирсавией настигала Давида, на протяжении его жизни, неоднократно, но ценой искреннего покаяния он очистился в глазах Господних; фразу о снятии «вины греха» в стихе 5).

Б. О страданиях нераскаявшегося (31:3−5)

Пс 31:3−5. Псалмопевец вспоминает о том, что, пока он молчал, не каялся — не находил себе места от мук совести, «стенал» денно и нощно, и от переживаний крайне ослаб физически (обветшали кости его, свежесть его исчезла; стихи 3−4). Он чувствовал над собой «тяжесть руки Божией», или, что тоже самое, тяготение гнева Его над собой. Но вот Давид открыл Господу… грех свой, и Он снял с него вину греха его.

В. Хвала прощенного и советы его праведникам (31:6−11)

Пс 31:6−7. Начало стих 6 лучше читать как «да помолится Тебе». Давид вдохновляет других искать Господа, милостивого к кающимся грешникам во время благопотребное; другими словами, когда согрешивший услышит в себе настоятельный голос совести, пусть не медлит с покаянием, чтобы разлитие многих вод не постигло его (напомним, что в Библии разлившиеся, «настигающие» воды часто являются образом бедствий).

В стихе 7 — мысль о том, что Бог — покров и защита, Избавитель от бед, для тех, кто доверяются Ему.

Пс 31:8−9. Давид как бы говорит здесь от имени Господа, Который вразумляет верующего, наставляет его и руководит им. Он напоминает, что око Божие всегда над людьми, и призывает их не упираться подобно коню или мулу, дожидаясь, чтобы Господь «обуздал и покорил» их (образ наказаний, «многих скорбей» (стих 10), которые постигают нечестивых), но добровольно смирялись и каялись перед Ним.

Пс 31:10−11. В отличие от нечестивого, тот, кто уповает на Господа, ощущает себя под защитой милости Его (он «окружен» ею). На этом основании псалмопевец призывает «всех правых сердцем» «веселиться и торжествовать» в Господе.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. маскиль, возможно, означает: «наставление», или «искусно сложенная песнь», или «стих».
1  [2] — Друг. возм. пер.: унесены.
3  [3] — Букв.: кости.
4  [4] — Перевод предположителен.
6  [5] — Друг. чтение: когда невзгоды (придут).
11  [6] — Букв.: кто сердцем правдив.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.